Важно!
Порядок изменения цены контракта в соответствии с ПП РФ № 1315
Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Алле, гараж: четыре знаменитых творения архитектора Мельникова

Константина Степановича Мельникова еще при жизни во всем мире называли одним из лидеров авангардного направления и великим русским архитектором. При этом в СССР его работы раскритиковали за «формализм», а сам Мельников на пике славы был отлучен от профессии. К счастью, архитектор успел оставить нам яркое творческое наследие, многое из которого сохранилось до сих пор. Так, большой интерес представляют четыре гаража, построенных им в Москве с 1927 по 1936 год.

Бахметьевский гараж

В 1924 году в Москве было организовано регулярное автобусное движение. Действовала «дачная» линия от Пресненской заставы до Серебряного бора, затем открыли внутригородскую линию от Каланчевской площади до Тверской заставы. В конце 1927 года в городе работали 18 автобусных маршрутов, и многие из курсировавших по ним автобусов были произведены английской фирмой Layland. Для ценного автобусного парка нужен был достойный гараж, и его планировали построить на Бахметьевской улице в Марьиной роще.

К тому времени Константин Мельников уже успел поработать над проектом гигантского гаража в Париже, изучил особенности движения машин во время парковки и разработал собственную систему паркования, при которой машина ставилась в гараж передом с поворотом под углом в 127 градусов. Так автомобили передвигались меньше и практически не мешали друг другу в гараже. Архитектор назвал этот способ системой паркования Мельникова и продемонстрировал его преимущества на практике.

Утром 16 мая 1926 года на Арбузовскую площадь Москвы (сейчас на ее месте располагается Конный переулок – между улицей Хавской и Шаболовкой) вывели 30 автобусов и грузовиков. Попеременно они становились на места, обозначенные на мостовой краской. Один вариант парковки был размечен по системе Мельникова, другой – как в традиционном гараже манежного типа. Специальная комиссия следила за маневрами и производила хронометрические замеры. Поскольку победила идея Константина Степановича, Бахметьевский гараж поручили строить ему.

Мельников создал трапециевидное здание гаража на 104 автобуса размером 54 на 167 метров и общей площадью 8575 кв.м. Одной своей формой здание задавало правила движения автотранспорта под тупым углом. У здания - четыре фасада, и для каждого характерно собственное архитектурное решение. Внутреннее пространство гаража устроено без перегородок и просто разделено на три нефа тонкими металлическими колоннами, на которые опираются фермы, удерживающие кровлю. У западной и восточной стен здания установили две металлические винтовые лестницы, которые вели на мостики. Отсюда можно было осматривать автотранспорт и контролировать состояние кровли и перекрытий.

В 2012 году в отреставрированном Бахметьевском гараже разместили Еврейский музей и центр толерантности.

    

Гараж на Новорязанской улице

Мельников еще не успел достроить Бахметьевский гараж и проверить все нюансы своей парковочной системы, а Московское коммунальное хозяйство уже заказало ему проект нового гаража – на этот раз для грузовиков.

Для него на Новорязанской улице был отведен клиновидный участок. Он оказался так мал, что Мельников решил строить здание в форме подковы и устроить вдоль ее изгиба парковочные места. Такой подход позволял компактно разместить грузовики и обеспечить им беспрепятственный въезд и выезд. Но парковочную систему Мельникова тут применить было невозможно, так что грузовики парковались по старинке, задом, а из гаража попадали прямо на проезжую часть.

Главный фасад гаража Мельников устроил в виде нескольких кирпичных выступов килевидной формы, а в торце каждого из них расположил ворота. В центральной части здания, за остекленным фасадом, размещался административный корпус. Инженерные решения гаража были поручены автору знаменитой телебашни Владимиру Шухову. Он разработал несущие конструкции, не требовавшие большого количества опор, и это позволило разместить в сравнительно небольшом гараже 250 грузовиков.

С 1926 до 2005 года гараж на Новорязанской улице выполнял свою основную функцию. В настоящее время он закрыт на реставрацию. Работы еще не начались, но со временем в здании планируют открыть Музей московского транспорта.


  Гараж «Интуриста»

Молодое советское государство не слишком активно, но все же развивало иностранный туризм. В 1929 году был образован «Интурист», а СССР посетило 2500 иностранцев. Для улучшения своей работы «Интурист» увеличил автопарк и выделил средства для строительства гаража на Сущевском Валу.

Работу в 1932 году поручили архитектурно-проектной мастерской Моссовета №7 (ею руководил Константин Мельников) совместно с группой проектировщиков Гипроавтотранса – они-то и были основными авторами проекта. В основу этого проекта лег разработанный инженерами-технологами Гипроавтотранса типовой проект пятиэтажного гаража на 300 автомобилей. У «Интуриста» такого количества машин не было, но гараж строили «с запасом», рассчитывая на то, что интуристы будут приезжать в СССР и на собственных машинах.

Мельников занимался оформлением фасадов гаража. Он изменил композицию типового фасада с помощью сочетания геометрических форм — круга, трапеции и прямоугольника. По его идее, роль композиционной оси фасада играла диагональ – она начиналась от нижней точки круглого окна и огибала здание слева. На ней архитектор планировал установить настоящий автомобиль. Левая часть здания членилась вертикальными оконными проемами. Правую часть Мельников запроектировал в виде сочетания круга и трапеции, заполненных остеклением.

Но поскольку уже начались 1930-е, и в СССР набирала размах борьба с формализмом, Константину Мельникову позволили реализовать лишь правую часть проекта фасада, а левую построили в неоклассическом стиле. Так что сегодня фасад здания на Сущевском Валу представляет собой странное смешение двух противоположных стилей.

Гараж «Интуриста» был готов в 1934 году (по другим данным – в 1938-м), а затем несколько раз перестраивался. После «Интуриста» его хозяином стала НКВД, а сегодня здание принадлежит ФСБ.

 

Гараж Госплана

Построенное в 1936 году для автомобилей Госплана СССР здание считается последним из реализованных проектов Константина Мельникова. Как и в истории с гаражом «Интуриста», рабочие чертежи здания выполнила архитектурно-проектная мастерская Моссовета № 7, Мельников же занимался лишь архитектурным оформлением фасадов. Константин Степанович использовал три конструктивные формы: прямоугольник, треугольник и круг.

Самый яркий фрагмент фасада – гигантское круглое окно с массивным обрамлением, похожее на автомобильную фару, которое установили между одноэтажным и четырехэтажным корпусами гаража. Справа от «фары» располагалась «горизонталь» - высокая труба (до наших дней она не сохранилась). Фасад высокого административного корпуса прорезывали вертикальные каннелюры: эти желоба должны были напоминать решетку радиатора. Прямоугольные окна дворового фасада были наклонены – параллельно внутренним лестницам.

После Госплана вплоть до 1990-х годов гаражом владел восьмой таксопарк столицы. Затем здание сдавалось в аренду. Сегодня уникальный гараж Мельникова на Авиамоторной улице закрыт на реставрацию.


Источники фото: портал archi.ru, Википедия

Поделиться статьей:
Подписаться на рассылку
Назад