В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
С 1 января 2024 года Россия вступила в полномочия председателя БРИКС. С этого же года его состав расширился до 10 государств. Помимо Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, членами содружества также стали Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет и Эфиопия. Как отмечалось в Обращении Владимира Путина, девизом этого года станет «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности». В том числе в рамках БРИКС наша страна продолжит сотрудничество со всеми партнерами по ключевым направлениям, включая экономические и культурно-гуманитарные связи. Архитектура и строительство входят в число таких приоритетов и об этом – новый цикл наших обзоров.
Как известно, человека встречают по одежке, а провожают по уму. В случае, если мы говорим об архитектурных сооружениях, первое впечатление о здании формирует прежде всего фасад. Культурные особенности стран по-разному отпечатываются на «лицах» зданий.
Например, китайские сооружения имеют заостренные крыши, традиционная русская архитектура чаще украшена резьбой по дереву, египетские сооружения отличают террасы зданий.
Архитектурными особенностями фасадов известен и Иран, культура которого насчитывает около двух с половиной тысяч лет. Страна с многовековой историей, традициями и искусством отразила каждый «ген» своего культурного кода и в архитектуре.
На внешний вид здания влияет внутренняя планировка и его объемно-пространственная композиция. Они, в свою очередь, зависят от функциональности дома и образа жизни его обитателей. Воздействуя на внешний облик, планировка иранских сооружений строилась по принципу осевой симметрии. Так, главный вход мог находиться в центре первого этажа, то есть на самой оси, а остальные элементы фасада, в том числе окна, располагались на стене исключительно симметрично.
Если же в фасад здания порой вмешивается асимметрия – например, когда внутри нужно расположить гараж, ворота которого гораздо шире входной двери, – ряды одинаковых окон размещают по сторонам. Таким образом, фасад по-прежнему воспринимается симметрично благодаря гораздо большему количеству элементов, расположенных аналогично по бокам оси. А в здание тем самым обеспечено поступление большого количества солнечного света. Важно, что этот прием сохранения «сбалансированной» инсоляции работает только тогда, когда здание выходит на уличный фронт застройки под углом 90 градусов.
Важнейшим элементом композиции фасада иранских домов служат оконные проемы. В последнее время в местной архитектуре наблюдается их упрощение. Прямоугольные формы приходят на смену чуть более сложным арочным, которые гармонично сочетают в себе простоту и элегантность.
Особое место в архитектуре Ирана занимают «ороси». Так называют витражные окна с узорной деревянной рамой, собранной из отдельных брусочков без клея и гвоздей. Между рамой устанавливали разноцветные кусочки стекла в виде сложных орнаментов. Изначально окна ороси использовали для рассеивания солнечного света в пустынных районах. Они также выполняли много других утилитарных функций, в том числе наряду с поддержанием прохлады в помещениях яркие витражи отпугивали насекомых.
Один из известных архитектурных шедевров с элементами ороси – иранская мечеть Насир аль Мульк. Она была построена в 1888 году в Ширазе. В ее витражах использован традиционный восточный узор.
Кстати, интерес к использованию традиционной орнаментики в иранской архитектуре также сохраняется. Часто можно увидеть декоративные элементы, такие как ажурные окна, каменную резьбу и керамические плитки, которые придают зданиям черты местного колорита. Декоративные элементы в иранской архитектуре фасадов – выражение идеи единства и множественности религиозной истины. Орнамент складывается в диаграмму единства и является проявлением стабильности в изменениях, в то же время элементы вносят динамику в композицию. Среди фигур в орнаментах чаще встречаются четырехугольники, растительные элементы и звезды, которые также представляют собой знаки природных элементов, мужское и женское начало и стихии.
Архитектура Ирана является отражением богатой истории и культурного наследия этой страны. Фасады зданий, симметричные композиции и уникальные орнаменты создают неповторимый облик и впечатляющую атмосферу. Они также служат своего рода «окнами» в историю и культуру Ирана, удивляющего своей красотой и утонченностью.*
*Информация подготовлена на основе открытых источников.
Фото: Thomas Schulze/picture alliance/dpa/ZB