Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • 1.1. Вопрос: Подлежит ли экспертизе проектная документация на капитальный ремонт магистрального газопровода?

    На основании части 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом, согласно части 3.3 п.2 статьи 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик может направить проектную документацию на капитальный ремонт объектов капитального строительства для проведения государственной или негосударственной экспертизы по собственной инициативе. Форма проведения экспертизы и орган (организация) по проведению экспертизы определяются в соответствии с требованиями частей 3.4, 4.1, 4.2 и 4.8 статьи 49 ГрК РФ.

  • 1.2. Вопрос: В отношении каких объектов капитального строительства, входящих в состав объектов инфраструктуры воздушного транспорта, проведение государственной экспертизы относится к полномочиям ФАУ «Главгосэкспертиза России»?
    В соответствии с пунктом 5.1. части 1 статьи 6 и пункта 6 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ, подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 к полномочиям к ФАУ «Главгосэкспертиза России» относится проведение государственной экспертизы объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта в следующих случаях:
    - строительство объектов инфраструктуры воздушного транспорта осуществляется в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты; 
    - если объекты инфраструктуры воздушного транспорта являются особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации. К таким объектам, согласно части 2 статьи 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, относятся взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более (за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа), объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с указанным перечнем к особо опасным, технически сложным объектам;
    - финансирование строительства или реконструкции объектов инфраструктуры воздушного транспорта осуществляется с привлечением средств федерального бюджета (исключение составляют объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе в целях предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности); 
    - направление по выбору заявителя проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий  в отношении объектов инфраструктуры воздушного транспорта, строительство или реконструкция которых обеспечивается с привлечением средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, или юридических лиц, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов;
    - строительство, реконструкция объектов инфраструктуры воздушного транспорта предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации).
    Проведение государственной экспертизы проектной документации в отношении иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта в соответствии с частями 3.4 и 4.2 статьи 49 ГрК РФ относится к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен земельный участок, на котором планируется осуществлять строительство или реконструкцию объекта капитального строительства.

  • 1.3. Вопрос: Как осуществляется продление срока проведения государственной экспертизы? Какие требования к оформлению заявления?
    На основании части 7 статьи 49 ГрК РФ срок проведения государственной экспертизы может быть продлен по заявлению застройщика или технического заказчика (заявителя), но не более чем на двадцать рабочих дней в порядке, установленном договором о проведении государственной экспертизы. Учитывая, что требования к оформлению заявления о продлении срока государственной экспертизы законодателем не установлены, указанное заявление может быть оформлено заявителем в свободной форме. При этом оформление дополнительного соглашения к ранее заключенному договору не требуется.
  • 1.5. Вопрос: В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. федерального закона от 3 августа 2018 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, объектов инфраструктуры морских портов, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам» каким образом осуществляется распределение полномочий по проведению государственной экспертизы в отношении объектов железнодорожного транспорта общего пользования?
    Согласно пункту 5.1 части 1 статьи 6 и пункту 7 части 1 статьи 48.1  ГрК РФ к полномочиям к ФАУ «Главгосэкспертиза России» относится проведение государственной экспертизы проектной документации в отношении  объектов  капитального  строительства  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта  общего  пользования  в  случае  строительства  данных  объектов  в  рамках  концессионного  соглашения  или  иных  соглашений,  предусматривающих  возникновение  права  собственности  Российской  Федерации  на  данные  объекты,  а  также  объектов  являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте. Такими объектами, согласно  части 1.1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» являются:
     -  тоннели длиной более 500 метров;
    - мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров; 
    - железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров;
    - сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки; 
    - объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с указанным перечнем к особо опасным, технически сложным объектам.
    Проектная  документация  и  результаты  инженерных  изысканий по  вышеуказанным  объектам  подлежат  государственной  экспертизе   в ФАУ «Главгосэкспертиза России»,  для  проведения  которой  их  материалы  представляются  в  центральный аппарат (г. Москва)  или  его  филиалы,  согласно  Приложениям  №  1  и  №  2  к  Порядку  распределения  полномочий,  утвержденному  приказом  ФАУ «Главгосэкспертиза России»  от  22 августа 2016 г.  №  51.
  • 1.7. Вопрос: Подлежит ли государственной экспертизе проектная документация на реконструкцию автоматизированной системы управления технологическим процессом комплексного пункта сбора нефти?
    На основании части 1 статьи 48, частей 1 и 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проводится в отношении проектной документации, подготовленной для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в отношении результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации. Проведение экспертизы в отношении проектной документации инженерных систем, не предусматривающей строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, законодательством не предусмотрено.
  • 1.8. Вопрос: Кто имеет полномочия на внесение изменений в проектную документацию?
    Требования законодательства, установленные в отношении лиц, имеющих право на подготовку проектной документации, применяются также к лицам, осуществляющим внесение изменений в проектную документацию. Согласно части 11 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика. Решение о необходимости внесения изменений в проектную документацию принимается застройщиком или техническим заказчиком, что отражается в задании на проектирование, которое, как правило, является приложением к договору о подготовке проектной документации. Согласно положениям частей 4 и 5 статьи 48 ГрК РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключаемые с застройщиком или техническим заказчиком, также должны выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования только лицам, указанным в части 4.1 статьи 48 ГрК РФ. Внесение изменений в проектную документацию осуществляется в соответствии с требованиями раздела 7 ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации».
  • 1.9. Вопрос: Требуется ли проведение экспертизы проектной документации на строительство и разработку месторождения общераспространенных полезных ископаемых с применением взрывных работ, а также инженерных изысканий по месторождению общераспространенных полезных ископаемых, разработка которого планируется с применением взрывных работ и в случае отсутствия в границах земельного отвода карьера капитальных зданий, строений и сооружений для обогащения и переработки полезных ископаемых?
    Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объектами капитального строительства являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
    В соответствии с пунктом 103 ГОСТ Р 57719-2017  «Горное дело. Выработки горные. Термины и определения» (далее – ГОСТ Р 57719-2017) под карьером понимается горное предприятие, представляющее собой совокупность разнообразных горных выработок в земной коре и технологических служб, осуществляющее разработку месторождения полезного ископаемого открытым способом. При добыче угля и россыпей карьер называют разрезом. К горным выработкам относятся искусственные сооружения в недрах Земли или на ее поверхности, созданные в результате ведения горных работ с целью выполнения ее функционального назначения и сохранения в течение определенного срока времени. В пределах карьерного поля образуются открытые выработки, имеющие незамкнутый контур поперечного сечения, вследствие их примыкания к земной поверхности (пункты 1, 3 ГОСТ Р 57719-2017). Следовательно, карьер (разрез) является совокупностью горных выработок (искусственных сооружений), к числу которых относятся и капитальные траншеи – траншеи (открытые горные выработки), проводимые для вскрытия карьерного поля, создающие доступ транспорту с поверхности к разрабатываемому горизонту месторождения, чей срок эксплуатации обычно соответствует сроку эксплуатации месторождения (пункты 105, 106 ГОСТ Р 57719-2017). В соответствии с требованиями частей 3, 4 статьи 49 ГрК РФ, статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» до начала производства горных работ на участке недр, предоставленных в пользование на основании лицензии, проектная документация по организации и ведению горных работ подлежит государственной экспертизе и согласованию в порядке, предусмотренном статьей 23.2 указанного закона.  В соответствии с пунктом 5 приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также подпунктом «в» пункта 11 статьи 48.1 ГрК РФ карьер, на котором ведутся горные работы с применение взрывных работ, относится к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства; проведение государственной экспертизы в отношении таких объектов на основании пункта 5.1 части 1 статьи 6 и части 4.1 статьи 49 ГрК РФ относится к полномочиям ФАУ «Главгосэкспертиза России».
  • 1.11. Вопрос: Осуществляется ли при проведении государственной экспертизы оценка проектной документации на соответствие стандартам организации, утвержденным юридическим лицом?
    На основании части 5 статьи 49 ГрК РФ, статьи 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Техрегламент) проектная документация в ходе проведения государственной экспертизы оценивается на предмет ее соответствия требованиям Техрегламента, а также требованиям стандартов и сводов правил, включенных в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365, либо требованиям специальных технических условий в случае, предусмотренном частью 8 статьи 6 Техрегламента. Оценка проектной документации на соответствие требованиям документов по стандартизации, утвержденных юридическими лицами (стандарты организаций), законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрена.
  • 1.12. Вопрос: Где указаны требования к оформлению проектной документации, правила оформления обложки, титульного листа, содержания тома?
    Требования к оформлению проектной документации указаны в "ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2013 N 156-ст). Правила оформления обложки, титульного листа, содержания тома приведены в разделе 8 данного ГОСТа.
  • 1.15. Вопрос: Требуется ли проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации, подготовленной для выполнения строительно-монтажных работ путепроводов, расположенных на пересечении с железнодорожными путями общего пользования. При этом проектными решениями предусматривается переустройство линий электроснабжения, сетей связи, систем сигнализации, централизации и блокировки и иных устройств и оборудования, которые не относятся к особо опасным, технически сложным объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта?
    Согласно пункту 1.1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в редакции Закона № 312-ФЗ) особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта являются тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с данным пунктом к особо опасным, технически сложным объектам. В случае, если проектной документацией на строительство (или) реконструкцию автодорожных путепроводов предусмотрены решения по переустройству объектов железнодорожной инфраструктуры (подпадающие под понятие реконструкция объектов капитального строительства или реконструкция линейных объектов, определенные в пунктах 14, 14.1 статьи 1 ГрК РФ), в составе которых имеются вышеперечисленные особо опасные, технически сложные объекты инфраструктуры, такая проектная документация подлежит государственной экспертизе в ФАУ «Главгосэкспертиза России».