Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • ФГИС ЦС
    Вопрос: Что делать, если ваше юридическое лицо не включено в перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов?

    В соответствии с пунктом 13 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 (далее – Правила), заинтересованные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании обращений юридических лиц, не включенных в перечень юридических лиц, могут направлять в ФАУ «Главгосэкспертиза России» предложения по дополнению такого перечня с указанием сведений, предусмотренных пунктом 12 Правил.

    ФАУ «Главгосэкспертиза России» рассматривает предложения по дополнению перечня юридических лиц и в течение 10 календарных дней со дня получения соответствующего предложения принимает решение о дополнении такого перечня либо о нецелесообразности его дополнения. Если в предложении по дополнению перечня юридических лиц не указаны какие-либо сведения, предусмотренные пунктом 12 Правил, ФАУ «Главгосэкспертиза России» запрашивает такие сведения.
  • ФГИС ЦС
    Вопрос: Каким образом формируется перечень юридических лиц в ФГИС ЦС?
    В соответствии с пунктом 10 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452, ФАУ «Главгосэкспертиза России» на основании информации, представленной Росстатом, ФТС России, Росморречфлотом и Росавиацией, формирует перечень юридических лиц в ФГИС ЦС, предоставляющих информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов, и осуществляет его ежегодную актуализацию.
    Указанные федеральные органы исполнительной власти в передаваемые в ФАУ «Главгосэкспертиза России» перечни включают юридические лица в строгом соответствии с требованиями пунктов 5 – 8 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452. Следует отметить, что перечни Росстата и ФТС России формируются на основании ОКВЭД 2 и ТН ВЭД, которые взаимосвязаны с размещенным на портале ФГИС ЦС классификатором строительных ресурсов (КСР).
  • ФГИС ЦС
    Вопрос: В какие сроки предоставляется информация о ценах?
    В соответствии с пунктом 18 Правил о мониторинге цен строительных ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (далее - Правила) начиная с 2018 года - ежеквартально, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
    Юридические лица, осуществляющие перевозку строительных ресурсов автомобильным транспортом, включенные в перечень, указанный в пункте 10 настоящих Правил предоставляют информацию о ценах услуг по перевозке строительных ресурсов автомобильным транспортом путем размещения ее в информационной системе за II квартал 2019 г. - не позднее 25 июля 2019 г., далее - ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
  • Другие вопросы
    Вопрос: Организация осуществляет проектирование технически сложных и уникальных сооружений, таких как метрополитены и транспортные тоннели. Зачастую для этих сооружений требуется разработка Специальных технических условий (Далее - СТУ) как по пожарной безопасности, так и по строительной части. Стоимость разработки СТУ и научно-технического сопровождения при их согласовании – весьма существенная, при отсутствии федеральных государственных нормативов определения стоимости этих работ на всей территории России, кроме г. Москва. Просим разъяснить возможность применения Московских региональных рекомендаций МРР – 9.6-17 «Разработка специальных технических условий для проектирования» для определения (обоснования) стоимости выполнения работ по разработке СТУ на территории Российской Федерации за пределами г. Москва. Или просим дать разъяснения, как необходимо расценивать работы по разработке и согласованию СТУ по сметам, предоставляемым в ФАУ Главгосэкспертиза России.

    В соответствии с пунктом 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение № 87), разработка и утверждение специальных технических условий (далее – СТУ) необходима только в случае, если для подготовки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены.

    Разработка и согласование СТУ для подготовки проектной документации на объект капитального строительства осуществляются в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минстроя России от 15.04.2016 № 248/пр (далее – Порядок № 248/пр) «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2016 № 43505).

    СТУ являются техническими требованиями в области безопасности объекта капитального строительства, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующим техническим требованиям в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, а также содержащими отступления от установленных требований (пункт 2 Порядка № 248/пр).

    Представляемые в составе документации для проведения государственной экспертизы СТУ в обязательном порядке должны содержать обоснование необходимости их разработки.

    На основании подпункта «н» пункта 10 Раздела 1 Положения № 87, в составе пояснительной записки должны содержаться сведения о наличии разработанных и согласованных СТУ - в случае необходимости разработки таких условий, в связи с этим, документация по СТУ не входят в состав проектной документации и ценами Справочников базовых цен на проектные работы в строительстве на разработку СТУ не учтена.

    В соответствии с пунктом 1.4 Приложения 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, и включенной в федеральный реестр сметных нормативов действующей в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации, затраты на подготовку СТУ могут учитываются в составе главы 1 сводного сметного расчета стоимости строительства, и определяются на основе расчетов и цен на эти услуги, в том числе с использованием результатов конъюнктурного анализа рынка аналогичных услуг на основании коммерческих предложений.

    На основании пунктов 5.1.4 и 5.1.5 Методических указаний о порядке разработки «Справочники базовых цен на проектные работы в строительстве», утвержденных приказом Минстроя России от 04.06.2015 № 406/пр, указанные затраты могут быть определены по калькуляции, в соответствии с расчетными показателями нормативов трудоемкости проектирования, и с использованием нормативных должностных категорий квалификационных исполнителей проектных работ.

  • Другие вопросы
    Вопрос: В соответствии с пп.15 п.2 ст. 149 НК РФ работы (услуги) по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации. Обязан ли Заказчик возместить подрядной организации НДС на материалы и оборудование, так как он их приобретает у сторонних организаций с учетом НДС (т.е. в счетах-фактурах НДС не отражается, а в стоимости материалов и оборудования учитывается)

    Порядок включения в сметную документацию средств по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) приведен в пункте 4.100 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.

    В тех случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством Российской Федерации установлены льготы по уплате НДС, в сводный сметный расчет включаются только средства, необходимые для возмещения затрат порядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям на оказание услуг.

    Затраты подрядных организаций на указанные цели определяются по расчету в зависимости от структуры выполняемых строительно-монтажных работ в текущем уровне цен.

    Порядок составления таких расчетов, в том числе порядок проведения взаиморасчетов между подрядчиком и заказчиком определяется условиями заключенных договоров.

    Вопросы, связанные с оплатой НДС в расчетных документах, относятся к компетенции налоговых органов и регулируются налоговым законодательством.

  • Другие вопросы
    Вопрос: Прошу разъяснить правильность расчета сметной стоимости выполнения работ с учетом необходимости неоднократной установки и последующей разборки строительных лесов при производстве строительно-монтажных работ.
    Согласно пункту 2 раздела III Расходы на организацию работ на строительных площадках Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004) износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных (не титульных) сооружений, приспособлений и устройств, к которым относятся, в том числе настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания; леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования осуществляются за счет накладных расходов порядной организации.
    Кроме того, в соответствии с пунктом 7.10 Методики применения сметных норм, утвержденной приказом Минстроя России от 29.12.2016 № 1028/пр, в нормах не учтены затраты, связанные с подвозкой деталей наружных и внутренних лесов на приобъектный склад и обратно.
    Согласно пункту 1.8.13 Общих положений ГЭСН 81-02-08-2017 сборника 8 «Конструкции из кирпича и блоков» нормами предусмотрена установка, перестановка и разборка подмостей для кладки стен высотой до 4 метров.
    При кладке отдельно стоящих стен, заполнений каркасов и фахверков и кладке подпорных стен высотой более 4 м, а также стен и перегородок зданий с этажами высотой более 4 м, затраты на устройство лесов следует определять дополнительно по нормам табл. 08-07-001, 08-07-002.
    Установка и разборка наружных инвентарных лесов исчисляется по площади вертикальной проекции их на фасад здания, внутренних - по горизонтальной проекции на основание. Если внутренние леса устанавливаются только для отделки стен (вдоль стен) и не имеют сплошного настила по всему помещению для отделки потолка, то их площадь исчисляется по длине стен, умноженной на ширину настила лесов (пункт 2.8.27 раздела II Исчисление объемов работ ГЭСН 81-02-08-2017).
    В соответствии с пунктом 7.7 Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы, утвержденных приказом Минстроя России от 09.02.2017 № 81/пр, в единичных расценках на монтаж оборудования не учтены затраты на устройство и разборку инвентарных лесов (или неинвентарных лесов, когда инвентарные леса установить невозможно), необходимость которых установлена проектной документацией в случаях, если для монтажа оборудования не могут быть использованы леса, устанавливаемые для производства строительных и других работ.
    При соответствующем обосновании в проектной документации применение лесов для монтажных работ надлежит учитывать дополнительно непосредственно в локальных сметах и отражать в разделе «Строительные работы».
  • Другие вопросы
    Вопрос: Какие глобальные перемены ожидаются в ценообразовании проектно-изыскательских работ? Останутся ли справочники базовых цен приоритетными нормативными документами в этом направлении?
    В соответствии с пунктом 33 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметными нормативами являются сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.
    Таким образом, Справочники базовых цен на проектные и изыскательские работы не являются сметными нормативами.
    При этом сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30.09.2017 или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 03.07.2016, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение условий, предусмотренных в статье 3 Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
    Дополнительно сообщается, что ФАУ «Главгосэкспертиза России» в настоящее время разрабатываются методики разработки сметных нормативов на работы по подготовке проектной документации и инженерные изыскания в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  • Другие вопросы
    Вопрос: В какую главу сводного сметного расчета стоимости строительства необходимо включать затраты по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения в части подключения к сетям связи (на постоянной основе) в случае, когда оператор связи самостоятельно и полностью выполняет все работы по подключению (включая проектирование и строительство) и выдает Заказчику в форме коммерческого предложения стоимость предлагаемого комплекса работ по обеспечению услугами связи?
    В соответствии с правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83 (далее – Постановление) к сетям инженерно-технического обеспечения относится совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
    Учитывая изложенное, сети связи не относятся к сетям инженерно-технического обеспечения, указанным в Постановлении.
    Условие оплаты тарифа за подключение объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры, приведенное в письме Минрегиона России от 09.10.2008 №25705 «О плате за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», к сетям связи не применяется.
    Порядок оказания услуг связи, регулирования тарифов, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика для обеспечения государственных или муниципальных нужд приведен в федеральном законе «О связи» от 07.07.2003 №126-ФЗ.
  • Другие вопросы
    Вопрос: Разъяснить правомерность принятого проектным институтом решения по корректировке СД, и указать по какому нормативному документу РФ стальные металлоконструкции подразделяются на решётчатые и сплошные.
    При определении стоимости работ по антикоррозионной защите отнесение металлоконструкций в зависимости от конфигурации к решетчатым или сплошным выполняется на основании проектной документации.
    Схемы и описание решетчатых конструкции приведены в СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81».
    При составлении сметной документации выбор (обоснование) той или иной расценки из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с принятыми проектными решениями и применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции заказчика строительства и организации, разрабатывающей проектную документацию.
    В качестве справочного материала сообщаем, что площадь поверхности стальных горячекатаных профилей по сортаменту стандартов и технических условий для определения величины поверхности строительных стальных конструкций на стадии разработки рабочих чертежей, подлежащих защите от коррозии, приведена в Приложении №2 к ЕНиР 8.1-22а Сборника Е8 «Отделочные покрытия строительных конструкций» выпуск 8 «Отделочные работы».
    В соответствии с пунктом 2.13.3. «Общие положения. Исчисления объемов работ» части 13 ГЭСН-2001 «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии» площадь окраски стальных металлоконструкций определяется по приложению 13.1 части 13 ГЭСН — 2001 «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии», в котором приведены соотношения веса и площади для различных профилей стального проката.
    Коэффициенты к сметным нормам, приведенные в пунктах 3.11 и 3.13 приложении 13.2. раздела «Общие положения» части 13 «Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии» учитывают условия применения ГЭСН части 13.
  • Другие вопросы
    Вопрос: Можно ли пользоваться справочником ЕНИР при расчете стоимости строительных работ объектов, финансируемых из федерального бюджета?
    В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87,
    в составе проектной документации разрабатывается сметная документация, включающая сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
    Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления). Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 г.
    При разработке сметной документации, проверке достоверности определения сметной стоимости и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора) применяются сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
    Согласно пункту 3.2 «Методических рекомендаций по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы» единичные расценки, предназначены для определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ, монтажа оборудования и пусконаладочных работ и в комплексе с другими сметными нормативами используются для определения сметной стоимости строительства базисно-индексным методом в порядке, установленном действующими методическими документами.
    Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (далее – ЕНиР), используются в составе нормативной базы для разработки государственных элементных сметных норм (ГЭСН), на основе которых разрабатываются сметные расценки на строительные работы и конструкции, монтаж оборудования, а также на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы.
    В соответствии с общими положениями по применению ЕНиР последние относятся к производственным нормам на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы и предназначены в основном для разработки укрупненных и комплексных норм, составления калькуляций затрат труда и заработной платы, а также других аналогичных нормативных документов, при этом если на стройке применяются более совершенная организация или технология производства, новые более эффективные материалы и конструкции, более производительные машины или оборудование, чем это предусмотрено ЕНиР, пользоваться указанными нормами не допускается.
    В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора заказчиками и исполнителями (подрядчиками) формируется смета, определяющая цену работ по договору в уровне цен на весь период реализации контракта.
    Расчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом (договором) в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также со статьей 746 Гражданского кодекса Российской Федерации.