Оставьте свой отзыв
Опрос
Что Вам понравилось в новой версии сайта?
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

От начала до конца. Главгосэкспертиза начнет оценивать государственные стройки на предпроектной стадии

Строительная газета

На минувшей неделе начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорь Манылов представил новую модель работы учреждения. На состоявшемся в Москве VI Российском инвестиционно-строительном форуме (РИСФ) он выступил с докладом «Совершенствование механизма принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства».

По словам Игоря Манылова, сейчас Главгосэкспертиза России приступает к оценке проекта лишь на финальной стадии его подготовки. При этом нередко выясняется, что с самого начала проект основывался на неверных исходных данных, и это делает невозможной его реализацию в соответствии с инвестиционным решением. По этой причине ежегодно возвращаются на доработку проекты на строительство объектов, общая стоимость которых достигает 500 млрд рублей. В результате реализация проектов замедляется.

Руководитель Главгосэкспертизы России считает, что сумму потерь, которые образуются в результате ошибок на начальной стадии проектирования, можно уменьшить как минимум вдвое. Для этого эксперты должны рассматривать проект не только на финальном, но и на начальном этапе работы. С этой целью Главгосэкспертиза России инициировала ввод нулевой стадии экспертизы — оценки инвестпроекта на предпроектном этапе. Такая двухэтапная технология должна обеспечить существенное повышение качества исходных данных для проектирования и точность бюджетного планирования. Это означает кардинальную смену модели работы экспертизы. Сегодня акценты смещены в сторону нормоконтроля, а если эксперты начнут работать на предпроектной стадии, то будут оценивать проект с учетом оптимальности выбора принципиальных решений, их соответствия современному уровню инженерной мысли и технологий.

Необходимым условием перехода к новой организации работы Главгосэкспертизы является создание необходимой информационной среды. Ее компоненты активно обсуждались участниками круглых столов, проведенных в рамках РИСФ на стенде Главгосэкспертизы. Как сообщил первый заместитель начальника Главгосэкспертизы России Вадим Андропов, усовершенствована система интерактивного взаимодействия с заявителем (СИВЗ), в ближайшее время начнется ее опытная эксплуатация. СИВЗ позволит всем экспертам работать в формате сквозного процесса и даст дополнительные возможности заявителям — предоставлять документы, подписывать договоры и заключения, работать с замечаниями экспертов в личном кабинете. Зарегистрироваться в системе можно будет после прохождения идентификации и аутентификации, а заходить в нее пользователи смогут через Единый портал государственных услуг Российской Федерации и через официальный сайт Главгосэкспертизы России.

Следующий шаг в развитии электронного пространства строительной экспертизы — консолидация данных и формирование условий для их хранения, анализа и последующего использования с помощью Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ). Вадим Андропов сообщил, что работа над ЕГРЗ близится к завершению, и с января 2018 года она будет запущена в эксплуатацию.

Как рассказал начальник экспертно-аналитического управления Главгосэкспертизы России Александр Плескачев, в ЕГРЗ будут включаться не только систематизированные сведения о заключениях экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и представленных для ее проведения материалов. Неотъемлемой частью реестра станут сами заключения и представленные для проведения экспертизы документы. Александр Плескачев считает, что формирование единой базы данных о проектах-аналогах станет основой функционирования института проектной документации повторного использования, института ценообразования и сметного нормирования и планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства.

Еще один новый информационный ресурс — Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). О нем на заседании круглого стола подробно рассказала первый заместитель начальника Главгосэкспертизы по ценообразованию Ирина Лищенко. Она напомнила, что система создается для информационной поддержки процесса определения сметной стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетов различных уровней или компаний, в которых доля государства превышает 50%.

«Ввод ФГИС ЦС позволит оптимизировать стоимость работ и обеспечить применение современных информационных технологий при ее расчете, повысить стабильность отрасли и улучшить конкурентный климат на рынке строительных материалов», — отметила Ирина Лищенко. С вводом ФГИС ЦС должны также сократиться сроки составления сметных расчетов. Напомним, что в состав ФГИС ЦС входят три подсистемы: ведения Федерального реестра сметных нормативов, классификатора строительных ресурсов и мониторинга цен строительных ресурсов, подготовкой которых также занимаются специалисты Главгосэкспертизы России. Ввод ФГИС ЦС в эксплуатацию запланирован на конец сентября 2017 года.

По мнению Игоря Манылова, создание двух этих информационных ресурсов — ФГИС ЦС и ЕГРЗ — важный этап процесса повышения эффективности инвестиционных проектов и перехода к полноценной единой информационной среде. «Отрасли необходим информационный ресурс, консолидирующий информацию о проектах, позволяющий отбирать и использовать наиболее эффективные, — подчеркнул Игорь Манылов. — Так же, как необходима и ФГИС ЦС, без нее невозможно обеспечить переход на ресурсный метод определения сметной стоимости. Создание такой информационной среды позволит развивать как институт строительной экспертизы, так и строительный комплекс в целом».

В то же время руководитель Главгосэкспертизы России отметил, что для повышения качества планирования бюджетных инвестиций в капитальные вложения следует улучшить и качество исходных данных, на основе которых принимаются решения об инвестициях. В настоящий момент бюджет проекта оценивается только по затратам на стадии проектирования и строительства и не учитывает последующую стоимость «владения» объектом и его сноса, несмотря на то, что эксплуатационные расходы зачастую значительно превышают затраты на строительство. Такие данные должны быть включены в обоснование инвестиций. Полноценный переход к оценке экономической эффективности капитальных вложений на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства с применением технологий информационного моделирования намечено осуществить до 2020 года.

Справочно

План мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства утвержден заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Козаком 11 апреля 2017 года (поручение правительства РФ №2468п-П9). Институт обоснования инвестиций придет на смену технологическому ценовому аудиту крупных инвестиционных проектов. Подготовка обоснования будет обеспечиваться заказчиком до принятия решения о капитальных вложениях. Аудит обоснования станет проводиться экспертными организациями в целях обеспечения оптимального выбора места размещения объекта, основных проектных решений, обоснования предельной стоимости и достаточности исходных данных. Предметом экспертизы станет оценка проекта с учетом обоснования инвестиций. Развитие института обоснования предполагает переход к оценке эффективности капитальных вложений с учетом «жизненного цикла» объекта капитального строительства.

В результате перехода к оценке эффективности капитальных вложений с учетом «жизненного цикла» объекта повысится качество бюджетного планирования за счет более точного определения предполагаемой (предельной) стоимости всех проектов, реализуемых за счет бюджета и госкомпаниями. Будет обеспечено более высокое качество исходных данных для проектирования и снижение рисков «перепроектирования». Станет возможным контроль соблюдения заказчиком требований к проектированию на стадии «предпроект».

Оригинал

Поделиться статьей:
Подписаться на рассылку
Назад