В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
Ровно 160 лет назад в Петербурге по инициативе выдающегося российского пианиста и композитора Антона Григорьевича Рубинштейна было открыто первое в нашей стране высшее музыкальное заведение – консерватория. Сегодня Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова - одно из самых престижных учебных заведений в мире.
Первым ее выпускником по классу композиции в 1865 году стал Петр Ильич Чайковский. Будущий гений русской музыки получил при выпуске большую серебряную медаль. В разные годы консерваторию закончили такие всемирно известные композиторы, как Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Анатолий Лядов, Максимилиан Шейнберг, Георгий Свиридов, Юрий Темирканов и многие другие. Здесь складывались и развивались музыкальные школы: фортепиано – Ф.О. Лешетицкого и А.Н. Есиповой, скрипки – Л.С. Ауэра, виолончели – К.Ю. Давыдова и А.В. Вержбиловича, вокала – Г. Ниссен-Саломан и Э. Эверарди.
Сегодня много слов написано и сказано о гигантском вкладе консерватории Санкт-Петербурга в мировую культуру, но мы хотели бы уделить подробное внимание зданию, где на протяжении более полутора веков формировались славные музыкальные традиции.
До 1986 года консерватория располагалась в ныне несуществующем доме на углу Мойки и Демидова переулка. Новое здание учебное заведение получило уже после смерти своего основателя и директора Антона Рубинштейна, в 1891-м. Консерваторию решено было разместить на месте Большого (Каменного) театра, бывшего когда-то главным театром столицы. После очередного пожара здание решено было реконструировать, и это дело поручили инженеру-архитектору Владимиру Владимировичу Николя. По его проекту почти все стены театра были снесены, лишь некоторые из них вместе с фундаментом стали частью консерватории. Николя значительно увеличил здание, пристроив к нему вместительные помещения. Для пристройки выделили участок земли в 645 квадратных саженей.
Законченная консерватория с учебными классами, рассчитанными на 654 студента, представляла собой монолитное сооружение с фасадами, украшенными в духе итальянского Возрождения. На главном фасаде Николя разместил крылатые фигуры Слав в развевающихся одеждах и лиру с ветвями лавра. Два верхних этажа объединяли пилястры ионического ордера. Лепной фриз, опоясывавший верхнюю часть фасада, был составлен из гирлянд цветов и музыкальных инструментов, перевязанных лентами.
В 1912 году архитектор Траугод Яковлевич Бардт несколько видоизменил фасад, сделал его сдержаннее – в таком виде он и дошел до наших дней. Но основной объем работ Бардта касался Большого зала консерватории, акустика которого оставляла желать лучшего. Для того, чтобы улучшить ее, архитектор укоротил и расширил зал, что потребовало переделки южного фасада. Кроме того, Траугот Бардт разместил в перестроенном здании дополнительные помещения под Театр музыкальной драмы Иосифа Лапицкого, знаменитого реформатора оперного театра.
В 1938 году фасад консерватории украсила высшая советская государственная награда – орден Ленина. Во время войны большую часть того периода, что Ленинград был в блокаде, консерватория работала, закрывалась она только с лета 1942-го по лето 1943 года. В 1944 году консерватории было присвоено имя Римского-Корсакова.
В наши дни величественное здание петербургской консерватории получило статус объекта культурного наследия федерального значения. В 2015 году Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проекта реконструкции и реставрации памятника. Из-за трудностей с подрядчиком спустя несколько лет работы на объекте были прекращены. В 2020 году в ходе рабочей встречи с членами Совета Федерации в Кремле Президент России Владимир Путин обратил внимание сенаторов на проблему долгостроя и поручил завершить реконструкцию. В 2021 году объект был передан в управление Единого заказчика в сфере строительства и прошел повторную экспертизу в связи с актуализацией проектных решений.
Главная задача проекта – возвращение акустики, сохранение и воссоздание фасадов и интерьеров в том виде, в котором первый российский музыкальный вуз предстал перед гостями и музыкантами в самом начале прошлого века. Закончить работы планируется весной 2023 года.