Важно!
Порядок изменения цены контракта в соответствии с ПП РФ № 1315
Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Храм-башня. Как церковь Архангела Гавриила была самым высоким зданием Москвы

Недалеко от Чистых прудов находится архитектурный шедевр русского зодчего Ивана Петровича Зарудного – храм Архангела Гавриила, построенный в виде башни. Она на полторы сажени превзошла колокольню Ивана Великого и стала прототипом Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. У церкви есть второе название - Меньшикова башня: ведь построена она была благодаря фавориту Петра I.

В 1699 году правая рука Петра I, еще граф, а в скором будущем – светлейший князь Александр Данилович Меньшиков купил землю на Мясницкой улице, на месте, которое сегодня занимает здание Центрального почтамта. Петр еще не приступил к строительству Петербурга, о переносе столицы никто всерьез не думал, так что Меньшиков собирался обосноваться в новом имении всерьез и надолго.

Он очистил смердевшие Поганые пруды, куда мясники, торговавшие на Мясницкой улице, сбрасывали отходы, и переименовал водоем в Чистые пруды. Располагавшийся на его участке храм Архангела Гавриила Меньшиков обновил и сделал домовой церковью своей семьи. Но вскоре решил построить новую церковь на месте старой. Приглашенный для строительства Иван Зарудный вскоре попадет в поле зрения Петра I и станет уже на государственном уровне заниматься наблюдением за иконописанием. А пока он был талантливым архитектором, который составил проект будущего храма и за три года возвел великолепную церковь, бывшую одновременно и колокольней: ее высота - 81 метр, что на 3,5 метра выше колокольни Ивана Великого в Кремле. Она была выше и Сухаревой башни. Так, новый храм стал самым высоким зданием в Москве.

                                                  cerk4.jpg

Стены церкви Зарудный оформил в классическом ордере и декорировал белокаменной лепниной, скульптурами, гирляндами из цветов и фруктов, а главный вход украсил массивными «завитками»-волютами. Здание стало одним из самых ярких образцов петровского барокко. Первоначально церковь имела пять каменных уровней, и ее венчал 30-метровый шпиль с фигурой Гавриила, в руке архангел держал крест. В 1708 году на колокольне установили 50 колоколов, а на верху башни поставили часы английской работы с курантами. Они били каждые 15, 30 и 60 минут, а в полдень звонили все колокола.

Меньшиков поместил в новый храм ценнейшую святыню – икону Полоцкой Божьей Матери, предположительно, кисти самого евангелиста Луки. Александр Данилович привез ее в Москву после битвы под Калищем, где его войска одержали победу. Впоследствии икону удалось спасти во время пожара церкви. Меньшиков перевез образ Богоматери в Петербург, и там икона пропала после того, как в 1727 году указом одиннадцатилетнего Петра II Меншиков был арестован и отправлен в ссылку.

Когда в 1710 году Петр I назначил Меньшикова губернатором Санкт-Петербурга, башня еще была не достроена. Но царский фаворит уехал из Москвы, забрав с собой почти всех мастеров. Зарудный сообщал князю о том, что церковь необходимо достроить – иначе она начнет разрушаться, но у того уже были другие приоритеты.

                                                 cerk3.jpg

В июне 1723 года произошел ряд трагических и зловещих происшествий: один из священников церкви после вечерней службы упал замертво на паперти. На следующий день, когда его отпевали, разразилась гроза. Молния ударила в шпиль, начался сильный пожар, который продолжался несколько часов и уничтожил деревянные перекрытия верхнего яруса. Упавшие колокола проломили своды церкви и обрушились на людей, которые в это время спасали церковные ценности.

После этого целых пятьдесят лет служба велась в малых приделах храма, а восстанавливать его начали лишь в 1773 году – на средства знаменитого масона Гавриила Измайлова. Он распорядился убрать один ярус, колокола и шпиль, а купол церкви был сделан в стиле барокко. На стенах храма появились масонские знаки. В 1852 году гонитель масонства митрополит Филарет приказал уничтожить их, но и после этого знаки продержались еще десять лет.

Со временем на месте дворца Меньшикова построили почтамт, а храм передали этому ведомству. Он стал называться церковью Архангела Гавриила при почтамте. Через полвека лет почтамт перестал выделять деньги на финансирование церкви, и она стала приходской.

После революции храм закрыли и чуть не снесли. Во время войны здание пострадало от бомбежки, и в 1948 году прошла его реставрация под руководством специалистов отдела государственной охраны памятников архитектуры Москвы. Примерно тогда же храм был передан подворью Антиохийской Православной Церкви, и в нем снова начали проводить богослужения.

Поделиться статьей:
Подписаться на рассылку
Назад