Оставьте свой отзыв
Оставить отзыв о Главгосэкспертизе России

В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.

Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно

Стандартизация экспертной деятельности: порядок внедрения стандартов и особенности контроля за их использованием

Стандартизация экспертной деятельности: порядок внедрения стандартов и особенности контроля за их использованием

В апреле 2016 года Рабочая группа по вопросам стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России начала подготовку стандартов. За это время более 70 экспертов приняли участие в разработке 48 стандартов по всем направлениям. В период апробации временных стандартов при проведении государственной экспертизы получено более 1160 замечаний, их апробация прошла при проведении государственной экспертизы более чем 200 объектов. В июле 2017 года завершена разработка системы стандартов с определением границ взаимодействия, с 1 августа система стандартов направлена на апробацию в производственные подразделения Главгосэкспертизы России. Специалистами Главгосэкспертизы России уже проделана огромная работа, решение многих вопросов еще впереди. Но прежде всего нам нужно было ответить на вопрос, зачем она нужна и в чем смысл и конечное целеполагание стандартизации работы экспертов.

Россия – страна, которую отличают давние и прочные традиции в сфере стандартизации. Как отмечает в своей статье начальник Управления стандартизации Госстандарта России С.В.Пугачев, уже в 1900 году были предприняты первые попытки стандартизировать, например, зерновые культуры в части торговой классификации, проводились работы по унификации вооружений, внедрялись нормы проектирования электротехнических изделий и другие, а начиная с 1918 года, была начата классификация льна, хлопка и шерсти, подписан декрет о введении в стране международной метрической системы мер и весов, позднее, в 1925 году, создан Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Развитие этой работы продолжалось и в последующие годы, когда СССР стал одним из основателей и постоянным членом руководящих органов Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO), а представитель Госстандарта избирался председателем организации. Российская Федерации стала членом ИСО как правопреемник СССР. При этом с 1913 года сначала российская империя, а затем ССР и Российская Федерация участвуют в деятельности Международной электротехнической комиссии, еще одной крупнейшей организации в области стандартизации.

Pro bono publico

Однако, как показывает весь опыт работы экспертов, равно, как и иных отраслей, в унификации подходов и требований нуждается не только выпуск продуктовой линейки, лен и лампочки, станки и компьютеры, но и производственные процессы специалистов, особенно экспертов. Учитывая специфику деятельности экспертов, ее непосредственное влияние на обеспечение безопасности и надежности зданий и сооружений, а, значит, и на жизнь и здоровье наших граждан, а также тот факт, что экспертами вносится огромный вклад в развитие экономики страны, нельзя не признать, что ситуация, когда нет единых стандартов экспертной деятельности, недопустима. Такое положение приводит не только к риску возникновения тех или иных ошибок, но и к своего рода стагнации профессии.

Главная задача стандартизации экспертной деятельности - способствование развитию профессии и обеспечение единообразия подходов к проведению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Стандартизация - это установление правил и их применение с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и должны обеспечивать оптимальную пользу обществу.

Главная задача стандартизации экспертной деятельности - способствование развитию профессии и обеспечение единообразия подходов к проведению экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Государственная экспертиза: процесс и эксперты

Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводится федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными - бюджетными или автономными - учреждениями, уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со статьей 49_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.

Предметом экспертизы, как гласит часть 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются оценка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Перечень направлений деятельности экспертов утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года № 127 «Об утверждении перечня направлений деятельности экспертов и требований к содержанию данных направлений для получения юридическим лицом аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий».

Состав проектной документации определен частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кодекс устанавливает следующее требование: эксперт проводит государственную экспертизу и осуществляет подготовку заключения государственной экспертизы в отношении тех разделов (подразделов) проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, которые соответствуют направлению (направлениям) деятельности этого эксперта, указанному в квалификационном аттестате (квалификационных аттестатах). Состав разделов проектной документации и требований к их содержанию определен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87. При этом следует учитывать, что состав проектной документации не идентичен перечню направлений деятельности экспертов.

Кодекс устанавливает следующее требование: эксперт проводит государственную экспертизу и осуществляет подготовку заключения государственной экспертизы в отношении тех разделов (подразделов) проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, которые соответствуют направлению (направлениям) деятельности этого эксперта, указанному в квалификационном аттестате (квалификационных аттестатах).

Назначение экспертов на проведение экспертизы только того или иного раздела проектной документации не даст полного результата, так как существуют такие направления деятельности экспертов, которые требуют давать оценку принятых технических решений практически по всем разделам проектной документации в части соответствующего направления деятельности. Поэтому при проведении экспертизы организация назначает (привлекает) специалистов различных направлений деятельности, которые могут дать полную оценку соответствия или несоответствия проектной документации и (или) инженерных изысканий установленным требованиям.

Стандартизация: опыт Главгосэкспертизы России

В целях повышения качества работы, а также защиты экспертного учреждения и самого эксперта от возможных ошибок при проведении экспертизы в части неполноты рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий Главгосэкспертиза России приняла решение о разработке предварительных стандартов экспертной деятельности. Такие стандарты, по нашему убеждению, позволяют обеспечить полноценное проведение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе в части совместимости (согласованности) проектных решений, принятых в различных разделах проектной документации, и оценки соответствия всей проектной документаций установленным требованиям. В соответствии с поручением начальника Главгосэкспертизы России Игоря Манылова в учреждении создана рабочая группа по подготовке внутренних стандартов экспертной деятельности: руководство группой было возложено на заместителя начальника Главгосэкспертизы России Владимира Вернигора, организация разработки стандартов - на руководителя Службы стандартизации экспертной деятельности Юлию Антипину.

Для разработки внутренних стандартов экспертной деятельности были подготовлены такие мероприятия, как:

  • анализ и описание процедур существующего процесса экспертной деятельности;
  • анализ и структурирование материалов, полученных от производственных подразделений, в части направлений экспертной деятельности;
  • формирование Перечня направлений экспертной деятельности для подготовки стандартов;
  • разработка тестовых вариантов стандартов;
  • разработка предварительных требований к содержанию стандартов;
  • формирование предварительного механизма разработки стандартов;
  • апробация стандартов в центральном аппарате и филиалах Главгосэкспертизы России;
  • разработка пакета СТО для объектов непроизводственного назначения (I этап);
  • разработка концептуальной схемы СТО экспертной деятельности;
  • формирование планов разработки СТО для объектов производственных и линейных объектов (II, III этапы).

Следует отметить, что Главгосэкспертизой России уже разработаны предварительные требования к содержанию внутренних стандартов по направлениям экспертной деятельности. В частности, в структуру стандарта входят такие важные данные, как область его применения, общие положения, перечень принятых терминов, планирование и процедура проведения государственной экспертизы в соответствии с направлением деятельности стандарта, выводы, перечень нормативной документации, используемой для проведения государственной экспертизы в части, касающейся соответствующего направления деятельности эксперта.

Рабочей группой принят и механизм разработки внутренних стандартов по направлениям деятельности, который состоит из следующих этапов:

  • подготовка проектного варианта стандарта (Редакция № 0);
  • обсуждение проектного варианта с техническим заказчиком (отдел стандартизации экспертной деятельности);
  • корректировка проектного варианта стандарта;
  • оформление проектного варианта стандарта (Редакция № 1);
  • рассмотрение проектного варианта стандарта в центральном аппарате и филиалах Главгосэкспертизы России экспертами по соответствующим направлениям деятельности, подготовка замечаний, уточнений и предложений;
  • корректировка проектного варианта стандарта;
  • рассмотрение проектного варианта стандарта рабочей группой;
  • подготовка пилотного варианта стандарта (редакция № 2);
  • апробация пилотного варианта стандарта;
  • подготовка окончательной версии стандарта по результатам апробации;
  • ввод в действие, внедрение и сопровождение практического применения стандартов.

В ходе разработки соответствующего стандарта получены детализированные описания процессов рассмотрения экспертом проектной документаций в части соответствующего направления деятельности.

Стандарты экспертной деятельности не только определяют общий подход и базовые принципы проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, но и позволяют решить многие методологические вопросы. Обеспечение контроля использования стандартов экспертной деятельности требует дополнительных решений и подготовки документов, определяющих систему контроля качества выпускаемых экспертами документов и сводного заключения. В рамках такой системы должны реализовываться следующие этапы: многоступенчатый контроль качества выпускаемых документов, выборочный контроль, анализ выявления ошибок и недостатков, установление порядка устранения выявленных в ходе проведения экспертизы и подготовки заключений ошибок и недостатков, проведение профилактических мероприятий.

Стандарты экспертной деятельности не только определяют общий подход и базовые принципы проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, но и позволяют решить многие методологические вопросы. Их разработка, внедрение и применение позволит профессиональному сообществу получить уникальную базу знаний по всем направлениям деятельности экспертов, сформировать единый подход к рассмотрению проектной документации и результатов инженерных изысканий, взаимоувязать подходы, применяемые на «границах» направлений экспертной деятельности, заложить основу учебных программ для подготовки экспертов, а также требований для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Наконец, стандарты дадут возможность обеспечить преемственность опыта, знаний и умений экспертов разных поколений.

В настоящее время распоряжением от 24 апреля 2017 года № 11-р «Об утверждении предварительных стандартов организации системы стандартов экспертной деятельности ФАУ «Главгосэкспертиза России» утверждены 3 предварительных стандарта по направлениям деятельности:

  • инженерно-геологические, в том числе обследование грунтов оснований существующих зданий (сооружений), инженерно-геотехнические,
  • конструктивные решения;
  • система водоснабжения.

По 25 СТО апробация завершена и ведется подготовка к вводу в действие, на апробации находятся 18 СТО, на подготовке к апробации – 1.

Находятся в разработке СТО по взаимодействию процессов на границах направлений экспертной деятельности, оформлению и обозначению СТО Системы стандартов экспертной деятельности.

В соответствии с планом деятельности рабочей группы по стандартизации экспертной деятельности апробация Системы СТО Главгосэкспертизы России предусматривается с августа по октябрь 2017 года, ввод в действие – 1 января 2018 года.

10 августа 2017

Поделиться статьей:
Подписаться на рассылку
Назад