Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-11-12 Единый справочный телефон. Пн–пт 9:00–18:00
Версия для слабовидящих

История Учреждения

Главгосэкспертиза России в истории

Системные работы по контролю в сфере строительства были начаты Петром I, по указу которого была организована «Канцелярия от строения» Системные работы по контролю в сфере строительства были начаты Петром I, по указу которого была организована «Канцелярия от строения» — надзорный орган, осуществлявший контроль за сооружениями в городах и селах. Члены Канцелярии обсуждали проекты мастеров, после чего комиссия выдавала заключение, утвердить которое мог только император.

в начале XIX века управление и контроль за строительством, включая все надзорные функции, в соответствии с Манифестом Александра I от 9 сентября 1802 года «Объ учреждении Министерствъ» был возложен на Министра внутренних дел, в ведении которого находилось построение и содержание всех публичных зданий в государстве.

Развитие промышленности в России середины XIX века привело к осознанию необходимости создания влиятельного органа управления строительной отраслью. 6 апреля 1865 года решением Государственного Совета Канцелярия строений преобразована в Технико-строительный комитет и передана в ведение Министерства внутренних дел России. Утвержден Строительный Устав, устанавливающей обязанностью Комитета рассмотрение и экспертизу проектов перед передачей их на утверждение императору. Также в компетенцию Комитета входило проектирование сооружений, находящихся в ведении Министерства и имевших общегосударственное значение.

в последние десятилетия XIX века управление строительством передано в ведение городских управ (земств). Контроль над качеством проектов, строительством и расходованием средств снизился, что зачастую приводило к авариям. Строгий надзор за качеством проектирования и строительства сохранялся лишь в государственной сфере, охватывающей прокладку железных дорог, строительство путевых сооружений, военных и казенных объектов и т.п.

в начале XX века для становления института экспертизы наступили не самые лучшие времена: многочисленные проекты реформирования строительной отрасли и экспертизы так и остались нереализованными. После Октябрьской революции, 5 декабря 1917 года распоряжением Совета народных комиссаров создан подотдел общеполезных государственных сооружений при ВСНХ РСФСР, задача которого – управление строительной отраслью и осуществление экспертно-надзорных функций.

9 мая 1918 года был учрежден Главный комитет государственных сооружений (Главкомгосоор) при ВСНХ РСФСР, в компетенцию которого входят разработка государственного плана строительства и рассмотрение всех проектов, поступающих в ВСНХ и наркоматы.

Советский период

Указом Президиума ВС СССР от 9 мая 1950 года и постановлением СМ СССР от 10 июня 1950 года № 2434 был образован Госстрой СССР, на который как на единый орган управления отраслью были возложены задачи не только координации всей строительной деятельности, но и обеспечение технического прогресса в строительстве и производстве стройматериалов — стало очевидным, что начинать надо с резкого повышения качества проектов и смет.

Главное управление государственной экспертизы как самостоятельный главк Госстроя СССР сформировано в 1962 году. Главное управление государственной экспертизы как самостоятельный главк Госстроя СССР сформировано в 1962 году. До его появления функции экспертизы делили между собой комплексные отраслевые подразделения Главного комитета государственных сооружений ВСНХ, в их функции также входили работы по организации и контролю технического нормирования и типового проектирования.

в 1963 году небольшое по численности Главное управление государственной экспертизы при Госстрое СССР было преобразовано в мощную структуру с отраслевыми отделами. в последующие годы подразделения Главгосэкспертизы и самостоятельные организации с такими же функциями появляются в союзных и автономных республиках, краях и крупных городах.


в целях совершенствования экспертной работы было принято несколько документов, в том числе постановление Совета Министров СССР «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений от 4 мая 1973 года № 291. Во исполнение этого постановления были осуществлены мероприятия, направленные на повышение действенности экспертизы как средства контроля за качеством проектов, внедрением в производство новейших научно-технических достижений и эффективностью капитальных вложений.

29 сентября 1987 года постановлением Совета Министров РСФСР № 386 создано Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое РСФСР (Главгосэкспертиза РСФСР). Главгосэкспертиза РСФСР и ее региональные управления составили систему экспертных органов Госстроя РСФСР. На Главгосэкспертизу РСФСР была возложена ответственность за организационное и методическое руководство работой всех экспертных органов РСФСР, обобщение результатов экспертизы технико-экономических расчетов, обоснований, проектов и смет, подготовку предложений о совершенствовании проектно-сметного отдела, его нормативной базы, распространение передового опыта проектирования и строительства.

Новая Россия

14 июля 1992 года принят Закон Российской Федерации № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации» — первый в истории новой России закон, регулирующий деятельность строительной отрасли.

Постановление правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» определило, что градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве строительства Российской Федерации (Главгосэкспертизе России), организациях государственной вневедомственной экспертизы в субъектах Российской Федерации, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то государственных органах.

7 мая 1998 года принят Федеральный закон № 73-ФЗ, который вводит первый Градостроительный кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий градостроительные и отдельные связанные с ними отношения на территории страны.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» установило основные цели проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации.

30 декабря 2004 года вступает в силу новая редакция Градостроительного кодекса Российской Федерации. Как и предшествовавшая версия, она предусматривает обязательное проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Но впервые в России кодекс установил необходимость принятия «правил игры».

5 марта 2007 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», принятое во исполнение части 11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и изменившее работу государственной экспертизы и строительного комплекса страны.

Главгосэкспертиза России сегодня

Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов: «Наша главная цель — недопущение ошибок при строительстве объектов капитального строительства». Главгосэкспертиза России — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для выполнения работ и оказания услуг в сфере организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства. Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» создано путем изменения организационно-правовой формы в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» и на основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 795.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень: «Сегодня, когда поставлена задача эффективно использовать государственные средства, деятельность экспертизы приобретает особую – материальную – ценность, которая выражается в миллиардах рублей сэкономленных бюджетных средств». Полное официальное название — Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы».

в регионах Главгосэкспертиза России представлена двенадцатью филиалами, которые рассматривают проектную документацию по объектам капитального строительства, реконструкции или технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства). Филиалы расположены на всей территории Российской Федерации – от Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону до Екатеринбурга, Хабаровска и Севастополя.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень: «Работа строительной экспертизы - один из главных государственных ресурсов, направленных на создание благоприятных условий для жизни граждан и обеспечение их безопасности. Вклад экспертов в формирование современного, высокотехнологичного строительного комплекса, отличительными чертами которого являются безопасность и надежность, чрезвычайно важен». Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1330 стало началом новой эпохи государственной экспертизы: с 1 сентября 2016 года проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, подготовленных в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы, должны представляться в Главгосэкспертизу России только в электронной форме. Исключение составляют случаи, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3 июля 2016 года принят Федеральный закон № 369-ФЗ, вносящий изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Его целью является создание современной нормативной правовой и методической базы в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Достижение цели предполагается путем внедрения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Естественным продолжением этой работы стало наделение Главгосэкспертизы России полномочиями в сфере ценообразования, а также функцией по созданию, эксплуатации и развитию ФГИС ЦС.

1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 368-ФЗ, который внес существенные изменения в положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, связанные с подготовкой проектной документации, порядком проведения ее экспертизы и последующим хранением указанных документов и сведений о них. Его важнейшие новеллы — создание Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, введение института экономически эффективной проектной документации повторного использования и изменение института модификации проектной документации.

Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов: «Мы продолжим курс на реформирование института экспертизы: он должен стать не просто барьером и фильтром для ошибочных и аварийно-опасных решений, но и формировать необходимые условия для существенного изменения подходов к реализации новых проектов строительства, значительно облегчив их проектирование, оценку затрат, и повысить экономическую эффективность капитальных вложений в целом». С 2017 года документы для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также проверки достоверности определения сметной стоимости представляются в Главгосэкспертизу России и региональные организации государственной экспертизы только в электронной форме вне зависимости от источника финансирования строительства, за исключением определенных законодательством Российской Федерации случаев.

В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 563 Главгосэкспертиза России наделена полномочиями по проведению технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов и предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Руководители Главгосэкспертизы России

 

Юрий Борисович Жуковский

Юрий Борисович Жуковский

Родился в 1935 году в Москве. Окончил Московский инженерно-экономический институт имени Серго Орджоникидзе (1953—1958), машиностроительный факультет, специальность – экономика и организация машиностроительной промышленности, а также политико-экономический факультет Университета марксизма—ленинизма при Фрунзенском РК КПСС (1982—1983).

Более тридцати пяти лет Юрий Борисович Жуковский проработал в экспертных органах Госстроя СССР и Госстроя России. Работая помощником Председателя Госстроя СССР, курировал вопросы экспертизы, проектно-сметного дела, технического нормирования в строительстве.

с 1986 года возглавлял Главгосэкспертизу Госстроя Российской Федерации, одновременно замещая должность заместителя Председателя Госстроя РСФСР. Все годы работы на посту руководителя Главгосэкспертизы России был членом коллегии Госстроя Российской Федерации.

За время трудовой деятельности в Госстрое СССР и Госстрое Российской Федерации проводил экспертизу проектов наиболее значимых народнохозяйственных строек, был непосредственным разработчиком более десяти правительственных постановлений по актуальным вопросам капитального строительства, проектно-сметного дела и экспертизы проектов.

Большой личный вклад Юрий Борисович внес в создание системы органов государственной вневедомственной экспертизы Российской Федерации и других союзных республик бывшего СССР, а также в создание нормативно-методической базы, обеспечивающей эффективную деятельность экспертизы и насчитывающей около сорока документов.

Изначально заложенные им принципы и организационные формы территориального построения органов государственной вневедомственной экспертизы под единым организационно-методическим руководством Главгосэкспертизы России подтвердили жизненность и действенность созданной единой экспертной системы при всех переломных ситуациях переходного периода последнего десятилетия в России.

Юрий Борисович Жуковский является автором многих печатных работ, в том числе разделов «Экспертиза» Российской архитектурно-строительной энциклопедии и Федерального справочника по строительству, книг «Экспертиза в строительстве» и «Экспертиза в инвестиционном процессе Германии», а также статей в периодической печати.

Юрий Борисович был членом экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, членом комиссии при Президенте России по государственным премиям в области науки и техники, председателем Межгосударственной комиссии по межгосударственной экспертизе проектов стран СНГ, членом правления РОИС, Заслуженным строителем и Почетным строителем России, а также обладателем ряда правительственных наград и почетных грамот.


Вячеслав Юрьевич Леушин

Вячеслав Юрьевич Леушин

Родился в 1950 году.

Окончил факультет строительства военно-морских баз Высшего военного инженерно-технического училища (1967—1972), получив специальность военного инженера-строителя.

Кандидат экономических наук, академик Международной академии информатизации, заслуженный строитель Российской Федерации, работал в системе экспертизы более двадцати лет, пройдя путь от рядового эксперта до начальника главка.

с 2001 года возглавлял Главгосэкспертизу при Госстрое России. Под его руководством с 2001 года началась перестройка системы экспертных органов страны путем создания обособленных подразделений (филиалов) в субъектах Российской Федерации, а также совершенствование законодательно-нормативной базы экспертной деятельности.

Вячеслав Юрьевич – научный руководитель раздела «Экспертиза» в Российской архитектурно-строительной энциклопедии. Лидер научной школы «Проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации».

Вячеслав Юрьевич Леушин – председатель Комиссии по межгосударственной экспертизе проектов Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств – участников СНГ. Автор многочисленных публикаций и аналитических статей по вопросам совершенствования проектного дела, методологии экспертной деятельности, повышения эффективности инвестиций в строительстве и т. д.

Вячеслав Юрьевич принимал активное участие и в общественной жизни строительной отрасли, являясь председателем Союза строительных экспертов России и членом правления Российского общества инженеров строительства.


Сергей Павлович Османов

Сергей Павлович Османов

Родился в 1955 году в Армянской АССР.

Окончил юридический факультет Ленинградского университета имени А.А. Жданова (1980 г.) по специальности «Правоведение».

После окончания университета работал в Ленинградском городском суде, городской прокуратуре.

С 1991 по 1993 годы возглавлял Юридическое управление КУГИ Санкт-Петербурга.

С мая 1996 по февраль 2000 года работал в ОАО «ПСБ» в должности директора юридической дирекции банка.

С марта 2000 и до 2004 года – вице-президент ЗАО «Банкирский Дом «Санкт-Петербург».

С 1 октября 2004 по 2006 год – заместитель председателя правления, член правления ОАО «ПСБ».

С 2006 по 2014 годы возглавлял Главгосэкспертизу России.

Благодаря своему высокому профессионализму, невероятной работоспособности, чуткому отношению к работе, выдающимся личным качествам Сергей Павлович вызывал неизменное уважение коллег.