Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Вопрос: Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации

    Согласно части 2 статьи 47 и части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций соответственно в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования (далее – СРО), за исключением случаев, установленных частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
    В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.
    Согласно подпункту «к» пункта 13 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение № 145), в качестве документа, подтверждающего право на выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации, представляемого для проведения государственной экспертизы, является выписка из реестра членов СРО (далее – выписка), действительная на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику).
    Таким образом, представляемая для проведения государственной экспертизы выписка, должна быть действительная на дату передачи застройщику проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, которая подтверждает, что исполнитель работ на момент их выполнения являлся членом СРО и соответствовал требованиям, установленным в частях 4 и 5 статьи 48 и частях 2 и 3 статьи 47 ГрК РФ.
    В соответствии с Положения ми пунктов 23 – 24 Положения  № 145 основаниями для отказа в принятии документов, представленных для проведения государственной экспертизы, в том числе являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 и частях 2 и 3 статьи 47 ГрК РФ соответственно.

  • Вопрос: Для выполнения работ по подготовке раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» требуется членство в СРО

    В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства. Кроме того, в соответствии с пунктами 28 и 42 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее – Положение № 87), раздел «Смета» входит в состав проектной документации объектов капитального строительства. Более того, согласно абзацу 2 пункта 7 Положения  № 87 раздел «Смета» разрабатывается в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.
    Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ, подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ, признается деятельностью по архитектурно-строительному проектированию.
    Учитывая изложенное, подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» является работой по подготовке проектной документации.
    В соответствии с подпунктом «к» пункта 13 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение№ 145), выписка из реестра членов саморегулируемой организации представляется в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется членство исполнителя работ по подготовке проектной документации в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда для исполнителя работ по подготовке проектной документации не требуется членство в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
    Учитывая изложенное, для выполнения работ по подготовке раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, а также на основании пункта 16(4) Положения  № 145 при направлении документации на государственную экспертизу проектной документации в части проверки достоверности сметной стоимости капитального ремонта необходимо представление выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.

  • Вопрос: О подтверждении членства в СРО организации, выполняющей обследование состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций

    В соответствии с Перечнем видов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20, «Обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций» входит в число специальных видов инженерных изысканий.
    Согласно части 2 статьи 47 и части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций соответственно в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования (далее – СРО), за исключением случаев, установленных частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
    Согласно подпункту «к» пункта 13 Положения  № 145, в качестве документа, подтверждающего право на выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации, представляемого для проведения государственной экспертизы, является выписка из реестра членов СРО, действительная на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику).
    Обследование строительных конструкций – специальный вид инженерных изысканий, соответственно требуется СРО в области инженерных изысканий.
    В соответствии с Положения ми пунктов 23 – 24 Положения  № 145 основаниями для отказа в принятии документов, представленных для проведения государственной экспертизы, в том числе являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 и частях 2 и 3 статьи 47 ГрК РФ соответственно.

  • Вопрос: О подтверждении членства генерального подрядчика в СРО

    Условия заключения договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (далее – договор подряда) определяются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). При этом особенности предмета договора подряда установлены также Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
    В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
    В соответствии с требованиями части 2 статьи 47 и части 4 статьи 48 ГрК РФ лица, выполняющие инженерные изыскания и осуществляющие архитектурно-строительное проектирование по договорам подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны являться членами соответствующей саморегулируемой организации (далее – СРО). Перечень лиц, которым не требуется членство в СРО, приведен в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
    Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
    Таким образом, в зависимости от субъектов, участвующих в договорных отношениях на стороне заказчика, законодатель выделяет два вида договора:
    1) договор подряда, заключенный с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором;
    2) договор подряда, заключенный с иными лицами.
    В первом случае лица, выполняющие инженерные изыскания и осуществляющие архитектурно-строительное проектирование по договорам подряда, в том числе технический заказчик (в силу пункта 22 статьи 1 ГрК РФ), должны являться членами соответствующей СРО. Исключение из этого требования устанавливается только для лиц, указанных в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
    Во втором случае лица, выполняющие инженерные изыскания и осуществляющие архитектурно-строительное проектирование, могут не являться членами таких саморегулируемых организаций.
    Таким образом, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично (например, согласно части 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации), подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Условие о членстве в СРО субподрядчика является не обязательным и может устанавливаться по усмотрению генерального подрядчика.
    Согласно части 8 статьи 49 ГрК РФ при проверке документов, представленных для проведения государственной экспертизы, организация по проведению экспертизы, устанавливает соответствие лиц, выполнивших инженерные изыскания и осуществивших подготовку проектной документации требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 и частях 4 и 5 статьи 48 ГрК РФ.
    Для подтверждения полномочий исполнителей работ, выполнивших инженерные изыскания и осуществивших подготовку проектной документации в составе документов, направляемых для проведения государственной экспертизы, согласно подпунктам «к» и «к(1)» пункта 13 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение  № 145), представляется выписка из реестра членов СРО или документы, подтверждающие, что членство в СРО не требуется по основаниям, предусмотренным частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
    В случаях, когда исполнителем работ по договору подряда, заключенному с застройщиком (техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором), является генеральный подрядчик, то в составе документов представляется выписка, подтверждающая членство генерального подрядчика в СРО. Субподрядчик не является исполнителем работ по договору, заключенному с застройщиком, в связи с этим подтверждение его членства в СРО при направлении документов для проведения государственной экспертизы законодательством не предусмотрено.

  • Вопрос: О необходимости членства в саморегулируемых организациях

    В соответствии с пунктом 16 статьи 1, части 3 статьи 47, части 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) застройщик является лицом, осуществляющим выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства. Указанные работы застройщик вправе выполнить самостоятельно при условии, что он является членом соответствующей саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда.
    При этом застройщик может передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику, который от имени застройщика вправе осуществлять функции, указанные в пункте 22 стати 1 ГрК РФ.
    Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответствующей саморегулируемой организации за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
    Таким образом, застройщику необязательно являться членом саморегулируемой организации, в случае если он самостоятельно заключает договоры о выполнении результатов инженерных изысканий и о подготовке проектной документации с лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций (в случае если такое членство обязательно). 

  • Вопрос: О представлении положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы

    Перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий закреплен пунктом 13 Положения  о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 (далее – Положение № 145), и включает, в том числе положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной историко-культурной экспертизе в соответствии с Федеральным законом
    «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
    Согласно статье 28 Федерального закона от 25 июня 2002 г.
    № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях, в том числе определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
    При этом в соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
    Дополнительно необходимо отметить, что с 1 августа 2020 г. вступил в силу Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. № 985 (далее – Перечень № 985). Перечень № 985 включает, в том числе пункт 8.1.4 Свода правил 47.13330.2016 «Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96» (далее – СП 47.13330.2016), согласно которому инженерно-экологические изыскания должны включать сбор, анализ и обобщение материалов инженерно-экологических изысканий прошлых лет, опубликованных и фондовых материалов и данных, в том числе о наличии территорий с особыми режимами использования, объектах культурного наследия. В соответствии с пунктом 8.2.7 СП 47.13330.2016, также включенным в Перечень № 985, технический отчет по результатам инженерно-экологических в графической части в зависимости от состава решаемых задач должен содержать, в том числе карты (схемы) границ территорий объектов культурного наследия.
    Таким образом, в части состава инженерно-экологических изысканий СП 47.13330.2016 установлено требование об отражении в отчете существующих территорий с особыми режимами использования, объектов культурного наследия.
    Учитывая изложенное, требование о представлении положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, установленное Положением № 145, применимо в случае представления для проведения государственной экспертизы проектной документации, предусматривающей проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

  • Вопрос: О порядке обеспечения релевантности сведений о сложных объектах, предусмотренных в заявлении о проведении государственной экспертизы, заключении государственной экспертизы и проектной документации, представленной для проведения государственной экспертизы
    Подпунктом «а» пункта 13 Положения  № 145 установлена необходимость указания в заявлении о проведении государственной экспертизы (далее – заявление) идентификационных сведений обо всех объектах капитального строительства, в отношении которых представлена проектная документации и (или) результаты инженерных изысканий.
    В качестве указанных сведений приводятся:
    - наименование объекта (объектов) предполагаемого строительства;
    - почтовый (строительный) адрес объекта (объектов) капитального строительства;
    - основные технико-экономические показатели объекта (объектов) капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие).
    На основании данных требований Положения  № 145, а также с учетом Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 341/пр (далее – Требования № 341/пр), утвержден образец заявления, который предусматривает для заявителя необходимость указания идентификационных сведений об объектах капитального строительства, входящих в состав сложного объекта, то есть объекта, состоящего из нескольких объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений).
    Вместе с тем подпунктом 2 пункта 9 Требований № 341/пр предусмотрено указание в заключении государственной экспертизы сведений о зданиях (сооружениях), входящих в состав сложного объекта, применительно к которому подготовлена проектная документация. При этом в пояснениях к данному подпункту указано, что такие сведения приводятся в случае подготовки заключения экспертизы в отношении проектной документации, подготовленной применительно к сложному объекту (объекту, входящему в состав имущественного комплекса).
    На основании статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущественным комплексом является предприятие, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая, том числе, здания и сооружения, относящиеся к недвижимым вещам (часть 1 статьи 130 ГК РФ). Исходя из понятия единого недвижимого комплекса, определенного статьей 133.1 ГК РФ, совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений
    и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие) также представляет собой имущественный комплекс.
    С учетом системной взаимосвязи указанных норм к сложным объектам относятся объекты капитального строительства (здания, сооружения), состоящие из нескольких объектов капитального строительства, соединенных таким образом, который предполагает их использование по общему назначению.
    Согласно подпункту 1 пункта 9 Требований № 341/пр подраздел «Сведения об объекте капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация», заполняется в соответствии со сведениями, приведенными в проектной документации.
    Пунктом 15 Порядка ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденного приказом Минстроя России от 22.02.2018 № 115/пр, при подготовке раздела реестра о представленной для проведения экспертизы проектной документации также предусмотрена необходимость указания сведений о наименовании и адресе (местоположении), функциональном назначении, и основных проектируемых технико-экономических показателях каждого объекта капитального строительства, входящего в состав сложного объекта (имущественного комплекса), применительно к которым подготовлена проектная документация. 
  • Вопрос: Представление документов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну
    Согласно подпункту «л» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» с 1 января 2017 г. проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются в организации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы, в электронной форме, за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, составляющие государственную тайну.
    На основании пункта 18 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, в случае если проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, составляющие государственную тайну, документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются на бумажном и (или) электронном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
    Учитывая изложенное, в случае, если документы содержат сведения, составляющие государственную тайну, то они представляются в специальный отдел Учреждения на бумажном носителе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе требованиями Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».
    Контактный центр Учреждения в круглосуточном режиме по единым номерам +7 (495) 625-95-95 (для Москвы) и 8-800-775-95-95 (для регионов) обеспечивает качественную информационно-коммуникационную поддержку действующих и потенциальных заявителей, а также оперативную помощь при решении возникающих вопросов, связанных с оказанием услуг Учреждения.
    После представления в Учреждение в установленном порядке документов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, остальные документы направляются нарочно по адресу: Москва, Большая Якиманка ул., д. 42, стр. 1-2.
  • Вопрос: Представление на государственную экспертизу проектной документации, подготовленной в форматах, которые используются для подготовки информационной модели
    В настоящее время законодательством Российской Федерации не ограничено право застройщика разрабатывать проектную документацию с применением технологий информационного моделирования.
    На основании части 5.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, а также иные документы, необходимые для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются в электронной форме, в том числе в форме информационной модели, за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну.
    В соответствии пунктом 10.3 статьи 1 ГрК РФ информационная модель объекта капитального строительства (далее - информационная модель) - совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства;
    Согласно подпункту «л» пункта 2 постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (далее – Постановление № 145) с 1 января 2017 г. проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются в организации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы, в электронной форме, за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, составляющие государственную тайну.
    В соответствии с пунктом 13 Положения  об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденном Постановлением № 145 (далее – Положение № 145), для проведения государственной экспертизы представляется в том числе проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
    Требования к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства утверждены приказом Минстроя России от 12 мая 2017 г. № 783/пр.
    Представление на государственную экспертизу проектной документации, подготовленной в форматах, которые используются для подготовки информационной модели, нормативными правовыми актами в настоящее время не предусмотрено.
    При этом Учреждение готово рассмотреть проектную документацию, подготовленной в форматах, которые используются для подготовки информационной модели. К информационной модели прикладывается пояснительная записка с кратким описанием, в том числе: наименование объекта; идентификационные признаки объекта согласно требованиям, установленным частью 1 статьи 4 Федерального закон от 30 декабря 2009 г.  № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; ведомость состава информационной модели; информация, связанная с требованиями к мощности компьютерного обеспечения, необходимостью выделения отдельного рабочего места для загрузки информационной модели (с использованием сети Интернет; без использования сети Интернет; при других условиях); сведения, связанные с изменениями, внесенными в информационную модель при проведении повторной оценки соответствия (протокол изменений и дополнений в информационную модель, в случае, если в информационную модель не были внесены дополнения, то предоставляется протокол отличий информационной модели). Ведомость состава информационной модели включает в себя: перечисление файлов с полным указанием названия САПР (название организации разработчика и название программного обеспечения с указанием версии), где был разработан или сохранён/экспортирован раздел/часть информационной модели, в виде таблицы; особенности/инструкции работы с проприетарными форматами файлов (необходимость подключения базы данных, классификатора); перечисление используемого программного обеспечения, в том числе: предназначенного для создания и редактирования моделей (Autodesk Revit, MagiCAD, Tekla Structures, иные) (программное обеспечение первого типа); являющееся надстройками для программного обеспечения первого типа, предназначенным для проверок информационных моделей (например, Revit Model Checker, BIM Model Checker, отдельные скрипты в виде визуального программирования Dunamo, иные) (программное обеспечение второго типа); специализированное программное обеспечение, предназначенное для сборки и анализа модели (например, Autodesk Navisworks Manage, DIM 360 Docs, Revixto, Solibri Model Checker, Bentley Navigator, Tekla BIMSight, иные) (программное обеспечение третьего типа).
  • Вопрос: Представление в электронной форме документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»
    Согласно подпункту «л» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» с 1 января 2017 г. проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представляются в организации, уполномоченные на проведение государственной экспертизы, в электронной форме, за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, составляющие государственную тайну.
    Таким образом, документы, не содержащие государственную тайну, подлежат предоставлению в электронной форме.
    На основании пункта 18 Положения  № 145 представление в электронной форме документов, указанных в пунктах 13-16 Положения  № 145, осуществляется с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», расположенной в сети «Интернет» по адресу gosuslugi.ru (далее – ЕПГУ).
    В настоящее время для получения доступа к государственной услуге по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий заявителю необходимо зарегистрироваться на ЕПГУ, получив соответствующую учетную запись.
    Документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий  в электронной форме, в настоящее время представляются в Учреждение с помощью ЕПГУ либо сервиса электронного взаимодействия с заявителем в разделе «Государственные услуги» (подраздел «Подать документы на проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий в электронном виде») на официальном интернет-сайте Учреждения (за исключением случаев, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации), используя учетную запись, полученную заявителем на ЕПГУ.
    Инструкция для регистрации юридического лица на ЕПГУ размещена на ЕПГУ.
    Документы, представляемые в электронной форме, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – УКЭП), предусмотренной Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
    Требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.05.2017 №783/пр. (далее – Требования).
    Форматы представляемых электронных документов установлены пунктом 3 Требований. Согласно пункту 4 Требований электронные документы, представляемые в форматах, предусмотренных пунктом 3 Требований (в том числе проектная документация), должны формироваться способом, не предусматривающим сканирование документа на бумажном носителе.
    Пункт 6 Требований дополнительно оговаривает невозможность формирования проектной документации в электронной форме путем сканирования с оригинала документа.
    В соответствии с пунктом 7 Требований проектная документация, сформированная в форме электронного документа, подписывается лицами, участвующими в ее разработке, осуществлении нормоконтроля и согласовании, с использованием УКЭП.
    Информационно-удостоверяющий лист (далее – ИУЛ) оформляется на отдельные документы в составе проектной документации в случае невозможности обеспечения УКЭП лиц, участвовавших в ее разработке, осуществлении нормоконтроля и (или) согласовании. ИУЛ сканируется в соответствии с пунктом 6 Требований, и сформированный по результатам сканирования электронный документ подписывается заявителем с использованием УКЭП.
    Требования к оформлению подписей на текстовых и графических документах, входящих в состав проектной документации, установлены национальным стандартом ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».