Оставьте свой отзыв
Оставить отзыв о Главгосэкспертизе России

В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.

Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно

Места массового пребывания людей как объекты экспертизы

Места массового пребывания людей как объекты экспертизы

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" под местом массового пребывания людей (ММПЛ) понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек. В соответствии с полномочиями Главгосэкспертизы России проводится экспертиза проектной документации таких социально значимых объектов, включенных в перечень ММПЛ, как спортивные объекты, санатории, международные детские центры, набережные и др.

При проведении государственной экспертизы проектной документации на предмет соответствия требованиям к антитеррористической защищенности ММПЛ чаще всего возникают вопросы, которые можно разделить на три группы:

  1. Отнесение объекта к ММПЛ.
  2. Категорирование ММПЛ.
  3. Требования к оснащению ММПЛ средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО).

Практика проведения государственной экспертизы позволила выявить ключевые проблемные моменты.

Отнесение объекта к ММПЛ

Определяющим документом является постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 г. № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)".

В соответствии п. 2 Требований перечень ММПЛ в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

При этом в Требованиях не указано, на каком этапе жизненного цикла объекта и в какие сроки осуществляется включение объекта в перечень ММПЛ, который согласовывается и утверждается в установленном порядке.

Таким образом, на этапе проектирования и строительства заказчик или застройщик не может определить, будет ли объект проектирования включен в перечень ММПЛ. Ввиду того что на законодательном уровне не определены критерии включения объекта в перечень ММПЛ, заказчикам, застройщикам и проектным организациям затруднительно учесть требования к антитеррористической защищенности ММПЛ в проектной документации.

В результате объект, который в дальнейшем будет включен в перечень ММПЛ, проектируется и строится без учета Требований.

Следовательно, Требования применимы только на этапе выполнения реконструкции объекта, включенного в перечень ММПЛ с установленной категорией и утвержденным паспортом безопасности.

На этапе экспертизы проектной документации довольно часто выявляется, что даже при реконструкции объекта капитального строительства заказчиками, застройщиками и проектными организациями при подготовке задания на проектирование и проектной документации не представляются сведения о том, включен ли реконструируемый объект в перечень ММПЛ.

Значительно проще обстоят дела с объектами (территориями), подлежащими обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 г. № 928-р "Об утверждении перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации" утвержден конкретный перечень объектов и разработаны дифференцированные требования к оснащению данных объектов ИТСО.

Категорирование ММПЛ

Согласно п. 6 Требований, категорирование ММПЛ проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в ММПЛ террористических актов и их возможных последствий.

В соответствии с п. 8 и п. 13 Требований для проведения категорирования ММПЛ и оценки состояния антитеррористической защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено ММПЛ, создается межведомственная комиссия по обследованию ММПЛ. Комиссия создается в течение 30 дней со дня включения ММПЛ в соответствующий перечень ММПЛ. Результаты работы комиссии в 10-дневный срок со дня обследования оформляются актом обследования и категорирования ММПЛ.

То есть из положений Требований следует, что категорирование проводится после ввода объекта в эксплуатацию, а для этапа проектирования и строительства (за исключением этапа реконструкции и капитального ремонта) законодательно не установлены дифференцированные требования к обеспечению безопасности ММПЛ.

Учесть сведения о категорировании объекта, отнесенного к ММПЛ, возможно лишь на этапе реконструкции объекта, включенного в перечень ММПЛ с установленной категорией и утвержденным паспортом безопасности.

Однако и при реконструкции объектов капитального строительства в задании на проектирование и в проектной документации часто не указываются сведения о категории объекта, включенного в перечень ММПЛ.

Так как согласно ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика, в задании на проектирование следует указывать сведения об отнесении объекта к ММПЛ и сведения о категории ММПЛ для выполнения требований законодательства в части антитеррористической защищенности.

Требования к оснащению

В соответствии с п. 5 Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)", в требованиях могут содержаться дополнительные меры, которые необходимы для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), в том числе на этапе их проектирования и планирования. Но действие большей части нормативных правовых актов, в том числе Требований, не распространяется на этап проектирования.

Согласно п. 4 Требований, данные требования носят общий характер в отношении вопросов оснащения ММПЛ средствами инженерной защиты и ИТСО. Оснащение ММПЛ конкретными моделями средств охраны определяется в техническом задании на проектирование и на этапе выполнения строительно-монтажных работ, реконструкции и капитального ремонта.

Оборудование проектируемых (реконструируемых) ММПЛ средствами инженерной защиты и ИТСО осуществляется при строительстве (капитальном ремонте) такого ММПЛ в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Но, как уже отмечалось, Требования применимы только в случае реконструкции объекта капитального строительства, включенного в перечень ММПЛ.

Еще один момент: согласно Требованиям, ММПЛ 1-й категории (в которых при определенных условиях может одновременно находиться более 1 тыс. человек) по решению исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), на территории которого расположены соответствующие ММПЛ, могут оборудоваться стационарными колоннами (стойками) с кнопками экстренного вызова наряда полиции и системой обратной связи. Можно сделать вывод, что данное требование не обязательно для исполнения.

В п. 22 Требований указано, что в зависимости от установленной категории в отношении ММПЛ реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими Требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено ММПЛ. При этом не совсем понятно, какой объем ИТСО следует предусмотреть, особенно когда речь идет о финансировании реконструкции объекта за счет бюджетных средств. В то же время в п. 5 Требований указано, что антитеррористическая защищенность ММПЛ должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности ММПЛ.

Такой подход можно реализовать только при установлении закрепленных в законодательстве дифференцированных требований к средствам инженерной защиты и ИТСО ММПЛ, в том числе на этапе проектирования и строительства. При этом требования к антитеррористической защищенности зданий и сооружений, которые планируется использовать как места массового пребывания, должны учитываться уже на этапе подготовки задания на проектирование и разработки проектной документации. Только так можно наиболее эффективно и экономно использовать средства для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей.

Опубликовано на портале «Системы безопасности» 3.11.2020

Поделиться статьей:
Подписаться на рассылку
Назад