Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Определение стоимости монтажа оборудования
    Вопрос: Разъяснить порядок определения затрат на измерение затухания оптических волокон кабеля на смонтированном участке.

    Измерения в процессе строительства волоконно-оптических линий связи (далее – ВОЛС) выполняются с целью проверки кабеля, аппаратуры на соответствие техническим условиям на эти изделия, контроля качества выполнения отдельных технологических операций, проверки законченного объекта на соответствие принятым нормам.
    В процессе строительства ВОЛС в основном измеряют затухание оптического сигнала в оптическом волокне, на стыках оптического волокна
    и т.д. с целью проверки качества выполнения отдельных технологических операций и контролируют механические нагрузки при прокладке оптического кабеля.
    Согласно «Руководству по строительству линейных сооружений магистральных и внутризоновых оптических линий связи» при строительстве волоконно-оптической линии связи выполняется:
    — входной контроль оптических волокон, который включает организационно-подготовительные работы, измерение электрических параметров (если есть металлические элементы), измерение затухания оптического волокна кабеля;
    — измерения, проводимые в процессе прокладки оптического кабеля, с целью контроля прикладываемых к нему механических нагрузок. Выбор способа контроля зависит от способа прокладки кабеля;
    — по завершении прокладки оптического кабеля производятся измерения, позволяющие оценить состояние проложенной длины кабеля;
    — в процессе монтажа оптического кабеля производятся измерения с целью оценки качества выполнения неразъемных соединений оптического волокна при сращивании строительных длин.
    Для соединения кабельной сети с активным сетевым оборудованием и передачи в сеть оптического сигнала от активного оборудования используют оптические кроссы.
    Согласно Руководству по строительству линейных сооружений местных сетей связи после монтажа строительных длин волоконно-оптического кабеля измеряется затухание оконечного устройства монтажа кроссов.
    Таким образом, при монтаже волоконно-оптических кабелей измерения выполняются как на смонтированном участке, так и при монтаже оптического кросса.

  • Определение стоимости монтажа оборудования
    Вопрос: Разъяснения о корректности применения расценок:
    — на демонтаж воздухопроводов холодного и горячего воздуха (приложение №1,2) проектным институтом применена расценка ФЕРм0б-02-014-16 (Воздухопровод с фасонными частями, компенсаторами, клапанами, опорами и подвесками, поставляемый блоками, щитами и рулонами котлов паропроизводительностью: 220-1000 т/ч, на пылеугольном топливе) с коэф. на демонтаж =0,5. Заказчик выдает замечание о замене данной расценки на ФЕРм06-02-014-3 (Пылепровод с фасонными частями, компенсаторами, клапанами, опорами и подвесками и отдельными деталями котлов паропроизводительностью: 1000-1650 т/ч);
    — на демонтаж трассы охлаждения опорных конструкций обшивки камер пароперегревателя применена расценка ФЕРм06-02-014-16 с коэф. на демонтаж =0,5. Заказчик предлагает заменить на ФЕРм06-05-001-16 (Подогреватель, охладитель, поставляемый в собранном виде: горизонтальный, масса 31 т);
    — на демонтаж отсоса газов из шлаковой шахты (приложение 3) применена расценка ФЕРм06-02-014- 16, с коэф. на демонтаж =0,5. Заказчик предлагает заменить на ФЕРм06-02-014-10 (Газопровод с фасонными частями, компенсаторами, клапанами, опорами и подвесками, поставляемый блоками, щитами и рулонами котлов паропроизводительностью: 1000-1650 т/ч, на пылеугольном топливе).

    При разработке сметной документации на выполнение соответствующих видов работ выбор той или иной расценки из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, осуществляющей разработку проектной документации, и заказчика строительства. При этом выбор норм и расценок для применительного использования в сметной документации (при отсутствии прямых сметных расценок) рекомендуется осуществлять с учетом максимального соответствия состава работ и ресурсов применяемого норматива условиям производства работ, предусмотренным проектом. Расчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом, в пределах твердой договорной цены в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьей 746 Гражданского кодекса Российской Федерации. Разногласия, возникающие на стадии реализации государственного (муниципального) контракта, разрешаются в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

  • Коэффициенты, учитывающие условия производства работ
    Вопрос: Помогите разобраться с коэффициентом для учета влияния условий производства работ согласно Приложения 10 табл. 1 п.12,табл.2 п.14 , табл.3 п.15 методики, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 №421/пр: «Производство работ на предприятиях, где в силу режима секретности и (или) внутриобъектного режима применяются специальный допуск, специальный пропуск и другие ограничения для рабочих». Необходимо ли применять для наших объектов ТЭЦ данный коэффициент? У нас есть стандарт предприятия «Пропускной и внутриобъектовый режимы», с которым перед началом выполнения строительно-монтажных работ все подрядные организации должны ознакомиться и подписать. Но как данные условия труда могут повлиять на снижение работоспособности? Ведь пропуска, допуски выдаются единожды на весь период выполнения работ и пропуск предоставляется только на КПП, как и всеми работниками ТЭЦ.

    Порядок формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства предусмотрен Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика 421/пр).

    В соответствии с пунктом 12 Методики 421/пр выбор сметных нормативов, единичных расценок и составляющих единичных расценок для определения стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ осуществляется исходя из соответствия технологии производства работ, принятой в проектной и иной технической документации, состава работ, перечня, характеристик и расхода строительных ресурсов, учтенных сметными нормами.

    Сборники государственных элементных сметных норм и разработанных на их основе единичных расценок (ГЭСН-2020, ФЕР-2001) разработаны с учетом выполнения работ в условиях, обеспечивающих бесперебойное ведение работ с максимальной производительностью людей и техники.

    В соответствии с пунктом 52 Методики 421/пр при разработке локальных сметных расчетов (смет) для учета усложняющих факторов и условий производства работ, указанных в проектной и (или) иной технической документации, используются коэффициенты к сметным нормам (единичным расценкам), в том числе их отдельным составляющим, приведенные в Приложении № 10 к Методике.

    В Приложении № 10 к Методике 421/пр приведены коэффициенты для учета усложняющих факторов и условий производства работ, указанных в проектной и (или) иной технической документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, пусконаладочных работах, сохранении объектов культурного наследия при производстве работ на предприятиях, где в силу режима секретности и (или) внутриобъектного режима применяются специальный допуск, специальный пропуск и другие ограничения для рабочих.

    Необходимость применения в локальных сметах коэффициентов, учитывающих усложняющие условия производства отдельных комплексов строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, устанавливается проектом организации строительства (далее – ПОС), разработанным в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение).

    В соответствии с указанным Положением ПОС должен содержать описание особенностей проведения работ на предприятиях, где в силу режима секретности и (или) внутриобъектного режима применяются специальный допуск, специальный пропуск и другие ограничения для рабочих.

    В связи с этим, обоснование применения указанных коэффициентов при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства относится к компетенции заказчика строительства и организации, осуществляющей разработку проектной документации, и должно быть отражено в ПОС с учетом особенностей и условий выполнения работ на конкретных объектах капитального строительства при условии наличия факторов, препятствующих нормальному производству работ (вызывающих задержку производственного процесса). При этом требования к «особому» режиму производства работ, осложненному внешними факторами, должны быть обоснованы (подтверждаться) положениями действующих нормативных правовых актов, регламентирующих организацию системы охраны объектов, обеспечение режима секретности, установление пропускного, внутриобъектового режима на охраняемых объектах и тому подобных мероприятий.

  • Коэффициенты, учитывающие условия производства работ
    Вопрос: В технической части к ГЭСН Сборник 13. «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии» в Приложении 13.3 «Коэффициенты к сметным нормам, учитывающие условия применения ГЭСН сборника 13» указан коэффициент в п. 3.13. «Окраска и огрунтовка решетчатых поверхностей». Прошу дать определение, что относится к решетчатой поверхности.
    При определении стоимости работ по антикоррозионной защите стальных конструкций отнесение металлоконструкций в зависимости от геометрической схемы к решетчатым (сквозные конструкции, выполненные из пересекающихся стержней) или сплошным конструкциям выполняется на основании проектных решений.
    При составлении сметной документации выбор (обоснование) того или иного сметного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции заказчика строительства и организации, разрабатывающей проектную документацию.
    В соответствии с пунктом 2.13.3. «Общие положения. Исчисления объемов работ» ГЭСН 81-02-13-2017 Сборник 13. «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии» площадь окраски стальных металлоконструкций определяется по приложению 13.1 Сборника 13, в котором приведены соотношения веса и площади для различных профилей стального проката.
    Приведенные в пункте 3.13 Приложения 13.2 «Коэффициенты к сметным нормам, учитывающие условия применения ГЭСН Сборника 13», применяются при окраске и огрунтовке решетчатых поверхностей к нормам таблиц с 13-03-001 по 13-03-004.
  • Вопрос: Перечень документов, необходимых для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий
    а) заявление о проведении государственной экспертизы, в котором указываются:
    идентификационные сведения об исполнителях работ - лицах, осуществивших подготовку проектной документации и выполнивших инженерные изыскания (фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, основной государственный регистрационный номер, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) индивидуального предпринимателя; полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения и адрес, адрес электронной почты (при наличии) юридического лица);
    идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на государственную экспертизу (наименование объекта предполагаемого строительства (реконструкции, капитального ремонта, сноса, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства, основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие), кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого расположен или планируется расположение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (номер и дата утверждения градостроительного плана земельного участка и (или) документации по планировке территории);
    идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика (технического заказчика) - физического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, основной государственный регистрационный номер, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика (технического заказчика) - индивидуального предпринимателя; полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения и адрес, адрес электронной почты (при наличии) застройщика - юридического лица, органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, а в случае, если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, - указанные сведения также в отношении заявителя);
    сведения об использовании (о причинах неиспользования) экономически эффективной проектной документации повторного использования (далее - проектная документация повторного использования) при подготовке проектной документации, представленной для проведения государственной экспертизы, в случае если законодательством Российской Федерации установлено требование о подготовке проектной документации с обязательным использованием проектной документации повторного использования;
    е) результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями (в том числе к составу указанных результатов), установленными законодательством Российской Федерации;
    ж) задание на выполнение инженерных изысканий;
    и) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (в случае, если заявитель не является техническим заказчиком, застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы (далее - договор) должны быть оговорены специально;
    к) выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, действительная на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику) (представляется в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется членство исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий. В случае если проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий переданы застройщику до 1 июля 2017 г., представляются выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по подготовке проектной документации и (или) инженерным изысканиям, действительные на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику), если в соответствии с законодательством Российской Федерации получение допуска к таким работам являлось обязательным до 1 июля 2017 г.;
    к(1)) документы, подтверждающие, что для исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий по основаниям, предусмотренным частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (предоставляется, если не представлен документ, указанный в подпункте «к» настоящего пункта);
    к(2)) документ, подтверждающий передачу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику)
  • Накладные расходы и сметная прибыль
    Вопрос: Наша компания выполняет проектно-изыскательские работы по объекту «Образовательное учреждение с углубленным изучением профильных предметов на 550 учащихся в г. Лабытнанги, ЯНАО» (далее - Объект). В рамках подготовки сметной документации и прохождения проверки достоверности определения сметной стоимости Объекта, просим Вас разъяснить применение индексов изменения сметной стоимости оборудования, выпускаемые (ежеквартально) письмами Минстроя России (приложение 3), а именно уточнить «отрасли народного хозяйства и промышленности» для вышеуказанного Объекта. Также для учета повышенной нормы накладных расходов к индексам изменения стоимости СМР и пусконаладочных работ применяется повышающий коэффициент для районов Крайнего Севера -1,02 (к индексам к ФЕР). Просим разъяснить возможность применения НР и СП для Районов Крайнего Севера: НР (МДС 81-34.2004), СП (Письмо № АП-5536/06) совместно с повышающим коэффициентом 1,02 к индексам к ФЕР.

    Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.

    Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления), или с применением ресурсного метода определения стоимости строительства.

    Индексы изменения сметной стоимости строительства рассчитываются в соответствии с Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019
    № 326/пр (далее – Методика, Индексы).

    Информация об Индексах, включаемых в ФРСН согласно Порядку формирования и ведения ФРСН, утвержденному приказом Минстроя России от 24.10.2017 № 1470/пр, размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве в соответствии с пунктом 2 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452.

    Индексы разработаны к сметно-нормативной базе ФЕР-2001 (ТЕР-2001) с учетом нормативов накладных расходов, принятых в соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 12.01.2004 № 6.

    Согласно пункту 1 примечания к Приложению № 1 к письму Минстроя России от 19.08.2020 № 32582-ИФ/09 для учета повышенной нормы накладных расходов к индексам изменения стоимости СМР и пусконаладочных работ следует применять следующие коэффициенты:

    – для районов Крайнего Севера − 1,02 (к индексам к ФЕР), 1,005 (к индексам к ТЕР);
    – для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, − 1,01 (к индексам к ФЕР), 1,003 (к индексам к ТЕР).

    При этом в случаях, когда сметная стоимость объектов капитального строительства в районах Крайнего Севера определяется с использованием ФЕР-2001 и норм накладных расходов, приведенных в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-34.2004), утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 12.01.2004 № 5, к Индексам повышающие коэффициенты не применяются.

  • Накладные расходы и сметная прибыль
    Вопрос: В письмах Минстрой России о рекомендованной величине индексов изменения сметной стоимости строительства в примечаниях к приложению №1 указаны коэффициенты для учета повышенной нормы накладных расходов для районов Крайнего Севера и для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, прошу дать разъяснение о применении данных коэффициентов. Для применения данных коэффициентов в сметной документации, составленной по расценкам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, нормативы накладных расходов применяются по МДС81-33.2004 или по МДС81-34.2004?

    Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.

    Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления), или с применением ресурсного метода определения стоимости строительства.

    Индексы изменения сметной стоимости строительства рассчитываются в соответствии с Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр (далее – Методика, Индексы).

    Информация об Индексах, включаемых в ФРСН согласно Порядку формирования и ведения ФРСН, утвержденному приказом Минстроя России от 24.10.2017 № 1470/пр, размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве в соответствии с пунктом 2 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452.

    Индексы разработаны к сметно-нормативной базе ФЕР-2001 (ТЕР-2001) с учетом нормативов накладных расходов, принятых в соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве
     (МДС 81-33.2004), утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 12.01.2004 № 6.

    Согласно пункту 1 примечания к Приложению № 1 к письмам Минстроя России от 07.04.2020 № 13436-ИФ/09, от 20.03.2020 № 10379-ИФ/09, от 23.03.2020 № 10544-ИФ/09, от 25.02.2020 № 6369-ИФ/09, от 19.02.2020 № 5414-ИФ/09 для учета повышенной нормы накладных расходов к Индексам изменения стоимости СМР и пусконаладочных работ следует применять следующие коэффициенты:

    – для районов Крайнего Севера − 1,02 (к прогнозным индексам к ФЕР), 1,005 (к прогнозным индексам к ТЕР);
    – для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера − 1,01 (к прогнозным индексам к ФЕР), 1,003 (к прогнозным индексам к ТЕР).

    При этом в случаях, когда сметная стоимость объектов капитального строительства в районах Крайнего Севера определяется с использованием ФЕР-2001 и норм накладных расходов, приведенных в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-34.2004), утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 12.01.2004 № 5, к Индексам повышающие коэффициенты не применяются.
  • Вопрос: Какие требования к оформлению бумажного варианта заключения, выпускаемого согласно заявлению заказчика. Должны ли подписывать бумажный вариант заключения все участвующие эксперты?
    Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий утверждены приказом Минстроя России от 08 июня 2018 № 341/пр.
    В соответствии с указанным приказом требования к заключению на бумажном носителе и к заключению в форме электронного документа идентичны.
    В соответствии с пунктом 36 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий заключение государственной экспертизы готовится и подписывается лицами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - эксперт) и участвовавшими в проведении государственной экспертизы, и утверждается руководителем организации по проведению государственной экспертизы или уполномоченным им лицом. Заключение государственной экспертизы, подготовленное в электронной форме, подписывается экспертами, участвовавшими в проведении государственной экспертизы, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и утверждается руководителем организации по проведению государственной экспертизы либо уполномоченным им лицом путем подписания заключения усиленной квалифицированной электронной подписью.
  • Вопрос: Будет ли реализован API-интерфейс для взаимодействия ГИС ЕГРЗ и программных продуктов экспертных организаций? Когда и как можно будет получить документ?

    Механизм взаимодействия с информационными системам экспертных организаций разработан.
    Описание API-интерфейса размещено в подразделе «Материалы по ГИС ЕГРЗ» раздела «О реестре» публичного портала ГИС ЕГРЗ по адресу http://egrz.ru/

  • Вопрос: Если оператор не принял наши документы, то при повторной подаче документов надо ли менять дату заключения?

    Оператор производит проверку соответствия проекта раздела реестра с текстом заключения экспертизы. При возврате проекта раздела на доработку, замечания оператора будут отображаться у соответствующих полей. Если исправление замечаний не требует изменения самого заключения экспертизы, то дата заключения остается прежней.