Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Главгосэкспертиза: Нормативную базу в сфере безопасности объектов ТЭК необходимо совершенствовать

Агентство нефтегазовой информации

Правовое регулирование зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) нуждается в совершенствовании. Такое заявление сделал в рамках XXIII Международного форума "Технологии безопасности" в Москве заместитель начальника Главгосэкспертизы России Владимир Вернигор.

Он рассказал об особенностях обеспечения комплексной безопасности опасных производственных объектов. Начальник управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин посвятил свое выступление вопросам совершенствования подходов в области противопожарной защиты объектов нефтегазового и топливно-энергетического комплекса.

"Одна из наиболее актуальных задач, как показала практика проведения государственной экспертизы проектов строительства и реконструкции опасных производственных объектов, - это обеспечение соблюдения охранных зон, зон санитарной охраны, а также санитарно-защитных зон, протянувшихся от границ особо опасных объектов до расположенных в непосредственной близости территорий городов и иных поселений", - уверен Владимир Вернигор.

По его мнению, это связано прежде всего с недостаточным правовым регулированием зон с особыми условиями использования территории, которые, как и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах, являются ограничениями прав на землю.

Установленной охранная зона считается с момента внесения сведений о ее границах в документы государственного кадастрового учета, при этом сведения об изменении статуса зон вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия только на основании соответствующих актов органов государственной власти, либо органов местного самоуправления. Границы зон с особыми условиями, в отношении которых не определен порядок направления необходимых документов, не подлежат внесению в ЕГРН.

"Например, в Правилах охраны линий и сооружений связи РФ отсутствуют положения, устанавливающие требования по принятию соответствующих актов об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ, не прописано требование по направлению в орган регистрации прав сведений об их установлении, не определены субъекты, ответственные за подготовку и направление в орган регистрации прав соответствующих данных", - заметил Владимир Вернигор.

Кроме того, в ряде отраслевых законодательных актов в принципе не предусмотрена необходимость направления сведений о границах ЗОУИТ для внесения в ЕГРН, связь красных линий и границ зон с особыми условиями использования территорий согласно некоторым нормам является условной, а исчерпывающие сведения о расположении красных линий и границ ЗОУИТ в схемах территориального планирования, правил землепользования и застройки, как правило, вообще отсутствуют.

В итоге все эти факторы приводят к нарушениям при планировании мест размещения объектов капитального строительства и снижению уровня их безопасности.

"Необходимо четкое регулирование всех технических вопросов, связанных с установлением красных линий, их отражением в соответствующей документации, выносом на местность и действиями уполномоченных лиц при отсутствии сведений о координатах характерных точках", - цитирует Владимира Вернигора пресс-служба Главгосэкспертизы России.

Для предупреждения застройки территорий, прилегающих к опасным производственным объектам, убежден Владимир Вернигор, необходимо доработать законодательные и нормативно-правовые акты в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территории в документы государственного кадастрового учета и обозначения их на местности опознавательными знаками. Не менее действенным окажется изменение концептуального подхода к установлению красных линий, когда они становятся границей всех установленных ограничений и зон с особыми условиями использования территории.

Александр Красавин обсудил с участниками форума "Технологии безопасности-2018" направления совершенствования противопожарной защиты объектов нефтегазового и топливно-энергетического комплекса на стадии проектирования и экспертизы. Недостаточное внимание, уделенное вопросам пожарной и промышленной безопасности, по его словам, приводит к тому, что в экспертные организации нередко представляются проекты с изначально заложенными серьезными ошибками, избыточными или нерациональными мероприятиями.

Работа, направленная на обеспечение пожарной безопасности объектов капстроительства, начинается задолго до начала их эксплуатации, подчеркнул Александр Красавин, а стадии проектирования и экспертизы становятся важнейшими этапами формирования эффективной и оптимальной системы обеспечения пожарной безопасности объектов. Такая работа должна вестись на самых ранних этапах проектирования, что позволит не только предусмотреть максимально эффективный набор решений и средств обеспечения пожарной безопасности объектов, но и обеспечить существенную оптимизацию затрат.

"Мнимая же экономия на специалистах в области промышленной и пожарной безопасности, к которой нередко прибегают заказчики или проектировщики на ранних стадиях создания объекта, очень часто приводит к серьезным проблемам и затратам", - предупредил Александр Красавин.

По мнению спикера, стоит обратить внимание на то, что удовлетворенность профессионального сообщества работой экспертов, проводящих экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, сильно зависит от состояния нормативной базы. При этом современное положение с регулированием в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе объектов нефтегазового и топливно-энергетического комплекса, непростое: не решена проблема двух действующих технических регламентов, регулирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

"Все это не способствует ни единому пониманию правил применения требований нормативных документов, ни консолидации сообщества специалистов по вопросам пожарной безопасности", - отметил Александр Красавин.

Еще одной проблемой, на которую указал представитель Главгосэкспертизы, является то, что разработкой каждого нормативного документа зачастую занимается только одна организация, тогда как раньше в процессе принимало участие большое количество ведущих отраслевых специализированных институтов и организаций.

Помимо перечисленных противоречий в отрасли есть и другие вопросы, которые требуют обсуждения и решения.

"Поэтому особую значимость в этой связи приобретает недавно утвержденная приказом Минэнерго и Росстандарта программа стандартизации в нефтегазовом комплексе. Было бы целесообразно привлечь к разработке соответствующих стандартов широкий круг заинтересованных организаций и специалистов. Стандарты, разработанные в порядке межведомственного взаимодействия, как показывает опыт прошлых лет, в большей степени будут способствовать достижению целей программы стандартизации нефтегазового комплекса", - подвел итог Александр Красавин.

Филина Наталья

Оригинал

Поделиться статьей:
Подписаться на рассылку
Назад