Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • 2.39. Вопрос: Следует ли выполнять инженерно-экологические изыскания для подготовки проектной документации объектов непроизводственного назначения и, если требуется, то – в каком объеме?
    Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или заказчика (часть 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обращаем внимание, что инженерно-экологические изыскания являются основным видом инженерных изысканий, включенным в Перечень видов инженерных изысканий, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 20.
  • 2.40. Вопрос: В каких случаях для подготовки проектной документации должны разрабатываться специальные технические условия? Каким документом определяется состав специальных технических условий?
    В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» специальные технические условия (далее - СТУ) разрабатываются в случае, если для подготовки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, включенными в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, или если требуется от них отступление, а также в случае, если такие требования не установлены. Статьей 78 п.2 Федерального закона 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, разрабатываются СТУ, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, разработанных на основе требований указанного Федерального закона. Разработка и согласование СТУ для подготовки проектной документации на объект капитального строительства осуществляются в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минстроя России от 15.04.2016 № 248/пр.
  • 2.43. Вопрос: Археологической экспертизой участка строительства определено наличие памятников истории, требующих в нашем случае проведения аварийно-спасательных работ. На эти работы выполняется проектная документация. По требованию регионального департамента по истории и культуре «Проект аварийно-спасательных работ» должен быть включен в утверждаемую часть «Проекта строительства». Правомерно ли это требование? Или «Проект аварийно-спасательных работ» имеет самостоятельный статус, и его представление для проведения государственной экспертизы не требуется?
    Согласно пунктам 23 и 24 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, перечень мероприятий по организации аварийно-спасательных работ и соответствующие проектные решения включаются в разделы 6 «Проект организации строительства» и раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» проектной документации по объекту капитального строительства.
  • 2.44. Вопрос: ГОСТ 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» допускает оформлять ведомость «Состав проектной документации» отдельным томом. В какую папку проектной документации следует загружать электронный файл этого тома?
    Ведомость «Состав проектной документации», оформленную в виде отдельного тома, рекомендуется размещать в папке-каталоге «Иная документация» в составе папки-каталога «Проектная документация».
  • 2.45. Вопрос: Частью 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или заказчика. На каком основании экспертная организация требует представления на государственную экспертизу материалов инженерных изысканий, не предусмотренных заданием заказчика и программой инженерных изысканий?
    Согласно пункту 17 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Правительством Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, организация по проведению государственной экспертизы вправе дополнительно истребовать от заявителя представления материалов инженерных изысканий. При выявлении в результатах инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), которые не позволяют сделать выводы о соответствии либо несоответствии проектной документации результатам инженерных изысканий и результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, организация по проведению государственной экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о выявленных недостатках и устанавливает при необходимости срок для их устранения. Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с частью 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации критериями при определении необходимости выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состава, объема и метода их выполнения наряду с заданием заказчика и программой инженерных изысканий являются требования соответствующих технических регламентов. При составлении задания на выполнение инженерных изысканий и программы инженерных изысканий необходимо также учитывать: - вид и назначение проектируемого объекта капитального строительства, его конструктивные особенности, техническую сложность и потенциальную опасность; - стадию архитектурно-строительного проектирования; - сложность топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории строительства и степень их изученности.
  • Вопрос: Что входит в состав документов для проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта? (перечень)
    В соответствии с п.16(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Положение) для проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства предоставляются документы, указанные в подпунктах "а" - "д", "ж(1)", "и" - "к(2)" пункта 13 вышеуказанного Положения, а именно:
    - заявление о проведении государственной экспертизы;
    - проектная документация на объект капитального строительства;
    - ведомости объемов работ, учтенных в сметных расчетах;
    - задание на проектирование;
    - положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной историко-культурной экспертизе в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
    - документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (в случае, если заявитель не является техническим заказчиком, застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально;
    - документ, подтверждающий передачу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику).
    Также предоставляется акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов по состоянию на дату обследования
  • Вопрос: Индексы какого квартала требуется использовать при подготовке сметной документации?
    В соответствии с п.20(1) и п.45(12) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" сметная документация для проведения проверки сметной стоимости представляется с применением цен, сложившихся на дату ее предоставления застройщику (техническому заказчику) или на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы.
  • Вопрос: Каковы требования к оформлению прайс-листов?
    - Прайс-листы должны быть оформлены в соответствии с требованиями национального стандарта ""ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов"" (утв. Приказом Росстандарта от № 2004-ст) и в обязательном порядке содержать реквизиты поставщика (производителя) (наименование организации, справочные данные организации, наименование должности лица - автора документа, дата документа, регистрационный номер, ссылку на регистрационный номер и дату поступившего документа, адресат, подпись или отметку об электронной подписи, печать и т.д.), определения которых приведены в национальном стандарте ""ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения"" (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст);
    - Прайс-листы должны быть подобраны на основании проведенного конъюнктурного анализа с выбором наиболее экономичного варианта с представлением сравнительной таблицы не менее 3-х вариантов стоимостных показателей;
    - Прайс-листы должны содержать информацию, достаточную для однозначной идентификации предлагаемых материалов или оборудования, а также их стоимостные показатели и условия поставки (ссылки на сайты, скриншоты экрана не являются обоснованием, необходимо официально обращаться в организацию-поставщика или производителя для получения прайс-листов или коммерческих предложений);
    - Прайс-листы должны быть оформлены в виде тома проектной документации (обложка, титульный лист) и находиться в составе проекта (файл «Состав проектной документации»). При этом документ может быть представлен как в формате xls, так и в pdf (если объем файла превышает 80 Mb, то документ делится на фрагменты);
    - При оформлении прайс-листов рекомендуется:
    1) Разбивать прайс-листы и конъюнктурный анализ по локальным сметным расчетам, присваивая этим частям прайс-листов и анализа наименование соответствующего локального расчета (например, водоснабжение и т.д.);
    2) В составе прайс-листов представлять реестр прайсов с указанием фирмы производителя, стоимости, параметров материального ресурса.
    - Существующим требованиям удовлетворяют два варианта согласования прайс-листов заказчиком:
    1) На каждом прайс-листе отдельно ставится подпись, должность, печать заказчика;
    2) Если количество прайс-листов слишком большое, то формируется реестр прайсов, с которым в виде приложения сшиваются в единый том все прайс-листы, после чего на последнем листе ставится подпись, должность, печать и указывается количество пронумерованных (сшитых) страниц.
  • Вопрос: Каковы требования к согласованию сводного сметного расчета?
    - Сводный сметный расчет (далее - ССР) должен быть оформлен согласно п. 3.15 Приложения № 2 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, как нормативно-методического документа, включенного в федеральный реестр сметных нормативов. Данный нормативный документ предусматривает отметку о согласовании сводного сметного расчета стоимости строительства заказчиком строительства (подпись, должность, печать). Вместо руководителя организации-застройщика согласовать ССР может уполномоченное застройщиком лицо на основании приказа о распределении полномочий, в котором будет прописано, что данное лицо уполномочено согласовывать такие документы;
    - Отметка о согласовании ставится заказчиком на информационно-удостоверяющий лист (далее - ИУЛ), сформированный к ССР и подписанный лицами, участвующими в его разработке, осуществлении нормоконтроля. В соответствии с пунктом 6 Приказа Минстроя России №783/пр от 12.05.2017 года ИУЛ подлежит сканированию, и сформированный по результатам сканирования электронный документ подписывается лицом, уполномоченным на предоставление документов для оказания услуг, с использованием электронной подписи;
    - Варианты оформления согласования Заказчиком ССР:
    1) ССР загружается в формате pdf + в формате xls + ИУЛ к нему.
    2) ССР загружается в формате xls и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью заказчика + ИУЛ к нему.
    3) ССР загружается в формате xls, а отметка о согласовании ССР ставится заказчиком на ИУЛ.
  • Вопрос: В каких случаях, какие требования предъявляются к составу, содержанию, уровню цен, раздела проектной документации «Смета» при проведении повторной экспертизы (после получения положительного заключения по проверке достоверности)?
    В случае, если после получения положительного заключения государственной экспертизы сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление документов для проведения повторной проверки сметной стоимости осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, с учетом утвержденных сметных нормативов федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, и (или) определенных Минстроем России сметных цен строительных ресурсов на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы, при этом остальная часть сметной документации не корректируется.
    В случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по решению застройщика внесены изменения в сметную документацию без изменений физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием на проектирование в зависимости от содержания работ), в связи с применением:
    а) новых сметных норм, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения государственной экспертизы, а также индексов изменения сметной стоимости к таким федеральным единичным расценкам или сметных цен строительных ресурсов, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости;
    б) индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, проверка сметной стоимости не проводится. Такая сметная документация может быть направлена на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости по решению застройщика.