Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Вопрос: Является ли обязательной разработка раздела «Проект организации строительства» (ПОС)?
    Да. Требования к составу разрабатываемой проектной документации определены частями 12, 12.1 и 14 статьи 48 ГрК РФ. В соответствии с п. 6 части 12 статьи 48 ГрК РФ раздел «Проект организации строительства» (за исключением проектной документации линейных объектов) входит в состав проектной документации независимо от источника финансирования объекта капитального строительства. Отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 ГрК РФ, является одним из оснований для отказа в принятии проектной документации, направленной на государственную экспертизу (часть 8 статьи 49 ГрК РФ).
    На основании подпункта «е» пункта 7 статьи 51 ГрК РФ раздел «Проект организации строительства» является обязательным при направлении проектной документации для получения разрешения на строительство, которое, согласно части 19 указанной статьи, выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (за исключением отдельных случаев).
    Кроме того, раздел «Проект организации строительства» содержит мероприятия по определению безопасности работ для третьих лиц и окружающей среды, а также другие мероприятия и проектные решения обеспечение которых, согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ, является обязательным при осуществлении строительных работ.
  • Вопрос: Сколько составляет срок проверки комплектности документации?
    В соответствии с п. 21 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 ""О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"" (далее - Положение № 145, Постановление № 145) проверка документов, представленных для проведения государственной экспертизы в отношении объектов, указанных в абзаце 2 подпункта (б) пункта 2 Постановления № 145, производится в течение 10 рабочих дней со дня их получения от заявителя. Примечание: действующая редакция вышеуказанного Положения № 145 содержит техническую ошибку со ссылкой на пункт 9 Положения № 145, утративший силу. Существующая техническая ошибка, будет исправлена в рамках дальнейшего внесения изменений в Постановление № 145. Минстроем России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», rоторый среди прочего предусматривает соответствующее изменение.
  • Вопрос: Каковы требования к оформлению задания на проектирование?
    Действующими национальными стандартами требования к оформлению задания на проектирование не установлены.
    Вместе с тем существует национальный стандарт "ГОСТ 21.301-2014. Межгосударственный стандарт. Система проектной документации для строительства. Основные требования к оформлению отчетной документации по инженерным изысканиям" (утв. Приказом Росстандарта от № 1831-ст).
  • Применение ФЕР, ТЕР, ГЭСН, сметных нормативов.
    Вопрос: Как правильно определить объем привозного грунта (в разрыхленном состоянии) для обратной засыпки котлованов, пазух, подсыпки под полы или в насыпь при вертикальной планировке.

    В соответствии с пунктом 35 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр, сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и количества, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.

    Согласно «СП 45.13330.2017. Свод правил. Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87», утвержденному и введенному в действие приказом Минстроя России от 27.02.2017 № 125/пр, коэффициент уплотнения грунта принимается на основании проектных данных.

    Объем земляных работ при составлении сметной документации на обратных засыпках в котлованах, траншеях, дренажах и других сооружениях исчисляется по проектному геометрическому объему грунта в насыпи или в ином конструктивном элементе с учетом значения коэффициента относительного уплотнения.

    В соответствии с пунктом 1.1.9 раздела I «Общие положения» «Сборника 1. Земляные работы» ГЭСН 81-02-01-2020 массу транспортируемого грунта следует принимать по приложению 1.1, а при отклонении показателей средней плотности грунта от приведенной в приложении 1.1 более чем на 5 % – по данным инженерно-геологических изысканий.

    При этом объем грунта, подлежащего вывозке автомобильным транспортом, исчисляется по проектным размерам, объем грунта, подлежащий подвозке автотранспортом на объект для засыпки пазух, подсыпки под полы или в насыпь вертикальной планировки исчисляется по проектным размерам с добавлением на потери:

    • при транспортировании автотранспортом на расстояние до 1 км – 0,5 %;
    • при транспортировании автотранспортом на расстояние более 1 км – 1,0 %;
    • при перемещении грунта бульдозерами по основанию, сложенному грунтом другого типа:
    • при обратной засыпке траншей и котлованов – 1,5 %;
    • при укладке в насыпи – 2,5 %.

    Учитывая изложенное, объем привозного грунта (в разрыхленном состоянии) для обратных засыпок в котлованах, траншеях, дренажах и других сооружениях необходимо определять по геометрическому объему с учетом коэффициентов уплотнения, а также исчисления потерь при транспортировке грунтов.

     

    Пример расчета потребности в песке при обратной засыпке котлована бульдозером.

    По проекту объем работ при обратной засыпке пазух составляет 1000 м³ песка. Коэффициент уплотнения предусмотренный проектом равен К упл.= 0,95. Транспортировка песка осуществляется на расстояние более 1 км.

    Потребность в песке составит:

    1000/0,95*1,01*1,015=1079 м³, где:

    1000 м³ – проектный объем песка для обратной засыпки котлована;
    0,95 – коэффициент уплотнения принятый на основании проектных данных;
    1,01 – 1,0 % потери при транспортировке песка на расстояние более 1 км;
    1,015 – 1,5 % потери при перемещении песка бульдозером по основанию, сложенному грунтом другого типа.

  • Вопрос: Повторное проведение государственной экспертизы

    Правила внесения изменений в проектную документацию установлены в разделе 7 ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации» (включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Приказ Росстандарта от 2 апреля 2020 г. № 687), которые применяются с учетом требований, установленных в ГОСТ 2.051-2013 «Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие Положения » для электронных документов.
    В соответствии с пунктом 45 Положения  № 145 экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.
    Таким образом, изменения, вносимые в проектную документацию, должны соответствовать результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза. Несоответствие проектной документации результатам инженерных изысканий является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы на основании пункта 1 части 9 статьи 49 ГрК РФ.
    К заявлению о проведении повторной государственной экспертизы прилагается справка, подписанная главным инженером проекта, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий (пункт 44(2) Положения № 145).
    При необходимости в результаты инженерных изысканий могут вносится изменения, которые описываются вместе с изменениями, внесенными в проектную документацию, в справке, подписываемой главным инженером проекта и прилагаемой к заявлению о проведении повторной государственной экспертизы (пункт 44(2) Положения № 145).

  • Вопрос: В каких случаях, какие требования предъявляются к составу, содержанию, уровню цен, раздела проектной документации «Смета» при проведении повторной экспертизы (после получения положительного заключения по проверке достоверности)?

    В случае, если после получения положительного заключения государственной экспертизы сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление документов для проведения повторной проверки сметной стоимости осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, с учетом утвержденных сметных нормативов федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, и (или) определенных Минстроем России сметных цен строительных ресурсов на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы, при этом остальная часть сметной документации не корректируется.
    В случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по решению застройщика внесены изменения в сметную документацию без изменений физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием на проектирование в зависимости от содержания работ), в связи с применением:
    а) новых сметных норм, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения государственной экспертизы, а также индексов изменения сметной стоимости к таким федеральным единичным расценкам или сметных цен строительных ресурсов, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости;
    б) индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, проверка сметной стоимости не проводится. Такая сметная документация может быть направлена на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости по решению застройщика.

  • Вопрос: Повторное проведение государственной экспертизы

    Проектная документация (часть проектной документации в случае, предусмотренном подпунктом «г» пункта 13 Положения  № 145) и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 раза и более) на государственную экспертизу:
    а) после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы;
    б) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ;
    в) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, - по инициативе заявителя.
    В соответствии с пунктом 45 Положения  № 145 экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.
    Таким образом, изменения, вносимые в проектную документацию, должны соответствовать результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза. Несоответствие проектной документации результатам инженерных изысканий является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы на основании пункта 1 части 9 статьи 49 ГрК РФ.
    При необходимости в результаты инженерных изысканий могут вносится изменения, которые описываются вместе с изменениями, внесенными в проектную документацию, в справке, подписываемой главным инженером проекта и прилагаемой к заявлению о проведении повторной государственной экспертизы (пункт 44(2) Положения  № 145).

  • Вопрос: Порядок проведения повторной государственной экспертизы

    В соответствии с пунктами 44 - 45 Положения  № 145 проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы.
    Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном Положения  № 145 для проведения первичной государственной экспертизы. К заявлению о проведении повторной государственной экспертизы прилагается справка, подписанная главным инженером проекта, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий.
    Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза.
    За проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату заключения договора о проведении повторной государственной экспертизы (пункт 58 Положения  № 145).
    На основании пунктов 45(1) и 58 Положения  № 145 проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий подлежат экспертной оценке в полном объеме в случае, если после проведения первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы такой проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в законодательство Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми государственная экспертиза должна осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы. В данном случае плата за проведение повторной государственной экспертизы рассчитывается как плата за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанная на дату заключения договора о проведении повторной государственной экспертизы.

  • Вопрос: Необходимость направления откорректированной проектной документации на государственную экспертизу

    Частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ установлены требования к изменениям, внесенным в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, одновременное соблюдение которых позволяет застройщику по своему решению не направлять проектную документацию на повторную экспертизу. Таким образом, утверждение застройщиком откорректированной проектной документации без направления на повторную экспертизу правомерно при соответствии изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ.
    Согласно части 15.2 статьи 48 ГрК РФ застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного главным инженером проекта.
    Внесение в проектную документацию изменений, не соответствующих всем требованиям, установленным частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, в соответствии с подпунктом «б» пункта 44 Положения  № 145, является основанием для обязательного направления проектной документации на повторную экспертизу. При этом в соответствии с частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ по решению застройщика или технического заказчика оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы (в том числе изменений, предусмотренных частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий может осуществляться в форме экспертного сопровождения организацией, проводившей экспертизу проектной документации.
    Для оценки соответствия описанных в обращении изменений проектной документации требованиям части 3.8 статьи 49 ГрК РФ и, соответственно, для установления наличия (отсутствия) необходимости направления указанной документации на повторную государственную экспертизу, необходима экспертная оценка всех изменений, утвержденных застройщиком.
    Дополнительно необходимо сообщить, что в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий является предметом экспертизы проектной документации.
    Наделение застройщиков правом по своему решению (при наличии соответствующего подтверждения, утвержденного главным инженером проекта) не направлять откорректированную проектную документацию на повторную государственную экспертизу презюмирует наличие у застройщика и главного инженера проекта необходимой компетенции для оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, соответственно, застройщик полномочен принимать решение об отсутствии необходимости направления проектной документации на повторную государственную экспертизу. 

  • Вопрос: Повторное проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий

    Результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 раза и более) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы.