Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

«Звезда» Приморья: почему новый судостроительный комплекс на Дальнем Востоке получил звание суперверфи

Решение о строительстве судоремонтного завода № 892 в бухте Большой Камень на тихоокеанском побережье СССР, позже переименованного в Дальневосточный завод «Звезда», было принято Совнаркомом в ноябре 1945 года. Сегодня «Звезда» стала ведущим предприятием по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота, но многие путают ДВЗ «Звезда» с ССК «Звезда» - расположенным на территории завода современным комплексом, запуск которого знаменует новейшую страницу истории российского судостроения. В публикации Информационно-аналитического агентства DEITA.RU перечисляются самые важные производственные объекты новой «Звезды», которые и делают эту верфь уникальной. Проекты каждого из этапов развития суперверфи проходят экспертизу в Главгосэкспертизе России.

Стратегически важный проект строительства ССК «Звезда» реализуется с 2009 года по поручению президента и Правительства Российской Федерации Консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк». Торжественный запуск первых цехов первой очереди комплекса состоялся 1 сентября 2016 года в присутствии Владимира Путина. К концу 2024 года планируется реализовать вторую очередь, которая предусматривает создание условий для производства крупнотоннажных судов и морской, в том числе оффшорной техники. На территории верфи размещается новейшее уникальное отечественное и зарубежное оборудование, например, тяжелый достроечный стапель - крупнейшее спусковое сооружение в России.

Больше, чем Красная площадь: достроечный стапель

zvezda3.jpg

Функционал тяжелого открытого достроечного стапеля, который построили в ходе реализации II этапа I очереди ССК «Звезда», обеспечивает возможность годового выпуска судов по массе металла в объеме около 147 тыс. т в год. При помощи стапеля из блоков формируют корпуса таких судов, как танкеры, газовозы, суды снабжения и других, а также буровых платформ. Здесь проводят электромонтажные, механомонтажные, трубомонтажные, сборочно-сварочные работы, монтаж слесарного насыщения, изделий отделки и оборудования судовых помещений, систем вентиляции и кондиционирования, нанесение лакокрасочных материалов и другие работы.

Длина сооружения составляет 485 м, ширина - 230 м, а площадь - 12 га, что в несколько раз больше, чем Красная площадь.

На стапеле установлены четыре портальных крана грузоподъемностью 100 т и два крана козлового типа на 320 т, которые используются в монтажно-сборочных работах, но наиболее нестандартным оборудованием этой монументальной платформы являются два крана «Голиаф» грузоподъемностью 1 200 т каждый.

Козловые краны «Голиаф»

zvezda4.jpg

Оснащение «Звезды» самыми высокими в России кранами козлового типа, используемыми при крупноблочной сборке корпусов судов, для перемещения, стыковки и кантования грузов секций и блоков, осуществляется в рамках III этапа I и II очередей развития комплекса. Грузоподъемность в 1200 т, как минимум, в два раза превышает максимальные показатели кранов, работающих на других отечественных верфях. Высота каждого «Голиафа» достигает почти 140 м, длина крановой балки - 230 м.

«В России таких кранов больше нет. По высоте, грузоподъемности и пролету «Голиаф» - абсолютный рекордсмен. С его помощью мы собираем 450-тонные блоки в готовый корпус судна», - цитирует DEITA.RU механика по подъемным установкам стапельного цеха «Звезды» Бориса Жигалова.

При формировании корпусов блоки и готовые суда с помощью организованной транспортной системы перемещают на транспортно-передаточный док – важнейший элемент судоверфи.

Важный элемент: транспортно-передаточный док «Вымпел»

vimpel9.jpg

vimpel7.jpg

Благодаря ТПД «Вымпел» грузоподъемностью 40 тыс. т ССК «Звезда» выполняет заказы по созданию судов, которые прежде невозможно было произвести в России. Плавучий безопорный док позволяет осуществлять продольную накатку судов с трех разных стапельных линий верфи и поперечную накатку офшорных объектов. Также на нем проводят работы по спуску со стапеля на воду крупнотоннажных судов длиной 300 м и шириной от 50 м и морской техники, в частности, буровых платформ – по частям и целиком. Наконец, с помощью «Вымпела» поднимают из воды, передают на причал и осуществляют последующий спуск на воду ремонтируемых объектов, буксируют суда или элементы буровых платформ и выполняют другие работы.

В мае 2020 года при помощи этого транспортно-передаточного дока был спущен на воду первый российский танкер типа «Афрамакс» «Владимир Мономах», а в декабре для достройки - первое многофункциональное судно снабжения «Катерина Великая».

                                            tanker10.png

                                            tanker11.png

Но статус суперверфи «Звезда» заслужила и благодаря самому большому в России сухому доку.

Сухой док для судов любых габаритов и сложности

Док размером 485 м на 114 м и глубиной 14 м может поспорить по своим габаритам и со многими мировыми аналогами. Уникальное гидротехническое сооружение открывает перед «Звездой» неограниченные возможности по строительству судов любых габаритов и сложности.

Сухой док с преддоковой площадкой, достроечные, соединительные набережные и другие объекты верфи строятся в ходе реализации III этапа II очереди и других этапов развития предприятия. Здесь собирают буровые платформы, супертанкеры и газовозы водоизмещением до 350 тыс. т, из-за габаритов и тоннажа которых раньше было невозможно спустить на воду через тот же «Вымпел».

                                            suhdok12.jpeg

Территория дока разделена на несколько зон, чтобы организовать единовременное строительство несколько судов. Для откачки и закачки воды используется мощная система дренажных насосов. Решения по сооружению и работоспособности оборудования рассматривали и Главгосэкспертиза России, и Ростехнадзор.

В сухом доке «Звезды» уже начато строительство самого большого в истории ледокола «Лидер». Длина судна составит 209 м, ширина - 47 м, осадка - 13 м. Ледокол оснастят двумя атомными реакторами типа РИТМ-400, четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями. Ранее строительство такого гиганта было бы невозможным из-за отсутствия в мире необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.

Центр обработки данных и Центр профессиональной подготовки 

 «Звезда» обновляет не только производственные мощности, но развивает технологии и компетенции. Так, в 2017 году Главгосэкспертиза России одобрила проект создания Центра обработки данных, который, по сути, стал «мозгом» суперверфи. Максимально автоматизированный ЦОД с централизованным управлением контролирует все технические и технологические процессы, а также инженерные системы предприятия. Его программно-аппаратные комплексы образуют единое информационное пространство. Центр функционирует в режиме 24/7, обеспечивает безотказную работу и защиту всей информационной системы от сбоев энергопитания, несанкционированного доступа, взломов, вирусов и других угроз.

В 2018 году эксперты Главгосэкспертизы России выдали положительное заключение по итогам рассмотрения проекта строительства Центра профессиональной подготовки, предназначенного для подготовки, переподготовки и обучения рабочих и технических специалистов судостроительного комплекса «Звезда». На базе центра будут проводить обучение студентов профильных специальностей на основе сетевой формы взаимодействия с образовательными организациями-партнерами, а также подготовку и переподготовку действующего и потенциального кадрового состава.

                                            zvezda2.jpg

Сегодня в портфеле заказов «Звезды» - уже более 50 судов. Расширение комплекса продолжается, и в дальнейшем планируется, что верфь обеспечит Россию гражданским флотом, необходимым для бесперебойной работы Северного морского пути - кратчайшего между Европой и Азией, а также в целом кардинально повысит российское участие в постройке современных судов и морской техники в мировой практике.

Кстати, в качестве компенсации за потерю земель ДВЗ «Звезда» решено передать часть территории еще одного затронутого при строительстве ССК предприятия – завода судового оборудования «Восток» - бывшего филиала Амурского судостроительного завода. Для соединения участков между ними намывают искусственную территорию в акватории бухты Большой Камень.

Фото: ССК «ЗВЕЗДА»; пресс-служба ССК «Звезда»/ТАСС; Юрий Смитюк/ТАССbmpd.livejournal.com; skyscrapercity.com; zen.yandex.ru


Поделиться статьей:
Подписаться на рассылку
Назад