Автор: Александр Красавин, начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России, к. т. н.
Сложившаяся ситуация с традиционными подходами к нормированию и проектированию высотных зданий приводит к неоправданному расходованию строительных материалов, потере полезной площади, сложностям в выборе эффективных архитектурных, инженерно-технических, объемно-планировочных и конструктивных решений.
Принимали ли участие эксперты Главгосэкспертизы в создании свода правил «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования»?
Да, мы участвовали в обсуждении проекта этого СП. По результатам анализа требований, содержащихся в документе, были сделаны следующие выводы.
Во-первых, документ был подготовлен качественно, добротно и ни в какое сравнение не шел с редакцией свода правил по проектированию высотных зданий, которая была представлена на Международном форуме высотного и уникального строительства осенью 2015 года.
Тем не менее, несмотря на существенное улучшение, отдельные положения документа требовали доработки. В противном случае при проектировании высотных зданий снова потребовалось бы регулярно разрабатывать СТУ для обоснования решений, отличных от нормативных, или решений, на которые нормы проектирования в СП отсутствуют.
Во-вторых, в связи с необходимостью корректировки проекта СП руководством Главгосэкспертизы по согласованию с Минстроем России было принято решение внести изменения в представленный документ и предложить обновленную редакцию свода правил. Предложенные изменения затронули требования пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, промышленной безопасности, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций. И были направлены в первую очередь на минимизацию возможных ситуаций, связанных с отсутствием или недостаточностью соответствующих требований для проектирования объектов высотного строительства либо необходимостью отступлений от требований СП. По некоторым аспектам безопасности изменения были совсем незначительными, а по другим, напротив, достаточно существенными.
Где были незначительные, а где существенные правки?
По вопросам промышленной безопасности небольшие изменения коснулись систем газоснабжения, холодоснабжения и вертикального транспорта. По гражданской обороне было добавлено требование, устанавливающее в необходимых случаях правила устройства защитных сооружений гражданской обороны для объектов высотного строительства.
По предупреждению чрезвычайных ситуаций изменения затронули структурированную систему мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) в части исключения требований, устанавливающих повсеместную обязательность ее устройства на высотных зданиях.
К мероприятиям по антитеррористической защищенности высотных зданий у наших экспертов было достаточно много замечаний, в связи с чем были подготовлены предложения по существенной переработке данного раздела с учетом специфики объектов высотного строительства и имеющихся технических рекомендаций по проектированию систем антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных и уникальных зданий (ТР 205-09).
По пожарной безопасности внесенные изменения в свод правил также были весьма существенными. И в этом нет ничего удивительного, поскольку направление сложное, с наличием противоречивых требований, что объясняется в том числе и тем, что данные вопросы регулируются сразу двумя ведомствами – Минстроем России и МЧС России. Например, именно здесь параллельно действуют два технических регламента со своими перечнями документов в области стандартизации.
Многие российские специалисты все чаще поднимают вопросы относительно целесообразности и обоснованности тех или иных ограничивающих или запрещающих требований, содержащихся в отечественных нормах. Как складывается ситуация с подходами к нормированию и проектированию высотных зданий?
Подход, вводящий ограничивающие или запрещающие требования, приводит к неоправданному расходованию строительных материалов, потере полезной площади, затруднению в выборе эффективных архитектурных, инженерно-технических, объемно-планировочных и конструктивных решений. Поэтому прежде чем ограничивать в российских нормах параметры высотных зданий – высоту, площадь этажа, использование для эвакуации лифтов и т. п., следует обратить внимание на то, что в зарубежных нормах данные запреты и ограничения отсутствуют. Предложенные изменения по пожарной безопасности были вызваны вовсе не необходимостью ужесточения требований свода правил в данной области, а, напротив, установлением взвешенных, достижимых и эффективных подходов, обоснованность которых подтверждена либо международным опытом в области проектирования и строительства высотных зданий, либо специальными техническими условиями, ранее согласованными и содержащими предлагаемые требования.
Перечислять здесь предложения, высказанные специалистами Главгосэкспертизы при работе с проектом документа, наверное, не имеет смысла. Свод правил и с нашими предложениями был бы неидеален и требовал бы дальнейшего совершенствования. К тому же многие предложения, подготовленные нашими специалистами, по вопросам пожарной безопасности объектов высотного строительства в конечной редакции документа учтены не были. Что, судя по всему, обусловлено планами Минстроя России утвердить в 2017 году новый свод правил «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности».
Тем не менее хочется надеяться, что работа, проделанная экспертами, будет востребована, а учет предложений Главгосэкспертизы при составлении требований пожарной безопасности для объектов высотного строительства предоставит строительному сообществу гораздо более широкие возможности для эффективного и безопасного проектирования и строительства высотных зданий без необходимости устройства излишних систем, реализации избыточных мероприятий и разработки СТУ.
Каковы специфические особенности обеспечения пожарной безопасности высотных зданий?
К ним можно отнести наличие в плане развитой стилобатной части, объединяющей подземные и наземные этажи, что затрудняет возможности маневрирования пожарной техники; устройство светопрозрачных навесных фасадных систем, вместе с которыми предусматривается целый комплекс мероприятий, направленных на предотвращение распространения пожара по фасаду здания; продолжительное время эвакуации людей с верхних этажей небоскребов, что предопределяет необходимость установления повышенных пределов огнестойкости строительных конструкций высотных объектов и устройство зон безопасности для защиты людей от воздействия опасных факторов пожара; а также многие другие особенности.
Какими критериями, на ваш взгляд, следует руководствоваться при выборе решений, оборудования и систем обнаружения пожара, автоматического тушения пожара, противодымной защиты, систем оповещения, видеонаблюдения и др.?
Основной критерий – обеспечение требуемого уровня безопасности людей на объекте капитального строительства.
Кроме этого, определяющим фактором для эффективной работы технических систем противопожарной защиты с возложенными на них функциями является деление их на условные или конструктивные зоны. В проектной документации на здания повышенной этажности для каждой инженерной системы противопожарной защиты предусматривается свой подход к зонированию, что обусловлено как требованиями нормативно-технических документов, так и особенностями в обеспечении их надежного функционирования. Не всегда принятое зонирование инженерных систем противопожарной защиты совпадает с разбивкой высотного здания на пожарные отсеки. Поэтому системы противопожарной защиты, как правило, имеют блочную структуру, направленную на обеспечение работы блоков контроля и управления в автономном режиме в пределах пожарных отсеков и пожарных зон.
Соответствующие требования к инженерным системам высотных зданий, в том числе к системам противопожарной защиты, содержатся во вновь разработанном СП 253.1325800.2016 «Инженерные системы высотных зданий», который вводится в действие с 4 февраля 2017 года.
Какие нарушения чаще всего встречаются при проектировании высотных зданий в части обеспечения пожарной безопасности?
Проектная документация, предоставляемая на государственную экспертизу, не всегда бывает выполнена безупречно. Специалисты по пожарной безопасности проверяют все мероприятия, направленные на противопожарную защиту объектов высотного строительства. Но стоит отметить, что наиболее частые нарушения, встречающиеся в проектной документации, разработанной для строительства высотных зданий, связаны с неправильным устройством эвакуационных путей и выходов, недостаточностью или необоснованностью мероприятий по ограничению распространения пожара между этажами по фасаду здания, необоснованностью принятых решений по системам противопожарной защиты небоскребов.
Что, на ваш взгляд, необходимо подкорректировать в техническом регулировании с целью исключения дублирования деятельности по обеспечению противопожарной защиты?
Наша позиция – и мы ее неоднократно озвучивали – заключается в необходимости создания для проектно-строительного сообщества единого документа, устанавливающего для высотных зданий все необходимые требования, в том числе по вопросам пожарной безопасности. Как это сделано, к примеру, для сооружений метрополитена, тепловых электростанций, жилых зданий и многих других категорий объектов, для которых отдельный свод правил, содержащий только требования пожарной безопасности, не разрабатывался. При этом, если говорить объективно, вопросы противопожарной защиты для данных объектов являются ничуть не менее важными, чем для небоскребов. Реализация такого подхода, на наш взгляд, позволила бы исключить, во-первых, дублирование требований, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов капитального строительства, а во-вторых, появление возможных противоречий в положениях разных нормативных документов для объектов одного функционального назначения.
Может ли введение обязательных к исполнению строительных норм полностью исключить в дальнейшем практику использования сводов правил и национальных стандартов как документов добровольного применения?
В Советском Союзе для любых СНиП головные проектные институты в помощь проектировщикам разрабатывали десятки справочных пособий, детализирующих и уточняющих требования строительных норм и правил. Взять, к примеру, ранее действовавшие СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», которые включали основные требования.
Конкретизация, примеры реализации требований данных СНиП применительно к различным типам объектов общественного назначения содержались в пособиях. И это было удобно, востребовано, но это были именно справочные пособия, к которым можно было при желании обратиться.
Своды правил и национальные стандарты, имеющие статус документов добровольного применения, с одной стороны, вроде бы и не являются обязательными, но и не относятся к справочным материалам. Правила применения требований документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, однозначно не определены. В том, что своды правил и национальные стандарты необходимы как дополнение к обязательным строительным нормам, сомнений нет. Но они нужны проектировщикам именно как информационно-технические справочники, а не второй эшелон нормативных требований, на выполнении которых в полном объеме зачастую настаивают и экспертные организации, и надзорные органы.
Опубликовано в журнале-каталоге «Противопожарная защита. Пожарная автоматика. Средства спасения» 2017