Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Предусматривает ли термин «Проектная документация»» стадии «П» и «РД»?
    Имеет ли право организация осуществить финансирование разработки РД за счет средств субсидии»?
    При подготовке проектной документации состав разделов и требования к их содержанию установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.
    В отличие от ранее действовавших нормативных документов Положением не предусматривается стадийность проектирования: «ТЭО», «проект», «рабочий проект», а используются понятия «проектная документация» и «рабочая документация».
    В соответствии с п.4 Положения рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, Данное Положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки.
    При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.
    Если заданием на проектирование предусмотрена одновременная разработка проектной и полная или частичная разработка рабочей документации, то суммарный процент базовой цены определяется по согласованию между заказчиком (застройщиком) строительства и лицом, осуществляющим разработку такой документации, в зависимости от архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технологических решений, содержащихся в проектной документации, а также степени их детализации.
    Рабочая документация может быть разработана после прохождения экспертизы проектной документации. При проведении экспертизы проектной документации должна быть приложена рассчитанная стоимость разработки рабочей документации и включена в сводный сметный расчет.
    В связи с изложенным, в главе 12 «Публичный технологический и ценовой аудит, проектные и изыскательские работы» сводного сметного расчета объекта капитального строительства предусматриваются затраты на разработку проектной и рабочей документации.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Какой коэффициент принимается на стадию ПД и стадию РД от общей стоимости проектных работ, если ПД рассматривалась в Госэкспертизе в 4 кв. 2015 г.?
    Каким образом определяется стоимость проектных работ стадии РД: от фактически выполненных работ на стадии ПД или от стоимости контракта с понижающим тендерным коэффициентом. на стадию ПД?
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» предусмотрен порядок проведения экспертизы в отношении документации, разработанной в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее — «Положение») в объеме стадии «проектная документация». В соответствии с п.4 Положения, рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений.
    При этом объем, состав и содержание рабочей документации определяются техническим заказчиком (застройщиком) и указываются в задании на проектирование.
    При определении базисной стоимости проектных работ следует руководствоваться порядком, предусмотренным Методическими указаниями по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 № 620.
    Распределение базовой цены на разработку проектной и рабочей документации осуществляется в соответствии с показателями, приведенными в таблице 1 Методических указаний, и может уточняться по согласованию между исполнителем и заказчиком. Если заданием на проектирование предусмотрена одновременная разработка проектной и полная или частичная разработка рабочей документации, то суммарный процент базовой цены проектных работ определяется по согласованию между техническими заказчиком (застройщиком) строительства и лицом, осуществляющим разработку такой документации, в зависимости от архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технологических решений, содержащихся в проектной документации, а также степени их детализации.
    При выполнении проектных работ, в сокращенном против предусмотренных действующими нормативными документами составу разделов и объемов работ, их цена, независимо от способов ее расчета, определяется по ценам на разработку проектной и рабочей документации с применением понижающего коэффициента, размер которого устанавливается исполнителем по согласованию с заказчиком, в соответствии с трудоемкостью работ и относительной стоимостью разработки разделов проектной и рабочей документации.
  • Резерв средств на непредвиденные работы и затраты
    Вопрос: Правомерно ли включение в сводный сметный расчет стоимости строительства отдельных непредвиденных расходов подрядчика, предназначенных для возмещения по государственному или муниципальному контракту, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов

    Порядок определения и включения затрат в сводный сметный расчет стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) (далее – ССР) объектов капитального строительства регламентируется Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее – МДС 81-35.2004), сведения о которой включены в федеральный реестр сметных нормативов.

    В соответствии с пунктом 3.9 МДС 81-35.2004, основанием для определения сметной стоимости строительства могут являться исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости потребности оборудования, решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства.

    Также сообщаем, что порядок учета и назначение резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в ССР, приведен в пунктах 4.33, 4.96 МДС 81-35.2004. В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.
  • Нормативы цены строительства
    Вопрос: Показатели стоимости укрупненных нормативов цены строительства по различным видам жилых зданий не содержат в себе показателя стоимости зданий многоквартирных жилых домов с расположенными в них на первом этаже встроенно-пристроенными помещениями различного функционального назначения. Возможно ли в таких случаях при расчете стоимости зданий многоквартирных домов со встроенно-пристроенными помещениями на первом этаже учитывать площадь встроенно-пристроенных помещений как площадь квартир по Сборнику НЦС 81-02-01-2020?

    Показатели НЦС Сборника представляют собой показатель потребности в денежных средствах, необходимых для возведения жилых зданий, рассчитанный на установленную единицу мощности (для зданий постоянного проживания – 1 кв. м общей площади квартир, 1 кв. м общей площади жилого дома, для зданий временного проживания – 1 место).

    Пунктом 3 технической части Сборника определена методология определения общей площади квартир и общей площади жилого дома с указанием включаемых/не включаемых в общие площади конструктивных элементов и (или) сооружений.

    Согласно пункту 21 технической части Сборника в показателях НЦС не учтены затраты, связанные со строительством и оборудованием: нежилых помещений (не относящихся к местам общего пользования и не предназначенных для обеспечения эксплуатации жилого дома, с возможностью размещения на их площади общественных, административных и/или коммерческих объектов), индивидуальных тепловых пунктов, подземных автостоянок и других подземных сооружений за исключением подвала/технического подполья).

    Одновременно сообщаем, что пунктом 10 технической части Сборника предусмотрено: в случаях если конструктивные, технологические, объемно-планировочные решения объекта капитального строительства, для которого определяется потребность в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенной для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений), и иных случаях применения показателей НЦС, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отличаются от решений, предусмотренных для соответствующего показателя в Отделе 2 настоящего сборника, и такие отличия не могут быть учтены применением поправочных коэффициентов, включенных в настоящий сборник, допускается использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

  • Нормативы цены строительства
    Вопрос: Показателями НЦС 81-02-14-2020 учтены затраты на археологические изыскания, сохранность объектов культурного наследия и получение специальных технических условий?

    Показателями Сборника не учтены затраты на археологические изыскания, сохранность объектов культурного наследия и получение специальных технических условий. Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в НЦС, в соответствии с Методикой рекомендуется определять на основании документов, включенных в ФРСН.

  • Нормативы цены строительства
    Вопрос: Как определяется протяженность наружной сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения в целях применения НЦС 81-02-12-2020, НЦС 81-02-13-2020, НЦС 81-02-14-2020, НЦС 81-02-15-2020?

    Протяженность наружных сетей при расчете стоимости строительства с использованием НЦС следует определять в соответствии с проектной и нормативно-технической документацией.

  • Нормативы цены строительства
    Вопрос: Каким образом привести показатели НЦС-2020 в будущий период при формировании инвестиционных программ?

    Применение показателей укрупненных нормативов цены строительства (далее – НЦС) рекомендуется осуществлять с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта, а также его конструктивных и мощностных характеристик в соответствии с документами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), в том числе с Методикой разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения, утвержденной приказом Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр (далее – Методика).

    Расчет стоимости строительства объектов с использованием показателей НЦС рекомендуется производить с учетом положений технической части сборника, Отдела 2 Сборника, а также положений Методики.

    Сборники, утвержденные в установленном порядке Минстроем России, внесены в ФРСН и размещены в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве и на официальном сайте Минстроя России.

    С целью приведения стоимости планируемого к строительству объекта, определенной с использованием показателей НЦС, в прогнозный уровень цен в соответствии с положениями Методики и Сборника используются индексы-дефляторы по виду деятельности «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», публикуемые Министерством экономического развития Российской Федерации для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

    В случае отсутствия утвержденных укрупненных нормативов цены строительства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации» обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства рекомендуется производить на основе сведений о сметной стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, подтвержденных органами и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы.

  • Нормативы цены строительства
    Вопрос: При расчете стоимости объектов газоснабжения населенных пунктов по НЦС стоимость ниже чем при расчете по единичным расценкам. Просим пояснить какой SDR полиэтиленовых труб учтен в НЦС, учтены ли цокольные вводы в здания, если нет, то как их учитывать. Как учитывать переходы газопроводом методом ГНБ и ННБ, а также прокладка газопроводов в футлярах. Так же не понятно, как учитывать стоимость телеметрии газораспределительных пунктов.

    В технической части и Отделе 2 сборника НЦС 81-02-15-2020 указан перечень работ и затрат, включенных в показатели.

    В показателях НЦС учтены трубы напорные из полиэтилена низкого давления, среднего типа, что соответствует ПЭ 100 SDR 17,6.

    Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в НЦС, рекомендуется определять на основании документов, включенных в Федеральный реестр сметных нормативов.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации» в случае отсутствия укрупненных нормативов цены строительства обоснование предполагаемой стоимости рекомендуется производить на основе сведений о сметной стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, подтвержденных органами и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы.

  • Нормативы цены строительства
    Вопрос: На основании недавно вышедших НПА в сфере ценообразования в строительстве появились вопросы по применению индекса дефлятора в расчете НЦС 2020: 1. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.05.2019 г. № 314/пр "Об утверждении Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения"; Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 9333-ИФ/09. Кроме того, существуют и действуют разъяснения по письму Минэкономразвития от 03.10.2018 г. № 28438-АТ/Д03и и формула расчета в МДС 81-02-12-2011 прогнозного индекса дефлятора. На основании изложенного прошу разъяснить, каким документом стоит руководствоваться при определении прогнозного индекса дефлятора при работе с НЦС 2020, учитывая то, что необходимо будет приводить расчеты по НЦС сначала к текущему периоду (например, 2 квартал 2020 г.), потом весь расчет включая дополнительные затраты в текущих ценах к прогонозируемому периоду (например, 3 квартал 2024 года).

    Применение показателей укрупненных нормативов цены строительства (далее – НЦС) рекомендуется осуществлять с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта, а также его конструктивных и мощностных характеристик в соответствии с документами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), в том числе с Методикой разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения, утвержденной приказом Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр (далее – Методика).

    Приказ Минрегиона России от 04.10.2011 № 481 «Об утверждении методических рекомендаций по применению государственных сметных нормативов – укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры» признан не подлежащим применению в соответствии с приказом Минстроя России от 11.02.2020 № 67/пр.

    Расчет стоимости объектов строительства с использованием показателей НЦС рекомендуется производить с учетом положений технической части сборников НЦС (далее – Сборники), Отдела 2 Сборников, а также положений Методики.

    Методика и Сборники, утвержденные в установленном порядке Минстроем России, внесены в ФРСН и размещены в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве и на официальном сайте Минстроя России.

    С целью приведения стоимости планируемого к строительству объекта, определенной с использованием показателей НЦС, в прогнозный уровень цен в соответствии с положениями Методики и Сборников используются индексы-дефляторы по виду деятельности «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)», публикуемые Министерством экономического развития Российской Федерации для прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

    Продолжительность строительства объекта, при определении значения прогнозного индекса-дефлятора, следует определять в соответствии с проектом организации строительства, нормативно-технической документацией.

    Одновременно сообщаем, что определение начальной максимальной цены контракта производится в соответствии с Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденным приказом Минстроя России № 841/пр от 23.12.2019 (с учетом письма Минстроя России от 16.03.2020 № 9333-ИФ/09) и Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта, порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), утвержденным приказом Минстроя России № 175/пр от 30 марта 2020 г.

  • Нормативы цены строительства
    Вопрос: Вопрос по сборнику НЦС 81-02-14-2020 Наружные сети водоснабжения и канализации. Согласно п.15 Сборника "При прокладке трубопровола на глубине от 3 до 4 метров с креплением показатель НЦС следует принимать как для глубины 4 метра", каков будет расчет для расценки 14-01-015-04, если глубина будет от 4 до 5 м? По интерполяции? Или согласно п.15 брать показатель для глубины 5м?

    Применение показателей укрупненных нормативов цены строительства (далее – НЦС) рекомендуется осуществлять с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта, а также его конструктивных и мощностных характеристик в соответствии документами, внесенными в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), в том числе с Методикой разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения (утвержденной приказом Минстроя России № 314/пр от 29.05.2019, далее – Методика).

    Расчет стоимости строительства наружных сетей водоснабжения и канализации с использованием НЦС рекомендуется производить с учетом положений технической части Сборника, Отдела 2 Сборника, а также положений Методики.

    Сборник, утверждённый приказом Минстроя России от 30.12.2019 № 918/пр, внесен в ФРСН и размещен в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве и на официальном сайте Минстроя России.

    Показатели Сборника дифференцированы в зависимости от глубины заложения трубопроводов (2, 3, 4 и 5 м), при этом под глубиной заложения трубопровода следует принимать расстояние от отметки спланированной поверхности земли до верхней отметки основания под трубопровод.

    При промежуточных глубинах заложения трубопроводов (в интервалах от 2 м до 3 м и от 4 м до 5 м) показатели НЦС определяются методом интерполяции. При прокладке трубопровода на глубине от 3 до 4 метров с креплением показатель НЦС следует принимать как для глубины 4 метра. Прокладку трубопроводов на глубине, превышающей учтенную показателями НЦС, необходимо определять по соответствующим нормативам, включенным в ФРСН.

    Расчет показателей НЦС при промежуточных глубинах заложения трубопроводов (в интервалах от 2 м до 3 м и от 4 м до 5 м) следует производить по формуле:

     ,

    где:

    Пв – рассчитываемый показатель;
    Па и Пс – пограничные показатели из таблиц сборника;
    а и с – параметр для пограничных показателей;
    в – параметр для определяемого показателя, а < в < с.