Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Затраты на строительство временных зданий и сооружений
    Вопрос: В соответствии с п.3 Общих положений Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства (приказ Минстроя от 19.06.2020г. №332/пр,далее – Методика) временные здания и сооружения подразделяются на титульные, нетитульные и иные временные сооружения и специальные вспомогательные сооружения и устройства. Среди титульных временных зданий и сооружений, затраты на строительство которых учитываются нормативами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, указаны «заборы и специальные защитные ограждения территории строительства на период строительства с оформлением информационных щитов» (пункт под буквой «у», IV Раздел Методики). Среди нетитульных временных зданий и сооружений, учтенных в составе норм накладных расходов указаны «заборы и ограждения, необходимые для производства работ» (Раздел III. Расходы на организацию работ на строительных площадках – Методических указаний по определению величины накладных расходов – МДС 81-33.2004). В соответствии с Письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 28 июля 2005 г. №6-605 «заборы и ограждения, относящиеся по времени их использования и техническим характеристикам к малоценным и быстроизнашиваемым предметам (к которым заборы и ограждения из сборных железобетонных плит не относятся), во всех случаях относятся к накладным расходам и из средств на временные здания и сооружения не оплачиваются». Просим разъяснить порядок учета и компенсации подрядным строительным организациям их затрат на устройство заборов и ограждений из металлического профилированного листа на деревянном каркасе, а именно: возмещение за счет средств, предусмотренных на строительство титульных временных зданий и сооружений или учтенных в составе норм накладных расходов

    Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. Указанная сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

    Согласно пункту 6 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр, накладные расходы и сметная прибыль определяются в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.

    Размер нормативов накладных расходов принимается с учетом примечаний, приведенных в ФРСН (далее – Примечания), при составлении сметной документации с применением индексов изменения сметной стоимости строительства, сообщаемых Минстроем России:

    • до I квартала 2021 года (включительно), в соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 12.01.2004 № 6 (пункт 81 Примечаний к утвержденным сметным нормативам);
    • начиная со II квартала 2021 года, в соответствии с Методикой по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 21.12.2020 № 812/пр (далее – Методика № 812/пр) (пункт 320 Примечаний к утвержденным сметным нормативам).

    Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Методики № 812/пр нормативами накладных расходов учтены расходы на организацию работ на строительных площадках, включающие износ и расходы, связанные с возведением, сборкой, ремонтом, содержанием и эксплуатацией, перемещением и разборкой временных (нетитульных) зданий и сооружений, приспособлений и устройств, к которым в том числе относятся заборы и ограждения (за исключением учтенных нормативами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений), необходимые для производства работ.

    Согласно подпункту «у» пункта 16 Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр (далее – Методика № 332/пр), к титульным временным зданиям и сооружениям, затраты на строительство которых учтены нормативами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, относятся заборы и специальные защитные ограждения территории строительства на период строительства с оформлением информационных щитов.

    Учитывая изложенное, нормативами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений учтены заборы и специальные защитные ограждения территории строительства, нормативами накладных расходов учтены заборы и ограждения, необходимые для производства работ на строительных площадках.

    Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее – Методика 841/пр) утверждены приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

    Согласно пункту 6 Методики № 841/пр составление сметы контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с ГрК РФ сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов.

    Кроме того, приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр утверждены Типовые условия государственного или муниципального контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (далее – Типовые условия контракта).

    Согласно пункту 5.3 Типовых условий контракта при приемке выполненных работ не выделяется и не обосновывается стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта прочих работ и затрат, затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика

  • Затраты на строительство временных зданий и сооружений
    Вопрос: Ранее действовавшими сметными нормативами (МДС 81-35,2004 п, 4,83, 4.84) было предусмотрено включение в сводный сметный расчет средств на временные здания и сооружения при выполнении, в том числе, ремонтно-строительных работ. Но при этом норматив этих затрат при ремонте дорог установлен только для городских дорог и проездов (ГСНр 81-05-01-2001). При ремонте дорог общего пользования вне населённого пункта размер затрат на временные здания и сооружения в сметной документации определялся в соответствии с ГСН 81-05-01-2001 из-за отсутствия иных нормативов. При этом оплата подрядчику производилась за фактически построенные временные здания и сооружения в пределах сметного лимита.
    Однако в связи с тем, что нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений по ГСН 81-05-01-2001 были предусмотрены только для строительства и капитального ремонта, контролирующие органы считают действия заказчика неправомерными и исключают саму возможность включать (а затем оплачивать) эти затраты в главу 8 сводного сметного расчета объектов ремонта. При этом новая Методика (утверждена приказом Минстроя России от 19.06.2020 №332\пр) также нормирует определение затрат на строительство временных зданий и сооружений объектов капитального строительства (т.е. строительство, реконструкция, капитальный ремонт). По нашему мнению, поскольку размер затрат на ВЗиС при ремонте автомобильных дорог вне населенных пунктов отсутствует в ФСНБ, заказчик вправе использовать имеющиеся нормативы применительно. Особо следует подчеркнуть, что при ремонте дорог вдали от населенных пунктов (баз, тупиков и т.д.) остро возникает необходимость устройства временных площадок, открытых складов для накопления и хранения до начала строительного сезона большого объема инертных материалов. Учитывая описанную ситуацию и актуальность проблемы с точки зрения организации и подготовки строительного процесса, просим рассмотреть правомерность действий заказчика и разъяснить порядок определения затрат на временные здания и сооружения при ремонте автомобильных дорог.

    В соответствии с пунктом 5.2.10 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, Минстрой России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в сфере порядка утверждения сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса (далее – строительство) объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

    При разработке сметных нормативов учтены понятия для нового строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, приведенные в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

    Необходимо отметить, что Градостроительным кодексом Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, подготовка технической документации на текущий ремонт зданий и сооружений не предусматривается.

    В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395, полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, дорожного хозяйства относятся к компетенции Минтранса России.

    Минтранс России самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе отраслевые сметные нормативы, применяемые при проведении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог (пункт 5.2.53(41) Положения).

    На основании части 3 статьи 17 Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, установлены приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

    Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее – Классификация), утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, затраты на устройство временных площадок для складирования материалов и рекультивация земель, нарушенных при проведении ремонтных работ, предусмотрены только при капитальном ремонте автомобильных дорог (подпункт 5 «в» пункта 4 раздела II Классификации).

    Справочно сообщаем, что определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. Указанная сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

    Порядок определения и включения затрат в сводный сметный расчет стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) объектов капитального строительства установлен Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской

    Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр).

    Согласно пункту 35 Методики № 421/пр сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и количества, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.

    Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, предусмотрено обоснование потребности строительства во временных зданиях и сооружениях в составе проекта организации строительства с указанием перечня временных зданий и сооружений и мест их расположения.

    Затраты на строительство временных зданий и сооружений определяются в соответствии с положениями Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр, сведения о которой включены в ФРСН.

    Дополнительно сообщаем, что в настоящее время подготовлены изменения в Методику № 421/пр, согласно которым по решению заказчика отдельные положения Методики № 421/пр могут применяться в том числе при определении сметной стоимости текущего ремонта объектов капитального строительства, ремонта автомобильных дорог.

  • Затраты на строительство временных зданий и сооружений
    Вопрос: Минстрой России 19 июня 2020 года приказом №332/пр утвердил Методику определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчёт стоимости строительства объектов капитального строительства, согласно которой подпунктом в) пункта 18 определено, что к временным сооружениям относятся дороги вдоль трассы (притрассовые дороги) при строительстве магистральных линейных сооружений. Прошу сообщить какие объекты в это определение входят и каким нормативным документом установлен термин «Магистральное линейное сооружение»?

    Методика определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденная приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр (далее – Методика), составлена с учетом действующего законодательства Российской Федерации, а также документов в области технического регулирования и стандартизации (технические регламенты, своды правил, специальные технические условия и тому подобное) и включает обобщенные понятия.

    Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, предусмотрено наличие в текстовой части проекта организации строительства (далее – ПОС) описания транспортной схемы (схем) доставки материально-технических ресурсов с указанием мест расположения станций и пристаней разгрузки, промежуточных складов и временных подъездных дорог, в том числе временной дороги вдоль линейного объекта (пункт 38 «г»), в графической части ПОС ситуационного плана (карты-схемы) района с указанием плана трассы и пунктов ее начала и окончания, а также с нанесением транспортной сети вдоль трассы и указанием мест расположения организаций материально-технического обеспечения строительства, населенных пунктов, перегрузочных станций, речных и морских портов (причалов), постоянных и временных автомобильных и железных дорог и других путей для транспортирования оборудования, конструкций, материалов и изделий, с указанием линий связи и линий электропередачи, используемых в период строительства и эксплуатации линейного объекта.

    Согласно пункту 17 Методики нормативами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, приведенными в приложениях № 1 и 2 к Методике, не учтены работы и затраты, связанные с устройством временных сооружений, приведенных в пункте 18 Методики, и временных специальных вспомогательных сооружений и устройств, приведенных в пункте 19 Методики, необходимость использования которых устанавливается в соответствии с ПОС.

    В соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Методики к временным сооружениям относятся дороги вдоль трассы (притрассовые дороги) при строительстве магистральных линейных сооружений.

    Таким образом, необходимость учета затрат на устройство временной дороги вдоль линейного объекта (притрассовой дороги), а также требуемый перечень видов и объемы работ определяются в соответствии с проектной документацией.

    Справочно сообщаем, что согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

    Определения и понятия, используемые в методических документах, установлены нормативными правовыми актами и соответствующей технической документацией, например «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утвержденным приказом Госстроя от 25.12.2012 № 108/ГС.

  • Затраты на строительство временных зданий и сооружений
    Вопрос: Какие работы и затраты, связанные с устройством мобильных и немобильных пунктов очистки (мойки) колес транспортных средств, учтены в составе нормативов накладных расходов и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, приведенных в приложениях №1 и №2 к Методике определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр?

    Определение сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

    Порядок определения и включения затрат в сметный расчет стоимости строительства установлен положениями Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр).

    При составлении сметной документации размер нормативов накладных расходов принимается в соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утвержденными постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6.

    В соответствии с пунктом 1.3 МДС 81-33.2004 сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые общественно необходимые затраты строительных организаций, входящие в состав себестоимости строительства.

    Определение затрат на устройство и ликвидацию временных зданий и сооружений осуществляется в соответствии с положениями Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр (далее – Методика № 332/пр).

    В соответствии с пунктом 17 Методики № 332/пр нормативами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, приведенными в приложениях № 1 и 2 к Методике № 332/пр, не учтены работы и затраты, связанные с устройством временных сооружений, приведенных в пункте 18 Методики № 332/пр, и временных специальных вспомогательных сооружений и устройств, приведенных в пункте 19 Методики № 332/пр, необходимость использования которых устанавливается в соответствии с проектом организации строительства (далее – ПОС).

    Согласно подпункту «н» пункта 18 Методики № 332/пр к временным сооружениям относятся немобильные пункты очистки (мойки) колес транспортных средств.

    Таким образом, нормативами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, приведенными в приложениях № 1 и 2 к Методике № 332/пр, не учтены затраты на устройство немобильных пунктов очистки (мойки) колес транспортных средств.

    Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, предусмотрено обоснование потребности строительства во временных зданиях и сооружениях в составе проекта организации строительства (далее – ПОС) с указанием перечня временных зданий и сооружений и мест их расположения.

    Согласно пункту 35 Методики № 421/пр сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и количества, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Требуются разъяснения по Методике для определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом от 15.06.20 №318/пр, в части затрат на питание работников, а именно -в каких разделах сметной документации они должны быть учтены. Мы считаем, что их нужно дополнительно учитывать в 9 Главе "Прочих затрат". Заказчик не согласен с нашей позицией и считает, что эти затраты сидят в накладных расходах, не указывая ссылку на пункты. Прошу помочь в решении данного вопроса, либо дать совет, в какой орган можно обратиться за квалифицированной консультацией.

    Определение сметной стоимости строительства по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Кодекса, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. Указанная сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.

    В соответствии с пунктом 2.3 Приложения № 9 к Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), в главе 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства (далее – ССРСС) допускается учитывать затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом, определяемые расчетом в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, на основании данных проекта организации строительства (далее – ПОС).

    Согласно пункту 19 Методики определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом, утвержденной приказом Минстроя России от 15.06.2020 № 318/пр (далее – Методика № 318/пр), при расчете затрат, связанных с вахтовым методом производства работ, учитывается, что работники, занятые на работах вахтовым методом и проживающие в вахтовом поселке, обеспечиваются транспортным, социально-бытовым и медицинским обслуживанием, а также ежедневным трехразовым горячим питанием.

    Дополнительные затраты, связанные с содержанием санитарно-бытовых помещений объектов питания, сверх затрат, учтенных нормативами накладных расходов в строительстве и нормативами на строительство титульных временных зданий и сооружений, допускается учитывать в главе 9 «Прочие работы и затраты» ССРСС в случае, указанном в пункте 47 Методики № 318/пр.

    Учитывая изложенное, затраты на организацию питания в столовых учтены нормативами накладных расходов (подпункт «в» пункта 12 Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 21.12.2020 № 812/пр), нормативами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений (подпункт «а» пункта 16 Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр), а также при соответствующем обосновании проектной и (или) иной технической документацией учитываются дополнительно согласно пункту 47 Методики № 318/пр.

    В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) к расходам на оплату труда относятся расходы, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором (пункт 25 статьи 255 НК РФ). При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (пункт 1 статьи 210 НК РФ). К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (подпункт 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ).

    Таким образом, при вахтовом методе производства работ в сметной документации учитываются затраты на организацию и обеспечение горячим питанием в столовых, при этом оплата питания, производимая за счет работника или организаций в соответствии с трудовыми и (или) коллективными договорами, относимая к расходам на оплату труда, дополнительно не учитывается.

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Проектная организация осуществляет разработку проекта на объект капитального строительства. Финансирование осуществляется за счет федерального бюджета. ПОСом предусмотрен временной период, попадающий в строительство в зимнее время. Технология работ по реконструкции административного здания предусматривает поддержание тепло-влажностного режима. Для этого необходимо установить дополнительное оборудование (тепловые пушки и т.п.), помимо предусмотренного в проекте. Возможно ли при действующих нормативах в условии того что смета разрабатывается базисно индексным методом учесть дополнительно разницу в стоимости по работам этих механизмов в части касающийся электроэнергии между той, что учтена в проценте зимних удорожаний, и расчётной по затратам на эти механизмы поддерживающие ТВР?

    Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

    Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ в зимнее время определяются на основе норм Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2007 (далее – ГСН 81-05-02-2007), рекомендованного к применению письмом Росстроя от 28.03.2007 № СК-1221/02, и Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время ГСНр 81-05-02-2001, утвержденного постановлением Госстроя России от 19.06.2001 № 61.

    В соответствии с пунктом 7 ГСН 81-05-02-2007 дополнительные затраты при реконструкции жилых и общественных зданий определяются по нормам Раздела I таблицы 2 Сборника сметных норм ГСНр 81-05-02-2001.

    Сметные нормы на дополнительные затраты, связанные с производством работ в зимнее время, ГСНр 81-05-02-2001 являются среднегодовыми. При этом для работ, которые по техническим условиям выполняются только при положительной температуре в отапливаемых помещениях, дополнительные затраты по нормам ГСНр 81-05-02-2001 не начисляются (пункт 3 ГСНр 81-05-02-2001).

    Сметными нормами ГСНр 81-05-02-2001 учтены все дополнительные затраты, связанные с усложнением производства работ в зимнее время, за исключением отдельных затрат, указанных в пункте 2 ГСНр 81-05-02-2001, в том числе на временное отопление вне пределов установленного отопительного периода для устранения повышенной влажности конструкций или обрабатываемых поверхностей при производстве отделочных и других специальных работ, когда это требуется по техническим условиям. Указанные затраты следует определять по расчету в порядке, предусмотренном положениями раздела III ГСН 81-05-02-2007, с учетом необходимого срока временного отопления.

    В соответствии с пунктом 1 раздела III ГСН 81-05-02-2007 нормативные показатели расхода тепловой и электрической энергии и затрат на эксплуатацию систем отопления, приведенные в разделе III ГСН 81-05-02-2007, предназначены для определения затрат на временное отопление отдельных законченных вчерне зданий (или их частей) в течение отопительного периода, для производства внутри зданий строительных и монтажных работ, которые, согласно техническим условиям и правилам производства работ, необходимо выполнять при положительной температуре воздуха.

    Если для ускорения сушки зданий применяются кроме того временные местные установки (универсальные строительные воздухонагреватели – УСВ, электрокалориферы, инфракрасные излучатели и другие), то затраты, связанные с их использованием, следует определять дополнительно на основе соответствующего расчета с учетом конкретных условий данного строительства и необходимой продолжительности сушки (в пределах 15 суток) (пункт 6 раздела III ГСН 81-05-02-2007).

    В соответствии с пунктом 160 Методики № 421/пр при получении электрической энергии, затрачиваемой на сушку зданий, а также на отопление зданий в зимний период электрокалориферами от передвижных электростанций, разница в стоимости электрической энергии, получаемой от передвижных электростанций по сравнению со стоимостью электроэнергии, получаемой из единой энергетической системы России, дополнительно учитывается в 9 главе сводного сметного расчета, а расчет выполняется в соответствии с положениями пункта 73 Методики № 421/пр.

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Правомерно ли учитывать в проектах, финансируемых за счет федерального бюджета, затраты по перевозке людей автомобильным транспортом работников строительных и монтажных организаций? Прошу разъяснить, правомерно ли учитывать данные затраты в сметной документации и что необходимо в качестве обоснования?

    Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. Указанная сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

    Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 №421/пр (далее – Методика № 421/пр), установлены единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

    Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, предусмотрено наличие в проекте организации строительства оценки развитости транспортной инфраструктуры.

    В соответствии с пунктом 2.2 Приложения № 9 к Методике № 421/пр в главе 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства допускается учитывать затраты по перевозке работников к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если общественный транспорт не обеспечивает их перевозку и отсутствует возможность организовать перевозку с использованием специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта.

    Указанные затраты определяются расчетом на основании проектной и (или) иной технической документации, а также согласно тарифам (ценам, нормативам), утверждаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях, когда законодательством Российской Федерации не установлено государственное регулирование – согласно ценам и тарифам специализированных организаций на основании конъюнктурного анализа в соответствии с положениями пункта 13 Методики № 421/пр.

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Нужно ли учитывать, помимо затрат на утилизацию мусора, полученного от разборки (демонтажа) строительных конструкций и оборудования, затраты на утилизацию на полигоне ТБО строительного (технологического) мусора, образовавшегося в процессе производства строительно-монтажных работ (в том числе бытовых отходов, невозвратной тары и т.п.)?

    Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), установлены единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

    В соответствии с пунктом 35 Методики № 421/пр сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и количества, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.

    Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение № 87), предусмотрено наличие в разделе 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации перечня мероприятий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов (подпункт «б» пункта 25).

    При необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства выполняется Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» проектной документации, который должен содержать в текстовой части описание решений по вывозу и утилизации отходов (подпункт «л» пункта 24 Положения № 87).

    В соответствии с положениями Раздела III Приложения 6 Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве, утвержденных постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6 (МДС 81-33.2004), расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок, в том числе по уборке и очистке (с вывозкой мусора) территории строительства и прилегающей к ней уличной полосы (пункт 11), а также расходы по подготовке объектов строительства к сдаче, в том числе по вывозке строительного мусора с площадки после окончания строительства объекта (пункт 12), учтены нормативами накладных расходов.

    Согласно пункту 2.10 Приложения № 9 к Методике № 421/пр в главе 9 сводного сметного расчета стоимости строительства допускается учитывать затраты по размещению, утилизации и (или) обезвреживанию отходов строительного производства (строительного мусора, грунта и прочих отходов, в том числе загрязненных опасными веществами). Указанные затраты определяются на основании данных проектной и (или) иной технической документации по ценам, тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

    В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) утилизацией отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).

    На основании изложенного, в случае если данными проектной документации предусмотрена утилизация строительного мусора, образовавшегося в процессе производства строительно-монтажных работ, то соответствующие затраты могут быть учтены в составе сводного сметного расчета стоимости строительства и должны определятся по ценам, тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, без учета затрат по перевозке до места утилизации, как учтенные нормативами накладных расходов.

    Справочно сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Вместе с тем плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

    В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ размещением отходов является хранение (складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и захоронение отходов (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).

    Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе при размещении отходов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2020 № 1393 «О применении в 2021 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду».

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Наша Генподрядная организация согласно Договору выполняет строительно-монтажные работы в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа. Работы ведутся вахтовым методом. При разработке Проекта организации строительства возникли вопросы по определению численности работников, привлекаемых к работам вахтовым методом. Обоснование потребности строительства в кадрах устанавливается в Проекте организации строительства, разработанном в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2008 №87 п. 23 «л». Согласно Методическим рекомендациям для определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом (Письмо Росстроя № СК- 1320/02 от 04 апреля 2007 г.), списочная численность основных рабочих и механизаторов определялась исходя из общих сметных затрат труда рабочих и машинистов. Но эти сметные затраты труда не учитывали трудоемкость работ по перевозке материалов и оборудования, определяемой в сметной документации согласно сметным нормативам «Федеральные сметные цены на перевозки грузов для строительства». Таким образом, при расчете численности вахтовых работников не учитываются водители автотранспортных средств, что приводит к занижению стоимости затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом. В настоящее время взамен вышеупомянутой Методики действует Методика определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом, утвержденная приказом №318/пр от 15.06.2020 г., в которой отсутствует порядок определения численности вахтовых работников (рабочих, ИТР, водителей и прочего персонала). Просим Вас разъяснить, каким образом следует определять и учитывать численность водителей автотранспортных средств, занятых на перевозке строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, необходимых для строительства объекта при расчете затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом.

    В соответствии с Уставом, Главгосэкспертиза России вправе осуществлять проведение информационно-аналитической, консультационной, разъяснительной работы по вопросам, связанным с целями и предметом деятельности Учреждения.

    Разъяснение вопросов, касающихся взаиморасчетов между заказчиками и подрядчиками, не относится к компетенции Учреждения.

    Взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком регулируются договором подряда или государственным (муниципальным) контрактом.

    В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

    Расчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом, в пределах твердой договорной цены в соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закона № 44-ФЗ) и статьей 746 Кодекса.

    Разногласия, возникающие на стадии реализации государственного (муниципального) контракта, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Справочно сообщаем, что определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов. Указанная сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

    Согласно пункту 35 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), сметные расчеты разрабатываются на основании проектной и (или) иной технической документации, ведомостей объемов работ с указанием наименований работ, их единиц измерения и количества, ссылок на чертежи и спецификации, расчета объемов работ и расхода материальных ресурсов (с приведением формул расчета), а также иных исходных данных, необходимых для определения сметной стоимости строительства.

    Методика определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом, утвержденная приказом Минстроя России от 15.06.2020 № 318/пр (далее – Методика № 318/пр), устанавливает общие правила определения затрат на организацию, содержание, эксплуатацию вахтового поселка, перевозку вахтовых работников, привлекаемых к работам вахтовым методом, и определения затрат, связанных с оплатой труда, в связи с вахтовым методом производства работ при подготовке сметной документации на строительство объектов капитального строительства в составе проектной документации, подготовке сметы на снос объекта капитального строительства.

    В соответствии с пунктом 4 Методики № 318/пр потребность в работниках при осуществлении строительства вахтовым методом и возможность привлечения местной рабочей силы определяется на основании данных проекта организации строительства.

    Определение потребности строительства в кадрах выполняется при подготовке проектной документации, разрабатываемой в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, и относится к компетенции организации, разрабатывающей проектную документацию.

    Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее – Методика 841/пр) утверждены приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр.

    Согласно пункту 6 Методики № 841/пр составление сметы контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и сметных цен строительных ресурсов.

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Просим разъяснить отличия затрат п. 2.15 приложения 1 в методике 421/пр от 04.08.2020 и п. 64 этой методики. Перебазирование подрядных организаций на объект и перебазировка машин на строительную площадку - это разные затраты?

    Определение сметной стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

    В соответствии с пунктом 1.7 Методических рекомендаций по определению сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, утвержденных приказом Минстроя России от 04.09.2019 № 513/пр, под затратами на перебазировку машин и механизмов понимаются затраты на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку (или с одной строительной площадки на другую строительную площадку) и обратно, включая затраты на ее монтаж (при необходимости) на демонтаж машины и выполнение погрузочно-разгрузочных операций.

    Под затратами, связанными с перебазированием подрядных организаций и их подразделений на объект капитального строительства и обратно, когда подрядная организация определена в качестве единственного поставщика (исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываемыми в главе 9 сводного сметного расчета в соответствии с пунктом 2.15 Приложения № 9 к Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр, понимаются затраты, перечень которых определяется проектной документацией и может включать расходы по переезду работников перемещаемой подрядной организации и провозу имущества, а также компенсации работникам, связанные с переездом, предусмотренные законодательством Российской Федерации, расходы, связанные с транспортированием к новому месту строительства имущества перемещаемой подрядной организации и другие.