Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Затраты на строительство временных зданий и сооружений
    Вопрос: Просим уточнить, входят ли в лимит по ВЗиС затраты на аренду, доставку и обеспечение электроэнергией от ДЭС жилых мобильных зданий, арендуемых Подрядчиком с целью размещения ИТР, служащих, МОП и охраны, находящихся непосредственно на объекте строительства. Учитывая, что Заказчик занимает позицию не компенсировать Подрядчику данные затраты, причисляя их к накладным расходам, просим также уточнить, относятся ли линейные ИТР, служащие, МОП и охрана к аппарату управления в контексте п.22 Раздела I «Административно-хозяйственные расходы» Приложения 6 МДС 81-34.2004: «Амортизационные отчисления (арендная плата) по основным фондам, предназначенным для обслуживания аппарата управления».
    Для производства строительно-монтажных работ используются различные по своему назначению временные здания и сооружения.
    Сметная стоимость временных зданий и сооружений определяется в соответствии с положениями Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004).
    При этом необходимо учитывать, что Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, обоснование потребности строительства во временных зданиях и сооружениях представляется в составе ПОС с указанием перечня временных зданий и сооружений и места их расположения.
    В соответствии с пунктом 5 приложения 7 МДС 81-35.2004 амортизационные отчисления (арендная плата), расходы на текущих ремонт мобильных (инвентарных) зданий контейнерного сборно-разборного типа (кроме затрат по зданиям санитарно-бытового обслуживания) включены в перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям.
    В соответствии с Перечнем работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружения (пункт 26 приложения 2 ГСН 81-05-01-2001) затраты на устройство и разборку временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, водой, теплом, сетей связи и других коммуникаций, проходящих по стройке от распределительных устройств до пунктов потребления (подключения) в рабочей зоне учтены в составе сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений.
    Затраты на строительство временных коммуникаций (в том числе магистральных линий) от источника подключения от внешних источников до распределительных устройств на строительной площадке учитываются дополнительно в главе 8 «Временные здания и сооружения» сводного сметного расчета стоимости объекта капитального строительства.
    Расходы по износу, ремонту, содержанию и разборке временных разводок от разводящих сетей коммуникаций в пределах рабочей зоны (территории в пределах до 25 метров от периметра зданий или осей линейных сооружений) учтены в составе норм накладных расходов.
    Амортизационные отчисления или арендная плата, затраты на проведение всех видов ремонта и на перемещение сборно-разборных и передвижных зданий санитарно-бытового назначения (раздевалки, сушилки, умывальные, душевые и помещения для обогрева рабочих) учтены нормами накладных расходов.
  • Затраты на строительство временных зданий и сооружений
    Вопрос: Правомерно ли учитывать затраты на подготовку площадок под временное складирование материалов, площадок под вахтовые поселки, площадок под выкладку и монтаж опор отдельными локальными сметами, или данные затраты уже включены в сметный норматив временных зданий и сооружений по процентной норме от сметной стоимости строительно-монтажных работ (по итогу глав 1-7 сводного сметного расчета).
    В соответствии с п. 4 приложения № 7 МДС 81-35.2004 в перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, включены затраты на устройство оснований и фундаментов производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных контейнерных и сборно-разборных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений, включая создание и благоустройство временных поселков, в том числе вахтовых.
    Кроме того, необходимо учитывать, что в главе сводного сметного расчета «Подготовка территории строительства» учитываются затраты на освоение территории строительства, включая площадки для временных титульных зданий и сооружений.
    Рекомендованный перечень видов затрат, включаемый в главу I приведен в приложениях № 6, 8 МДС 81-35.2004.
  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Организация осуществляет проектирование технически сложных и уникальных сооружений, таких как метрополитены и транспортные тоннели. Зачастую для этих сооружений требуется разработка Специальных технических условий (далее - СТУ) как по пожарной безопасности, так и по строительной части. Стоимость разработки СТУ и научно-технического сопровождения при их согласовании – весьма существенная, при отсутствии федеральных государственных нормативов определения стоимости этих работ на всей территории России, кроме г. Москва. Просим разъяснить возможность применения Московских региональных рекомендаций МРР – 9.6-17 «Разработка специальных технических условий для проектирования» для определения (обоснования) стоимости выполнения работ по разработке СТУ на территории российской Федерации за пределами г. Москва. Или просим дать разъяснения, как необходимо расценивать работы по разработке и согласованию СТУ по сметам, предоставляемым в ФАУ Главгосэкспертиза России.

    В соответствии с пунктом 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение № 87), разработка и утверждение специальных технических условий (далее – СТУ) необходима только в случае, если для подготовки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены.

    Разработка и согласование СТУ для подготовки проектной документации на объект капитального строительства осуществляются в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минстроя России от 15.04.2016 № 248/пр (далее – Порядок № 248/пр) «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2016 № 43505).

    СТУ являются техническими требованиями в области безопасности объекта капитального строительства, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующим техническим требованиям в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, а также содержащими отступления от установленных требований (пункт 2 Порядка № 248/пр).

    Представляемые в составе документации для проведения государственной экспертизы СТУ в обязательном порядке должны содержать обоснование необходимости их разработки.

    На основании подпункта «н» пункта 10 Раздела 1 Положения № 87, в составе пояснительной записки должны содержаться сведения о наличии разработанных и согласованных СТУ - в случае необходимости разработки таких условий, в связи с этим, документация по СТУ не входят в состав проектной документации и ценами Справочников базовых цен на проектные работы в строительстве на разработку СТУ не учтена.

    В соответствии с пунктом 1.4 Приложения 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, и включенной в федеральный реестр сметных нормативов действующей в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации, затраты на подготовку СТУ могут учитываются в составе главы 1 сводного сметного расчета стоимости строительства, и определяются на основе расчетов и цен на эти услуги, в том числе с использованием результатов конъюнктурного анализа рынка аналогичных услуг на основании коммерческих предложений.

    На основании пунктов 5.1.4 и 5.1.5 Методических указаний о порядке разработки «Справочники базовых цен на проектные работы в строительстве», утвержденных приказом Минстроя России от 04.06.2015 № 406/пр, указанные затраты могут быть определены по калькуляции, в соответствии с расчетными показателями нормативов трудоемкости проектирования, и с использованием нормативных должностных категорий квалификационных исполнителей проектных работ.

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Прошу дать разъяснения о величине командировочных расходов, в частности суточных и расходов на найм жилья

    Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. Указанная сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

    Порядок определения и включения затрат в сметный расчет стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства определен Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее – МДС 81-35.2004), сведения о которой включены в ФРСН.

    Согласно пункту 9.6 Приложения 8 МДС 81-35.2004 затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ, определяются расчетами на основании проекта организации строительства, исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 № 729 и учитываются в главе 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства (графы 7 и 8). При этом, если перевозка работников осуществляется собственным или арендованным транспортом строительной организации, затраты на проезд в командировочные расходы не включаются, а учитываются согласно пункту 9.3 Приложения 8 МДС 81-35.2004.

    При составлении сметной документации размер нормативов накладных расходов принимается в соответствии с «МДС 81-33.2004. Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве», утвержденными постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6 (далее - МДС 81-33.2004).

    В соответствии с пунктом 20 раздела I «Административно-хозяйственные расходы» Приложения 6 МДС 81-33.2004 расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, исходя из норм, установленных законодательством Российской Федерации, учтены нормативами накладных расходов.

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Каким образом определить стоимость ППТ для линейных объектов

    Согласно пункту 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

    В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 и подпунктом «б» пункта 34 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение) в текстовой части пояснительной записки в качестве исходных данных указываются реквизиты утвержденной и зарегистрированной в установленном порядке документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории).

    На основании изложенного, документы территориального планирования, градостроительного зонирования и межевания территории не являются проектной документацией и, соответственно, затраты на их разработку и изготовление в сводный сметный расчет стоимости строительства не включаются.

    В соответствии с пунктом 1.3 Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Территориальное планирование и планировка территорий», утвержденного приказом Минрегиона России от 28.05.2010 № 260 (далее – Справочник), базовые цены в Справочнике на разработку градостроительной документации установлены в соответствии с объемом работ, предусмотренным действующим законодательством.

    Состав и содержание проектов планировки территории, предусматривающих размещение линейных объектов, установлены Положением о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 564.

    Таким образом, цены на выполнение работ по подготовке проектов планировки территории, предусматривающих размещение линейных объектов, в Справочнике не приведены. Стоимость указанных работ в соответствии с пунктом 2.1.4 Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утверждённых приказом Минрегиона России от 29.12.2009 № 620, определяется расчетом в соответствии с калькуляцией затрат (форма 3П).

    При этом, проектом Методики определения сметной стоимости строительства предусмотрено, что в сводный сметный расчёт стоимости строительства допускается включение затрат, связанных с подготовкой проектов планировки территории, предусматривающих размещение объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, в случае, когда источником финансирования работ по подготовке указанной документации, приведенном в форме задания на ее разработку, являются средства заказчика (застройщика), осуществляющего строительство данного объекта, и не предполагается их компенсация из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Как учитываются затраты при разработке сметной документации и с применением каких сметных нормативов определяются расходы на проведение:
    1) геотехнического мониторинга вновь возводимых (реконструируемых) сооружений;
    2) геотехнического мониторинга сооружений окружающей застройки.

    В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

    В указанный перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, включены Своды правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ.

    В соответствии с СП 22.13330.2016 «Свод правил. Основания зданий и сооружений» (актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83) в период строительства и на начальном этапе эксплуатации вновь возводимых или реконструируемых объектов осуществляется комплекс работ, основанный на натурных наблюдениях за поведением конструкций вновь возводимого или

    реконструируемого сооружения, его основания, в том числе грунтового массива, окружающего сооружение, и конструкций сооружений окружающей застройки (геотехнический мониторинг).

    Состав, объемы и методы геотехнического мониторинга в зависимости от геотехнической категории и других факторов установлены в разделе 12 (пункт 4.16 СП 22.13330.2016).

    Геотехнический мониторинг осуществляется в соответствии с программой, которая разрабатывается в процессе проектирования и является разделом утверждаемой части проектной документации. Программа геотехнического мониторинга должна учитывать рекомендации, полученные в ходе работ по научно-техническому сопровождению строительства (пункт 12.6 СП 22.13330.2016).

    При разработке программы геотехнического мониторинга должны быть определены состав, объемы, периодичность, сроки и методы работ, которые назначаются применительно к рассматриваемому объекту строительства (реконструкции) с учетом его специфики, включающей результаты инженерных изысканий на площадке строительства, особенностей проектируемого или реконструируемого сооружения и сооружений окружающей застройки и т.п.

    Состав работ по геотехническому мониторингу определяется в соответствии с указаниями пунктов 12.4, 12.5. Объемы, периодичность, сроки и методы геотехнического мониторинга должны приниматься по таблице 12.1 СП 22.13330.2016.

    Разработку программы и проекта геотехнического мониторинга, а также его проведение должны выполнять специализированные организации (пункт 12.18 СП 22.13330.2016).

    При проектировании оснований и фундаментов сооружений повышенного уровня ответственности и особо опасных или их реконструкции, а также сооружений геотехнической категории 3, в т.ч. реконструируемых, при наличии окружающей застройки в зоне их влияния следует предусматривать научно-техническое сопровождение строительства. Для выполнения научно-технического сопровождения необходимо привлекать специализированные организации (пункт 4.17 СП 22.13330.2016).

    Состав работ по научно-техническому сопровождению инженерных изысканий, проектирования и строительства оснований, фундаментов и подземных частей сооружений определяется генеральным проектировщиком и согласовывается заказчиком строительства (пункт 4.18 СП 22.13330.2016).

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Подрядная организация при выполнении строительно-монтажных работ, в том числе выполняет работы по изготовлению металлоконструкций на своей производственной базе. Впоследствии выставляет Заказчику затраты, связанные с вывозом и утилизацией отработанного абразивного порошка со своей производственной базы. В связи с этим возникли разногласия по вопросу компенсации Подрядчику данных затрат. Прошу пояснить, входят ли данные затраты, связанные с вывозом и утилизацией отработанного абразивного порошка, в прочие накладные расходы, связанные с содержанием производственных баз, и в каком случае Заказчик должен компенсировать их подрядной организации?

    Расходы по уборке строительного (технологического) мусора, образовавшегося за период производства работ (трудноустранимые потери и отходы, невозвратная тара и бытовые отходы), погрузка и вывоз его на свалку или к месту переработки относятся к расходам на организацию работ на строительных площадках, которые учтены в составе норм накладных расходов (пункты 11 и 12 раздела III приложения 6 к Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утвержденным постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6.

    Затраты на размещение и утилизацию (обезвреживание) строительного мусора, загрязненного грунта и отходов производства определяются сметным расчетом на основании данных раздела 8 проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», предусмотренного пунктами 25 и 40 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87. Затраты, связанные с оплатой указанных услуг учитываются в соответствии с пунктом 4.85 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, в главе 9 «Прочие работы и затраты» (графы 7, 8) сводного сметного расчета стоимости объекта капитального строительства.

    При этом расчет затрат должен содержать данные о тарифе, утвержденном в установленном порядке в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Согласно условиям договора подряда, между нашей организацией и Заказчиком, предусмотрено зимнее удорожание, начисляемое на сумму глав 1-8 согласно Приложению к договору. При этом Заказчик исключает из базы начисления зимнего удорожания затраты на доставку жилых мобильных зданий, арендуемых Подрядчиком с целью размещения ИТР, служащих, МОП и охраны, находящихся непосредственно на объекте строительства, которые включены в состав статьи «Временные здания и сооружения».
    Просим разъяснить, начисляется ли зимнее удорожание на данные затраты.
    Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время определяются на основе норм сборника ГСН 81-05-02-2007 (далее – Сборник). В соответствии с пунктом 2 Общих положений раздела 1 Сборника нормы используются при составлении сметной документации для определения сметного лимита, а также для круглогодичных расчётов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком вне зависимости от времени года.
    Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время учитываются в актах сдачи-приёмки выполненных работ ежемесячно, в том числе и в летнее время. Нормы, предусмотренные ГСН 81-05-02-2001, дифференцированы по температурным зонам и применяются вне зависимости от способа составления сметной документации (ФЕР-2001, ТЕР-2001, ГЭСН-2001).
    Согласно пункту 9.1 приложения 8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время определяются от стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1 – 8 сводного сметного расчета стоимости объекта капитального строительства на основе ГСН 81-05-02-2001 (графы 4, 5 и 8).
    При определении дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время учитывается полная стоимость строительных и монтажных работ, с учётом затрат на титульные временные здания и сооружения, предусмотренных в главе 8 сводного сметного расчета.
  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Согласно условиям договора подряда, между нашей организацией и Заказчиком, предусмотрено зимнее удорожание.
    Просим разъяснить, начисляется ли зимнее удорожание в том числе и на ВЗиС. Правомерен ли отказ Заказчика от принятия сумм зимнего удорожания в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1-8 сводного сметного расчета стоимости строительства?
    Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время определяются на основе норм сборника ГСН 81-05-02-2007 (далее – Сборник).
    В соответствии с п. 2 Общих положений раздела 1 Сборника нормы используются при составлении сметной документации для определения сметного лимита.
    Нормы, предусмотренные ГСН 81-05-02-2001, дифференцированы по температурным зонам и применяются вне зависимости от способа составления сметной документации (ФЕР-2001, ТЕР-2001, ГЭСН-2017).
    Согласно пункту 9.1 приложения 8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время определяются от стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1 – 8 сводного сметного расчета стоимости объекта капитального строительства на основе ГСН 81-05-02-2001 (графы 4, 5 и 8).
  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Прошу дать разъяснение, возможно ли затраты по оплате процентов за пользование кредитными средствами в размере сверх норматива 2,53% от накладных расходов, установленного пунктом 4.2 Приложения 9 к Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004) в составе прочих накладных расходов, включать в 9 главу «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства такого объекта.
    Основным нормативным документом, определяющим состав и содержание расходов, связанных с производством продукции и выполнением работ, является глава 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса Российской Федерации.
    Затраты по уплате процентной ставки за банковский кредит, связанные с задержкой оплаты выполненных работ в связи с отсутствием у заказчика необходимых средств, не включаются в сметную стоимость строительных работ.
    Согласно статье 265 главы 25 Налогового кодекса расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего или инвестиционного) включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией продукции, и не относятся на себестоимость строительной продукции.
    С учетом изложенного, причиненные подрядчику убытки, включая затраты по уплате процентов за кредит, возмещаются заказчиком в виде штрафных санкций, предусмотренных в договоре подряда.