Оставьте свой отзыв
Оставить отзыв о Главгосэкспертизе России

В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.

Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно

Ценообразование в строительстве

Методология ценообразования

Главгосэкспертиза России приглашает представителей профессионального сообщества принять непосредственное участие в процессе совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности в целях создания максимально эффективной системы ценообразования, выработки консолидированных решений по рассматриваемым вопросам и обеспечения достоверного определения сметной стоимости.

Для сбора предложений в рамках разработки методических документов создан сервис:

Форма сбора предложений

Обращаем внимание на то, что все предложения, поступившие от представителей профессионального сообщества, будут рассмотрены ответственными подразделениями Главгосэкспертизы России в рамках их компетенций на предмет необходимости учета при выполнении соответствующих работ по совершенствованию системы ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности.

О ФГИС ЦС

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 1452 от 23.12.2016 информация о ценах на строительные ресурсы размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), создание, ведение и развитие которой поручено Главгосэкспертизе России.

Главгосэкспертиза России предлагает отрасли удобный рабочий инструмент — систему, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, размещение и использование информации, необходимой для определения сметной стоимости строительства. В системе размещены федеральный реестр сметных нормативов, укрупненные нормативы цен строительства, методики определения сметных цен строительных ресурсов, классификатор строительных ресурсов, перечень юридических лиц, обязанных предоставлять информацию в ФГИС ЦС. ФГИС ЦС позволяет не только оптимизировать стоимость строительства, но и создает основы для повышения стабильности рынка строительства и улучшения конкурентного климата на рынке строительных материалов, стимулирования применения инновационных технологий строительства и импортозамещения в строительстве.

Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве запущена в промышленную эксплуатацию.

Перейти к системе

Планирование разработки сметных нормативов

Приказом Минстроя России от 13.01.2020 № 2/пр «Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов и о признании утратившим силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. № 710/пр «Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов» установлены правила планирования, рассмотрения и утверждения сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, в том числе многоквартирных домов, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов (далее – Порядок), разработка (актуализация) сметных норм осуществляется в соответствии с Планом утверждения (актуализации) сметных нормативов (далее – План).

План формируется из трех разделов:

  • раздел I «Сметные нормы»;
  • раздел II «Методики определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации» (далее - МНЗ);
  • раздел III «Методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм».

Формирование Плана осуществляется ежегодно Минстроем России на основании предложений, поступающих от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц (далее - Инициаторы) об утверждении (актуализации) сметных норм и МНЗ.

Предложения по разработке сметных нормативов направляются в адрес Минстроя России и Учреждения. Прилагаемые к Предложению документы направляются Инициатором только в адрес Учреждения с обязательным приложением следующих документов в соответствии с пунктом 6 Порядка:

  • наименование и место нахождения Инициатора;
  • описание технологии, для которой планируется разработка сметных норм или указание сметных норм, планируемых к актуализации;
  • наименование сборника сметных норм, в который планируется включение новых и актуализированных сметных норм;
  • срок разработки (актуализации) сметных норм;
  • наименование организации (органа), обеспечивающей финансирование разработки (актуализации) сметных норм;
  • обоснование целесообразности разработки (актуализации) сметных норм. Обоснованием целесообразности актуализации сметных норм являются данные об изменении требований нормативно-технических документов, которые приводят к изменению технологии производства работ или расхода строительных ресурсов, данные об изменении времени выполнения технологических операций на основании технических характеристик новых машин и механизмов, технических характеристик и свойств материалов. При разработке новых норм, предполагающих включение в действующие таблицы сметных норм, а также актуализации действующих норм, необходимо соблюдать параметрические ряды, а при невозможности - актуализировать действующие нормы дополняемых (актуализируемых) таблиц сметных норм;
  • перечень строительных ресурсов, необходимых для производства работ по технологии, по которой Инициатором предлагается разработка (актуализация) сметных норм;
  • сведения о наличии объектов (полигонов) для проведения нормативных наблюдений с указанием планируемой даты и места производства работ с применением технологии, для которой Инициатором предлагается разработка (актуализация) сметных норм, либо информация о возможности разработки (актуализации) сметных норм расчетно-аналитическим методом;
  • сведения об исходной документации, необходимой для разработки (актуализации) сметных норм;
  • предложения по дополнению разделов «Общие положения», «Исчисление объемов работ» и «Приложения» соответствующего сборника сметных норм (при необходимости);
  • результаты анализа экономической эффективности технологии производства работ, по которой Инициатором предлагается разработка (актуализация) сметных норм, по сравнению с применяемыми на дату представления Предложения сметными нормами и предусмотренными ими технологиями;
  • источник финансирования разработки (актуализации) сметных норм;
  • наименования и реквизиты актов Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих указания на разработку (актуализацию) сметных норм (при наличии);
  • иные сведения, относящиеся к утверждению (актуализации) сметных норм.

Шаблон обращения в Минстрой России  (*.docx).

Вышеуказанные документы представляются Инициаторами на бумажном носителе (документы должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены печатью (при наличии) и подписью Инициатора (руководителя Инициатора, иного уполномоченного лица с одновременным представлением документов, подтверждающих его полномочия)), а также на электронном носителе в открытом формате (пункты 8 и 9 Порядка).

Ниже представлен шаблон обоснования целесообразности разработки (актуализации) сметных норм, а также формы по заполнению соответствующей информации согласно требованиям пункта 6 Порядка:

Обоснование целесообразности разработки (актуализации) сметных норм  (*.docx).

Форма заполнения информации, указанной в пункте 6 Порядка  (*.xlsx).

Прием предложений и документов от Инициаторов осуществляется Минстроем России и Учреждением в срок до 1 сентября года, предшествующего году, на который осуществляется планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов, сведения о которых содержатся в Предложении.

В обязательном порядке в План включается информация о сметных нормативах, указания на разработку которых содержатся в актах Правительства Российской Федерации, поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Изменения в План вносятся приказом Министерства на основании актов и поручений Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Предложений.

Обращаем внимание, что в случае неисполнения Инициатором обязательства по разработке (актуализации) сметных нормативов и (или) переноса срока разработки сметных нормативов более двух раз, такой сметный норматив из формируемого Учреждением проекта Плана исключается. Перенос срока разработки сметного норматива осуществляется на основании письменного обращения Инициатора в Министерство и Учреждение с указанием причин необходимости такого переноса.

Разработка проектов сметных норм

В соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 13.01.2020 № 2/пр (Порядок 2/пр), ФАУ «Главгосэкспертиза России» (Учреждение) рассматривает проекты сметных норм в части соответствия проектов сметных норм нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, методикам, необходимым для определения сметной стоимости строительства, разработки и применения сметных норм, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

В целях сокращения типовых технических ошибок Учреждением сформированы рекомендации по формированию проектов сметных норм (ПСН).

Приказом Минстроя России от 18.07.2022 № 577/пр утверждена Методика разработки сметных норм (Методика № 577/пр). Методика применения сметных норм утверждена приказом Минстроя России от 14.07.2022 № 571/пр (Методика № 571/пр).

Одновременно с Методикой № 577/пр, а также Методикой № 571/пр следует принимать во внимание положения учебной литературы и методических пособий по нормированию труда в строительстве при подготовке проектов сметных норм (ПСН).

Техническое нормирование предназначено определения необходимых затрат и осуществляется методами нормативных наблюдений и расчетно-аналитическими методами.

В рамках подготовки к техническому нормированию следует изучить приемы выполнения работы и организацию трудового процесса, установленные нормативной документацией (СП, ГОСТ, ТУ, ПОС и др.), а также применяемые на объектах (проектная документация, технологические карты, регламенты, журналы производства работ и пр.). Кроме того, необходимо ознакомиться с положениями методических документов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН), регламентирующих особенности учета затрат в сметной документации

В случае определения затрат по результатам проведения нормативных наблюдений формируются акты хронометражных наблюдений (АХН). Рекомендуемые образцы АХН приведены в приложении № 13 к Методике № 577/пр. При нормировании линейного процесса, когда работы выполняются последовательно, рекомендуется использовать форму «Цифровой фотоучет», при наблюдении процесса, предусматривающего параллельно выполняемые операции, рекомендуется использовать форму «Фотоучет смешанный». При заполнении форм ХН следует принимать во внимание рекомендации Учреждения.

Заполненные по результатам нормативных наблюдений формы сброшюровываются прошиваются и заверяются печатями и подписями уполномоченных представителей организации-участников технологического процесса.

По результатам проведения нормативных наблюдений осуществляется аналитическая обработка полученных данных с определением коэффициента разбросанности хронометражного ряда, расчетом среднего значения показателей норм и заполнением таблицы вывода норм (ТВН). Форму таблицы вывода норм, приведенную в приложении № 14 к Методике № 577/пр, следует заполнять с учетом рекомендаций.

На основании исходных данных, в том числе результатов нормативных наблюдений (при наличии), проводится исследование (сплошное или выборочное) технологического процесса. В ходе исследования анализируется эффективность наблюдаемых организационных, технических, технологических, санитарно-гигиенических, физиологических решений, а также возможности их оптимизации. Кроме того, уточняется соблюдение правил охраны труда и исполнение требований инструкций по эксплуатации машин и механизмов, используемых в наблюдаемом процессе. Также рассматриваются условия труда, эффективность и рациональность использования трудовых ресурсов, возможности механизации процессов и соответствие используемых материальных ресурсов.

По результатам исследования наблюдаемого процесса формируется технологическая карта (ТК), описывающая нормаль технологического процесса – рациональные и оптимальные решения для типовых условий производства работ с учетом эффективного использования строительных ресурсов и соблюдений требований безопасности производства работ.

На основании ТК и с учетом проектной и технической документации (ППР, РД, ГОСТ, ТУ, типовые проектные альбомы, отгрузочные ведомости, инструкции и пр.) составляется перечень рабочих операций и определяется объем работ. Исходя из норм времени по ТВН калькулируются время труда рабочих, работы машин, кроме того, определяется потребность в материальных ресурсах. Рассчитанные затраты формируются в сводки потребности в ресурсах, на основании которых составляется итоговая таблица ПСН. В приложениях № 3-7 и 10 к Методике № 577/пр приведены соответствующие образцы форм, для которых сформированы рекомендации по заполнению.

Следует отметить, что при формировании электронного варианта для каждого ПСН рекомендуется составлять один файл с содержанием всех расчетных данных: ТВН, перечень операций, калькуляция, сводки затрат и, при необходимости, иными расчетными материалами, используемыми для определения затрат конкретного ПСН.

Требования к оформлению представляемых на рассмотрение ПСН и обосновывающих документов к ним установлены пунктами 8-10(1) Порядка № 2/пр.

Обращаем внимание, что согласно положениям Порядка № 2/пр ПСН следует направлять в адрес Минстроя России. ПСН, направленные в адрес Учреждения напрямую, остаются без рассмотрения. При этом информация о разработанных ПСН должна содержаться в Плане утверждения (актуализации) сметных нормативов на соответствующий год.

Качественная подготовка исходных данных и формирование соответствующих форм, а также оформление сведений и документов в установленном порядке снижает количество замечаний предметного и технического характера при проведении проверки ПСН.

Мониторинг цен

Во исполнение Федерального закона от 03.07.2016 № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» Главгосэкспертиза России проводит мониторинг цен строительных ресурсов.

По интересующим вопросам просим обращаться в контактный центр Главгосэкспертизы России по телефонным номерам:
+7 (495) 625-95-95 (г. Москва);
8 (800) 775-95-95 (Бесплатный звонок по России).

Классификатор строительных ресурсов, утвержденный приказом Минстроя России от 17.11.2022 №969/пр.

Распределение номенклатуры грузов по классам (*.pdf).

Список речных и морских бассейнов Российской Федерации (*.pdf).

Вопрос-ответ