Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-11-12 Единый справочный телефон. Пн–пт 9:00–18:00
Версия для слабовидящих

Процесс проведения экспертизы должен быть понятным, прозрачным и организованным

Светлана Балашова: Процесс проведения экспертизы должен быть понятным, прозрачным и организованным

Пункт 1 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», говорит об очень простых вещах, очень понятным и ясным языком, но фактически декларирует ту революцию, которое это постановление произвело не только в системе экспертизы в строительстве, но в самом порядке ее проведения. О том, чем эта революция стала для экспертного сообщества, в беседе с редакцией «Вестника» размышляет заместитель начальника Главгосэкспертизы России Светлана Балашова.

Настоящее Положение подлежит применению всеми уполномоченными на проведение государственной экспертизы органами исполнительной власти и государственными учреждениями, за исключением случаев, когда иной порядок проведения государственной экспертизы установлен законодательством Российской Федерации для федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственной экспертизы указами Президента Российской Федерации». «Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - государственная экспертиза), порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы, а также порядок взимания этой платы.

- Чем была вызвана необходимость принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»?

- Практика показала, что пришло время упорядочить процедуры согласования проектной документации, чтобы ускорить этот процесс, сделать его более понятным, прозрачным и организованным.

По сути, постановление было направлено на перевод процедуры проведения государственной экспертизы в режим «одного окна». В значительной степени, процентов на 80%, постановление эту задачу выполнило.

- Какое влияние оказал этот документ на работу экспертов и заявителей?

- Необходимость проведения комплексной экспертизы повлекла за собой и необходимость повышения профессионального уровня экспертов. Был введен механизм аттестации, потребовавшей от экспертов хорошего знания градостроительного законодательства.

Вступление постановления в силу в значительной степени облегчило процесс прохождения государственной экспертизы проектной документации, так как в условиях режима «одного окна» - и это одно из самых важных достижений постановления - они получили возможность дорабатывать документацию в срок проведения экспертизы. Для заявителей вступление постановления в силу в значительной степени облегчило процесс прохождения государственной экспертизы проектной документации, так как в условиях режима «одного окна» - и это одно из самых важных достижений постановления - они получили возможность дорабатывать документацию в срок проведения экспертизы. Если раньше разными структурами проводилось большое количество разнообразных экспертиз, и в итоге цельное представление о проектной документации и ее качестве у заказчиков строительства складывалось не всегда, то сегодня, получая положительное заключение государственных экспертов, заказчик может быть абсолютно уверен, что такое заключение - гарантия качества проекта.

- Как изменилась работа государственной экспертизы за десять лет, прошедших с момента принятия постановления?

- Одно из главных изменений в нашей работе – это введение электронного документооборота, который значительно сокращает время проведения экспертизы, это грядущее межведомственное сотрудничество, а также совершенствование и появление новых направлений аттестации экспертов. Здесь есть куда стремиться. Так, очень важны направления экспертизы, связанные с историко-культурным наследием, хотя пока еще эксперты в этой области не могут пройти аттестацию.

- Какие бы вы выделили достоинства и недостатки положения в его последней редакции?

- На протяжении прошедших десяти лет принцип «одного окна» постоянно совершенствовался. Проблема упорядочивания процедур была практически решена, но до сих пор есть, что доработать. К примеру, некоторые процедуры, прописанные законодательством, должны быть пройдены заявителем до момента направления проектной документации на экспертизу, что создает определенные сложности. В области охраны окружающей среды, например, так обстоит дело с проведением государственной экологической экспертизы в Минприроды Российской Федерации, а также с согласованиями документации Федеральным агентством по рыболовству, Роснедрами в части застройки территорий залегания полезных ископаемых, с Роспотребнадзором по санитарно-защитным зонам и многими другими.

В горнодобывающей отрасли, в соответствии с законодательством о недрах, документация согласовывается Роснедрами после проведения государственной экспертизы, что является дублированием функций и дополнительным административным барьером для недропользователей.

Именно такие пересечения полномочий должны быть «выровнены» и приведены в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Необходимо прописать четкую процедуру согласования: в каких случаях те или иные процедуры проводятся до государственной экспертизы, в каких случаях их можно провести в рамках данного процесса, а в каких - игнорировать.

Одна из самых актуальных задач, о необходимости решения которой сейчас говорят на всех уровнях, – это необходимость снижения административных барьеров. Одна из самых актуальных задач, о необходимости решения которой сейчас говорят на всех уровнях, – это необходимость снижения административных барьеров. Несмотря на то, что на уровне подзаконных актов предусмотрено проведение государственной экспертизы в режиме «одного окна», каждое ведомство, тем не менее, старается внести «свой вклад» в этот процесс, в результате чего получение положительного заключения для заявителя становится все более и более сложным. Например, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации сейчас практически в полном объеме восстанавливает процедуры государственной экологической экспертизы. А это – потеря времени для заявителя, так как нет никакой необходимости проводить государственную экологическую экспертизу в рамках экспертизы проектной документации.

- Каким вы видите дальнейшее развитие порядка проведения экспертизы?

- У нас уже есть нововведения, которые нужно обкатывать и развивать: это и технологический ценовой аудит, и разрабатываемая сейчас процедура обоснования инвестиций, и проведение оценки экономической эффективности, и внедрение технологий информационного моделирования. Все это весьма востребованные направления, связанные с контролем расходования бюджетных средств и повышением эффективности строительства. Эксперты, которые хорошо знакомы с процессом государственной экспертизы, должны также хорошо разбираться и в новых процедурах.

Например, нуждаются в совершенствовании и процедурные вопросы - например, проблема продления договоров. Раньше договора заканчивались, расторгались, документация возвращалась заявителю на доработку. Но за время, прошедшее с момента принятия постановления в его первой редакции, изменилось многое: так, в конце 2016 года заявители получили право продления договора на проведение государственной экспертизы на срок, не превышающий тридцати дней. Что это значит для учреждения? Фактически речь идет о проведении повторной экспертизы того же проекта в рамках одного и того же договора, то есть об увеличении нагрузки на экспертов в полтора-два раза. Мы видим очевидное нарушение баланса, при котором улучшение положения заявителей происходит за счет ухудшения положения экспертных организаций. Означает ли это, что следует отказаться от опции продления договора, которая так востребована заявителями? Безусловно, нет. Однако необходимо найти такое решение этой задачи, что позволит вернуть утраченный баланс и создать ситуацию, которая в современной теории ведения бизнеса справедливо называется win-win и при которой в полном соответствии с названием термина выигрывают обе стороны.

Государственная экспертиза – это живой организм, который развивается вместе со всей строительной отраслью и чутко реагирует на меняющиеся реалии. Поэтому очевидно, что правила нашей работы – не высечены на скрижалях, и будут меняться так, чтобы сделать и проведение, и прохождение государственной экспертизы высокоэффективным и при этом удобным для заявителей процессом. Кроме того, назрел и вопрос сокращения сроков прохождения экспертизы для отдельных объектов. Все заявители хотят пройти экспертизу быстрее и получить при этом положительное заключение, но, как показывает опыт, большинство представленных проектов должным качеством похвастать не могут. Однако в некоторых ситуациях заявитель может доработать документацию и исправить ошибки в кратчайшие сроки. Для таких случаев назрела необходимость создания специального порядка.

На самом деле, государственная экспертиза – это живой организм, который развивается вместе со всей строительной отраслью и чутко реагирует на меняющиеся реалии. Поэтому очевидно, что правила нашей работы – не высечены на скрижалях, и будут меняться так, чтобы сделать и проведение, и прохождение государственной экспертизы высокоэффективным и при этом удобным для заявителей процессом.

Поделиться статьей:
Подписаться на рассылку
Назад