Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • 1.28. Вопрос: К полномочиям каких органов (организаций) относится проведение государственной экспертизы проектной документации, разработанной для проведения работ по реконструкции медицинского центра с созданием отделения ПЭТ-диагностики?
    Согласно части 1 статьи 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства относятся объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов). Статьей 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» установлено, что радиационными источниками, как объектами использования атомной энергии, являются не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение. Таким образом, объекты капитального строительства медицинского назначения, содержащие в своем составе радиационные источники (в том числе компьютерные томографы, включая ПЭТ/КТ-сканеры, иное рентгенодиагностическое оборудование), являются особо опасными и технически сложными объектами, проектная документация которых, подготовленная для строительства или реконструкции, согласно части 4.1 статьи 49 ГрК РФ, подлежит государственной экспертизе в ФАУ «Главгосэкспертиза России».
  • 1.29. Вопрос: В каких случаях при направлении документов для проведения государственной экспертизы проектной документации в отношении опасного производственного объекта необходимо представлять обоснование безопасности опасного производственного объекта (ОБ ОПО) и специальные технические условия (СТУ)?
    В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» для лиц, осуществляющих подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, предусмотрена возможность осуществлять разработку ОБ ОПО, в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции ОПО в случаях:
    - необходимости отступления от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (далее – ФНиП ПБ);
    - недостаточности и (или) отсутствия установленных требований ФНиП ПБ.
    ОБ ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке. Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пункту 1 Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденного приказом Минстроя России от 15 апреля 2016 г. № 248/пр, СТУ разрабатываются для подготовки проектной документации на объект капитального строительства в случаях:
    - необходимости отступления от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 (далее – Перечень № 1521);
    - недостаточности или отсутствия утвержденных требований к надежности и безопасности, установленных национальными стандартами и сводами правил, включенных в Перечень № 1521. Обращаем внимание, что ФНиП ПБ не входят в состав национальных стандартов и сводов правил, включенных в Перечень № 1521. Из совокупного анализа вышеприведенных правовых норм следует, что ОБ ОПО разрабатывается и представляется для проведения государственной экспертизы в составе проектной документации только в случае необходимости отступления от требований промышленной безопасности, установленных ФНиП ПБ, а также при недостаточности и (или) отсутствии таких требований. При отступлении от иных требований разработка ОБ ОПО законодательством не предусмотрена.
  • 1.30. Вопрос: Предусмотрено ли сокращение срока проведения повторной государственной экспертизы?
    Согласно части 7 статьи 49 ГрК РФ срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 42 рабочих дня. Согласно пункту 29 Положения № 145 в течение не более 45 (календарных) дней проводится государственная экспертиза:
    - результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;
    - проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам;
    - проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.
    Согласно пункту 44 Положения № 145 повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Положением для проведения первичной государственной экспертизы, то есть в те же сроки, которые установлены Положением № 145 для проведения первичной государственной экспертизы.
  • 1.31. Вопрос: Как рассчитывается размер платы за проведение повторной государственной экспертизы линейного объекта транспортной инфраструктуры, ранее получившего положительное заключение государственной экспертизы, по которому на повторную экспертизу представлена только часть проектной документации с внесенными в нее изменениями?
    В соответствии с пунктом 58 Положения № 145 плата за проведение повторной государственной экспертизы взимается в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы. Требования к расчету размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации, представленной на государственную экспертизу, установлены пунктами 51-56 Положения № 145. В частности, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по нежилым объектам капитального строительства определяется по формуле, установленной пунктом 56 Положения № 145, в зависимости от стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий в полном объеме, представлявшихся для проведения первичной государственной экспертизы, которые, в свою очередь, рассчитываются в ценах 2001 года (в рублях) на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных Минстроем России. В случае если проектная документация представлена на повторную государственную экспертизу после внесения в нее изменений, размер платы рассчитывается с учетом таких изменений, а также с учетом коэффициента (Ki), отражающего инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г., который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 годом, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы (в данном случае – за проведение повторной государственной экспертизы). Указанный порядок применяется для определения размера платы за проведение повторной государственной экспертизы в том числе в отношении линейных объектов транспортной инфраструктуры.
  • 1.32. Вопрос: Каким образом следует представлять исходно-разрешительные документы в электронной форме в случае, если застройщик (технический заказчик) передал проектировщику не подлинники таких документов, а их сканированные копии с бумажного носителя? Вправе ли проектировщик, выступающий в качестве заявителя, представлять на государственную экспертизу сканированные копии исходно-разрешительных документов, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявителя?
    Согласно пункту 11 Положения № 87 в состав проектной документации допускается включение не только подлинников исходно-разрешительных документов, но и их копий, оформленных в установленном порядке. В целях представления на государственную экспертизу исходно-разрешительных документов в электронной форме, оригиналы последних, согласно требованиям пунктов 6 и 7 Приказа № 783/пр, должны быть отсканированы с сохранением ориентации оригинала документа в разрешении 300 dpi (масштаб 1:1). Скан-образы исходно-разрешительных документов заверяются УКЭП лица, уполномоченного на представление документов для проведения государственной экспертизы (заявитель).
  • 1.33. Вопрос: Имеет ли право организация после устранения замечаний, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, представить проектную документацию для проведения повторной экспертизы без дополнительной оплаты?
    Согласно пункту 44 Положения № 145 проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы. За проведение повторной государственной экспертизы, согласно пункту 58 Положения № 145, взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы. Плата за проведение повторной государственной экспертизы не взимается только в отношении жилых объектов капитального строительства, документы по которым направлены для проведения повторной государственной экспертизы в течение 14 дней после получения отрицательного заключения.
  • 1.34. Вопрос: Требуется ли включать в состав документов, направляемых для проведения государственной экспертизы, письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, если указанный реестр находится в свободном доступе на сайте указанной службы (то есть является открытой информацией)?
    В рамках своих полномочий, определенных законодательством о градостроительной деятельности, ФАУ «Главгосэкспертиза России» при проведении государственной экспертизы осуществляет оценку соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, результатам инженерных изысканий. Согласно пункту 25 Положения № 87 раздел проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», представляемой на государственную экспертизу, должен содержать результаты оценки воздействия объекта на окружающую среду и мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. В соответствии с пунктом 3 и подпунктом «б» пункта 10 Положения № 87 проектные решения обосновываются расчетами и ссылками на нормативные и технические документы и подтверждаются исходно-разрешительными документами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения о включении объекта в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) могут быть включены в проектную документацию в виде указания номера объекта в ГРОРО либо в виде приложенной копии приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о включении объектов размещения отходов в ГРОРО. Предоставление письма от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, содержащего утверждение о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, в этом случае не требуется.
  • 1.35. Вопрос: Возможно ли для подтверждения подлинности электронного документа указывать в информационно-удостоверяющем листе (ИУЛ) только контрольную сумму MD5 без указания реквизитов даты и времени последнего изменения в электронный документ?
    Согласно пункту 7 Приказа № 783/пр оформление ИУЛ на бумажном носителе осуществляется в случаях невозможности обеспечения электронной подписью лиц, участвующих в разработке проектной документации, осуществлении нормоконтроля и согласовании проектной документации. Требования к форме ИУЛ законодательством Российской Федерации не установлены. Пример оформления ИУЛ, приведенный в ГОСТ 2.051-2013 «Единая система конструкторской документации, электронные документы. Общие положения» (далее – ГОСТ 2.051-2013), а также правила его выполнения, включая указание сведений о значении контрольной суммы, являются рекомендуемыми. Вместе с тем, требования о наличии обязательных сведений, включаемых в ИУЛ, установлены Приказом № 783/пр, согласно которому, информация о дате и времени последнего изменения электронного документа является обязательной при оформлении ИУЛ для отдельных документов в составе проектной документации. Реквизиты даты и времени внесения изменений в электронный документ свидетельствуют об очередности редакции раздела или части раздела проектной документации, направляемых для проведения государственной экспертизы, в том числе после оперативного внесения изменений. В случае если в ходе государственной экспертизы в проектную документацию вносятся изменения, то на вновь сформированную документацию оформляется новый ИУЛ, в котором сведения о дате и времени последнего изменения электронного документа, подтверждают актуальность представленной редакции. Наличие в ИУЛ значения контрольной суммы, подтверждающей подлинность представленных документов, без указания сведений о дате и времени внесения последних изменений в электронный документ не позволит экспертной организации установить очередность версии проектной документации, представленной на государственную экспертизу. При этом установление подлинности, представленных документов, к компетенции экспертной организации не относится.
  • 1.36. Вопрос: Кто уполномочен принимать решение о влиянии внесенных в проектную документацию изменений на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства?
    Согласно пункту 44 Положения № 145, основанием для проведения обязательной повторной государственной экспертизы в отношении проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, является внесение в проектную документацию изменений в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства. Минимально необходимые требования безопасности зданий и сооружений установлены Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ), согласно которому под безопасностью здания или сооружения понимаются количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности. К вышеуказанным минимально необходимым требованиям, согласно части 6 статьи 3 Закона № 384-ФЗ, отнесены требования механической безопасности, пожарной безопасности, безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях, безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, безопасности для пользователей зданиями сооружениями, доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, энергетической эффективности зданий и сооружений, безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду. В период с 1 сентября 2016 г. до 4 августа 2018 г. принятие решения о том, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы, затрагивают (не затрагивают) конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, было возможно только на основании соответствующего заключения экспертной организации. Однако с 4 августа 2018 г. (дата вступления в силу соответствующих положений Закона № 342-ФЗ) институт модифицированной проектной документации и, соответственно, указание на необходимость установления порядка оценки влияния внесенных в проектную документацию изменений на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, а также лиц, уполномоченных на осуществление такой оценки из ГрК РФ, исключены. Таким образом, организации по проведению государственной экспертизы не наделены полномочиями по признанию изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не затрагивающими конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
  • 1.37. Вопрос: Требуется ли разработка проектной документации для проведения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства?
    В соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ в редакции Закона № 342-ФЗ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, осуществляется подготовка сметной документации на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком, содержащего перечень дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. При том застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации. В случае если финансирование капитального ремонта осуществляется с привлечением иных средств, подготовка проектной документации осуществляется по инициативе застройщика.