Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Государственная экспертиза и сохранение археологического наследия в России

Государственная экспертиза и сохранение археологического наследия в России

В начале октября в Алтайском крае прошел V (XXI) Всероссийский археологический съезд, на котором были рассмотрены важнейшие и для строительной отрасли вопросы. В съезде, организаторами которого стали Алтайский государственный университет, Институт археологии и этнографии СО РАН, Институт археологии РАН и Институт истории материальной культуры РАН, приняли участие более 700 участников из России, Азербайджана, Белоруссии, Великобритании, Китая, США, Франции и других стран.

Алтай не случайно выбран для проведения съезда. В 2008 году в Денисовой пещере, расположенной на берегу реки Черный Ануй в Солонешенском районе Алтайского края, были найдены останки знаменитого «Денисовского человека», одного из видов Homo Sapiens. Эта находка перевернула представления археологов и антропологов о миграциях первых людей на земле. Журнал Science назвал это открытие одним из самых крупных открытий современности наряду с бозоном Хиггса. Сегодня Денисова пещера – точка притяжения для археологов и антропологов всего мира.

Пленарное заседание съезда, проходившее в Алтайском государственном университете, открыли губернатор Алтайского края А.Б. Карлин, ректор Алтайского государственного университета С.В. Землюков, главный федеральный инспектор по Алтайскому краю Ю.В. Земский, руководитель Сибирского территориального управления Федерального агентства научных организаций (ФАНО) А.А. Колович, директор Института археологии РАН, член Совета по науке и образованию при Президенте РФ Н.А. Макаров, директор Института истории материальной культуры РАН В.А. Лапшин. Свои приветствия участникам съезда направили Министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский, руководитель ФАНО России М.М. Котюков, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе С.И. Меняйло.

Программа съезда предусматривала заседания семнадцати тематических секций, которые охватывали аспекты археологических исследований различных эпох, вопросы методологии археологических исследований, а также проблемы сохранения археологического наследия в России. Учитывая количество участников, заседания секций проходили на восьми площадках города Белокуриха, расположенного в живописных предгорьях Алтая. Секция «Сохранение археологического наследия в России», в которой приняли участие представители Главгосэкспертизы России, оказалась одной из наиболее многочисленных: в рамках ее работы было заслушано девятнадцать докладов, не считая такого же количества стендовых, а на заседании присутствовало почти сто человек. Это и не удивительно, поскольку, по словам директора Института археологии РАН академика Николая Маркова, сегодня более 80% археологических раскопок – это спасательные работы на участках строительства.


Роль Главгосэкспертизы России в этом вопросе трудно переоценить, что было неоднократно отмечено участниками съезда, ведь со вступлением в силу Федерального закона от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (па- мятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Феде- рации» значительно ужесточились требования к проектной документации (раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и результаты инженерно-экологических изысканий) в части выявления и сохранения объектов культурного, в том числе археологического наследия. В процессе обсуждения с участниками сессии «Сохранение археологического наследия в России» основных вопросов государственной охраны объектов культурного наследия, возникающих при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, Главгосэкспертизой России были освещены проблемы, с которыми наиболее часто сталкиваются эксперты и проектировщики в процессе рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий по объектам историко-культурного наследия. 

Среди них:

● недостаточные сведения о наличии объектов культурного наследия в составе проектно-изыскательской документации, и как следствие – неопределенность необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы;
● недостатки раздела проектной документации «Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия».

Озабоченность экспертов до сих пор вызывает тот факт, что археологические разведки часто проводятся не до начала подготовки проектной документации, как того требует законодательство, а во время проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Чрезвычайно важной проблемой всей археологической отрасли является отсутствие сметного норматива, который бы объективно отражал затраты на археологические работы для целей архитектурно-строительного проектирования. «Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры», разработанный еще 1991 году, который сейчас используется как основной документ для определения стоимости археологических полевых и камеральных работ, значительно устарел и не отражает реальные затраты на данный вид исследований. Кроме того, «Положение о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной отчетной документации» – основной документ, регламентирующий проведение археологических работ, не содержит четких требований к объемам выполнения полевых археологических исследований в зависимости от типа объекта исследований, его площади, освоенности территории. Вследствие чего определение сметной стоимости археологических исследований в отдельных случаях несет субъективный характер и влечет за собой искусственное завышение стоимости работ.


Участники семинара, среди которых были представители Института археологии РАН, Института археологии и этнографии СО РАН, уполномоченных органов исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, Иркутской области, Красноярского края, Ханты-Мансийского АО, Омской области, Хабаровского края, научно-производственных организаций по охране объектов культурного наследия Псковской области, Новосибирской, Амурской областей, а также иные заинтересованные лица, отметили актуальность затронутых проблем. В рамках дискуссии также обсуждались вопросы ценообразования в археологических работах, проблемы противоречий при соблюдении требований водного и лесного законодательства при проведении археологических работ, а также перспективы учета требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия организациями по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Предметом обсуждения участников секции стали и актуальные вопросы охранной археологии:

  1. Историко-культурная экспертиза земельных участков (положительный и отрицательный опыт). 
  2. Методические приемы определения границ объектов и границ территорий объектов археологического наследия.
  3. Раздел проекта (план мероприятий) по сохранению объектов культурного (археологического) наследия: состав, вопросы при прохождении Государственной историко-культурной экспертизы. 
  4. Проектные решения по сохранению объектов археологического наследия. Нормативы, вопросы реализации. 
  5. Экспертиза уголовных и административных дел по разрушению объектов археологического наследия, расчет ущерба. 
  6. Экспертиза и передача в государственную часть музейного фонда археологических предметов.


По результатам работы секции была сформирована резолюция, в которую среди прочих вошли следующие предложения:

  1. В целях обеспечения единого подхода к организации спасательных археологических полевых работ Российской академии наук следует разработать методические рекомендации по разработке раздела/проекта по обеспечению сохранности объекта археологического наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта археологического наследия в составе проектов проведения хозяйственных работ/плана про- ведения спасательных археологических полевых работ
  2. В целях актуализации системы ценообразования на проведение работ по изучению и сохранению объектов археологического наследия следует разработать и утвердить сборник цен (норм времени) и расценок на проведение археологических полевых работ на базе «Сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры» (СЦНПР-91), учитывая положительную практику применения Реставрационных норм и правил (РНиП-93) и «Сборника норм на археологические, изыскательские и научно-исследовательские работы» (СНАИНИР-93). 
  3. В целях обеспечения проведения работ по выявлению, изучению и сохранению объектов археологического наследия следует обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с просьбой об упрощении оформления согласований на проведение археологических полевых работ на особо охраняемых природных территориях, участках лесного фонда. 
  4. Внести в Лесной Кодекс Российской Федерации дополнение в части отнесения археологических полевых работ к видам использования лесов без предоставления лесных участков (с изъятием лесных ресурсов).
  5. Разработать методические рекомендации по проведению судебной историко-культурной экспертизы в том числе по определению размера вреда, нанесенного объектам археологического наследия. 
  6. Внести изменения в Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569, в целях проведения процедуры экспертизы земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, путем проведения археологической разведки в соответствие с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». 
  7. Внести дополнения и изменения в акты законодательства Российской Федерации в части установления гражданско-правовой ответственности водопользователей – собственников гидротехнических сооружений за нанесение вреда объектам археологического наследия. 
  8. Восстановить в тексте Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» положения о территории выявленного объекта культурного наследия с обязательным учетом границ данной территории в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Поделиться статьей:
Подписаться на рассылку
Назад