Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • 1.1. Вопрос: Подлежит ли экспертизе проектная документация на капитальный ремонт магистрального газопровода?
    На основании части 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом, согласно части 3.3 статьи 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик может направить проектную документацию на капитальный ремонт объектов капитального строительства для проведения государственной или негосударственной экспертизы по собственной инициативе. Форма проведения экспертизы и орган (организация) по проведению экспертизы определяются в соответствии с требованиями частей 3.4, 4.1, 4.2 и 4.8 статьи 49 ГрК РФ.
  • 1.2. Вопрос: В отношении каких объектов капитального строительства, входящих в состав объектов инфраструктуры воздушного транспорта, проведение государственной экспертизы относится к полномочиям ФАУ «Главгосэкспертиза России»?
    В соответствии с пунктом 5.1. части 1 статьи 6 и пункта 6 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ, подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 к полномочиям к ФАУ «Главгосэкспертиза России» относится проведение государственной экспертизы объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта в следующих случаях:
    - строительство объектов инфраструктуры воздушного транспорта осуществляется в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты; 
    - если объекты инфраструктуры воздушного транспорта являются особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации. К таким объектам, согласно части 2 статьи 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, относятся взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более (за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа), объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с указанным перечнем к особо опасным, технически сложным объектам;
    - финансирование строительства или реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта осуществляется с привлечением средств федерального бюджета (исключение составляют объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности); 
    - направление по выбору заявителя проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий  в отношении объектов инфраструктуры воздушного транспорта, строительство или реконструкция которых обеспечивается с привлечением средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, или юридических лиц, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов;
    - строительство, реконструкция объектов инфраструктуры воздушного транспорта предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации).
    Проведение государственной экспертизы проектной документации в отношении иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта в соответствии с частями 3.4 и 4.2 статьи 49 ГрК РФ относится к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен земельный участок, на котором планируется осуществлять строительство или реконструкцию объекта капитального строительства.

  • 1.3. Вопрос: Как осуществляется продление срока проведения государственной экспертизы? Какие требования к оформлению заявления?
    На основании части 7 статьи 49 ГрК РФ срок проведения государственной экспертизы может быть продлен по заявлению застройщика или технического заказчика (заявителя), но не более чем на двадцать рабочих дней в порядке, установленном договором о проведении государственной экспертизы. Учитывая, что требования к оформлению заявления о продлении срока государственной экспертизы законодателем не установлены, указанное заявление может быть оформлено заявителем в свободной форме. При этом оформление дополнительного соглашения к ранее заключенному договору не требуется.
  • 1.4. Вопрос: Генеральный проектировщик на стадии производства работ вносит изменения в проектную документацию. Необходима ли повторная экспертиза проектной документации?
    Согласно части 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Решение о направлении документов для проведения повторной экспертизы в отношении объекта капитального строительства принимается застройщиком (техническим заказчиком) самостоятельно. В соответствии с пунктом 44 Положения № 145 в случае если в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, внесены изменения в части технических решений, которые влияют на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, такая проектная документация направляется повторно для проведения государственной экспертизы. Также по инициативе застройщика или технического заказчика повторно на государственную экспертизу может быть направлена проектная документация, в которой внесенные изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
  • 1.5. Вопрос: В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. федерального закона от 3 августа 2018 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, объектов инфраструктуры морских портов, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам» каким образом осуществляется распределение полномочий по проведению государственной экспертизы в отношении объектов железнодорожного транспорта общего пользования?
    Согласно пункту 5.1 части 1 статьи 6 и пункту 7 части 1 статьи 48.1  ГрК РФ к полномочиям к ФАУ «Главгосэкспертиза России» относится проведение государственной экспертизы проектной документации в отношении  объектов  капитального  строительства  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего  пользования  в  случае  строительства  данных  объектов  в  рамках  концессионного  соглашения  или  иных  соглашений,  предусматривающих  возникновение  права  собственности  Российской  Федерации  на  данные  объекты,  а  также  объектов  являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте. Такими объектами, согласно  части 1.1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» являются:
     -  тоннели длиной более 500 метров;
    - мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров; 
    - железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров;
    - сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки; 
    - объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с указанным перечнем к особо опасным, технически сложным объектам.
    Проектная  документация  и  результаты  инженерных  изысканий по  вышеуказанным  объектам  подлежат  государственной  экспертизе   в ФАУ «Главгосэкспертиза России»,  для  проведения  которой  их  материалы  представляются  в  центральный аппарат (г. Москва)  или  его  филиалы,  согласно  Приложениям  №  1  и  №  2  к  Порядку  распределения  полномочий,  утвержденному  приказом  ФАУ «Главгосэкспертиза России»  от  22 августа 2016 г.  №  51.
  • 1.6. Вопрос: Проектная документация каких объектов культурного наследия должна проходить государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза России»?
    В случае если проектной документацией, подготовленной для строительства или реконструкции объектов капитального строительства, предусматриваются работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения, затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, то такая проектная документация и выполненные для ее подготовки результаты инженерных изысканий на основании пункта 5.1 части 1 статьи 6 и части 4.1 статьи 49 ГрК РФ  подлежат государственной экспертизе в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Определение понятия работ по сохранению объектов культурного наследия установлено  Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
  • 1.7. Вопрос: Подлежит ли государственной экспертизе проектная документация на реконструкцию автоматизированной системы управления технологическим процессом комплексного пункта сбора нефти?
    На основании части 1 статьи 48, частей 1 и 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проводится в отношении проектной документации, подготовленной для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в отношении результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации. Проведение экспертизы в отношении проектной документации инженерных систем, не предусматривающей строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, законодательством не предусмотрено.
  • 1.8. Вопрос: Кто имеет полномочия на внесение изменений в проектную документацию?
    Требования законодательства, установленные в отношении лиц, имеющих право на подготовку проектной документации, применяются также к лицам, осуществляющим внесение изменений в проектную документацию. Согласно части 11 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика. Решение о необходимости внесения изменений в проектную документацию принимается застройщиком или техническим заказчиком, что отражается в задании на проектирование, которое, как правило, является приложением к договору о подготовке проектной документации. Согласно положениям частей 4 и 5 статьи 48 ГрК РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключаемые с застройщиком или техническим заказчиком, также должны выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования только лицам, указанным в части 4.1 статьи 48 ГрК РФ. Внесение изменений в проектную документацию осуществляется в соответствии с требованиями раздела 7 ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации».
  • 1.9. Вопрос: Требуется ли проведение экспертизы проектной документации на строительство и разработку месторождения общераспространенных полезных ископаемых с применением взрывных работ, а также инженерных изысканий по месторождению общераспространенных полезных ископаемых, разработка которого планируется с применением взрывных работ и в случае отсутствия в границах земельного отвода карьера капитальных зданий, строений и сооружений для обогащения и переработки полезных ископаемых?
    Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объектами капитального строительства являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
    В соответствии с пунктом 103 ГОСТ Р 57719-2017  «Горное дело. Выработки горные. Термины и определения» (далее – ГОСТ Р 57719-2017) под карьером понимается горное предприятие, представляющее собой совокупность разнообразных горных выработок в земной коре и технологических служб, осуществляющее разработку месторождения полезного ископаемого открытым способом. При добыче угля и россыпей карьер называют разрезом. К горным выработкам относятся искусственные сооружения в недрах Земли или на ее поверхности, созданные в результате ведения горных работ с целью выполнения ее функционального назначения и сохранения в течение определенного срока времени. В пределах карьерного поля образуются открытые выработки, имеющие незамкнутый контур поперечного сечения, вследствие их примыкания к земной поверхности (пункты 1, 3 ГОСТ Р 57719-2017). Следовательно, карьер (разрез) является совокупностью горных выработок (искусственных сооружений), к числу которых относятся и капитальные траншеи – траншеи (открытые горные выработки), проводимые для вскрытия карьерного поля, создающие доступ транспорту с поверхности к разрабатываемому горизонту месторождения, чей срок эксплуатации обычно соответствует сроку эксплуатации месторождения (пункты 105, 106 ГОСТ Р 57719-2017). В соответствии с требованиями частей 3, 4 статьи 49 ГрК РФ, статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» до начала производства горных работ на участке недр, предоставленных в пользование на основании лицензии, проектная документация по организации и ведению горных работ подлежит государственной экспертизе и согласованию в порядке, предусмотренном статьей 23.2 указанного закона.  В соответствии с пунктом 5 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также подпунктом «в» пункта 11 статьи 48.1 ГрК РФ карьер, на котором ведутся горные работы с применение взрывных работ, относится к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства; проведение государственной экспертизы в отношении таких объектов на основании пункта 5.1 части 1 статьи 6 и части 4.1 статьи 49 ГрК РФ относится к полномочиям ФАУ «Главгосэкспертиза России».
  • 1.10. Вопрос: В каких случаях для подготовки проектной документации должны разрабатываться специальные технические условия? Каким документом установлен состав специальных технических условий?
    В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» специальные технические условия (далее — СТУ) разрабатываются в случае, если для подготовки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, включенными в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, или если требуется отступление от указанных требований, а также в случае, если такие требования не установлены. Статьей 2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, разрабатываются СТУ, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, разработанных на основе требований указанного Федерального закона. Разработка и согласование СТУ для подготовки проектной документации на объект капитального строительства осуществляются в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минстроя России от 15 апреля 2016 г. № 248/пр.