Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Разъяснения по порядку определения и размеру учета в сметной документации затрат подрядных строительно-монтажных организаций на проведение испытаний насыпных грунтов штампом.
    Требованиями раздела 6 СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83* «Основания зданий и сооружений» для проектирования оснований вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в котлованах на этапе выполнения работ по инженерным изысканиям предусмотрено определение характеристик прочности и деформируемости грунтов методом полевого испытания штампом.
    Стоимость указанных работ определяется по ценам таблицы 54 Справочника базовых цен на инженерно-геологические инженерно-экологические изыскания для строительства, утвержденного письмом Госстроя России от 22.06.1998 № 9-4/84.
    Затраты строительной организации на проведение испытаний в соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения 6 МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» учтены нормами накладных расходов.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Разработка каких разделов сетей связи учтена в таблице относительной стоимости в размере 3 % от общей стоимости проектирования Объекта?
    Какой порядок расчета стоимости проектирования других разделов слаботочных систем, не входящих в вышеуказанную норму (3%)?
    Цены, приведенные в Справочниках базовых цен на проектные работы в строительстве (далее – Справочники), включенных в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, в том числе в Справочнике базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты жилищно-гражданского строительства», утвержденном приказом Минрегиона России от 28.05.2010 № 260 (далее – СБЦП 81-2001-03), являются комплексными и учитывают выполнение всего необходимого объема работ в соответствии с нормативами по проектированию, действующими на момент их утверждения.
    В соответствии с пунктами 2.7, 2.8 Методических указаний о порядке разработки государственных сметных нормативов, утвержденных приказом Минстроя России от 04.06.2015 № 406/пр «Справочники базовых цен на проектные работы в строительстве», базовые цены в Справочниках сформированы на основании данных эталонных объектов, которые содержат необходимые и достаточные (т.е. минимальные, обязательные) требования для полной и качественной реализации всех функций, осуществляемых предприятиями, зданиями, сооружениями соответствующего назначения (типа).
    Согласно пункту 1.3.2 Методических указаний по применению Справочников, утверждённых приказом Минрегиона России от 29.12.2009
    № 620 (далее – Методика), цены, приведенные в Справочниках, установлены в соответствии с составом и требованиями к содержанию разделов проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
    В связи с этим базовыми ценами таблицы № 25 СБЦП 81-2001-03 учтено и не требует дополнительной оплаты проектирование слаботочных систем и сетей телефонной автоматической городской (внутренней) телефонной связи, проводного радио и телевещания, пожарной сигнализации, пожаротушения, оповещения о пожаре и других систем в составе подразделов «Связь» раздела «Инженерное оборудование, сети, инженерно-технические мероприятия, технологические решения», «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» и т.д.
    Стоимость разработки проектной и рабочей документации слаботочных систем и сетей, не учтенных таблицей № 25 СБЦП 81-2001-03, необходимость которых устанавливается заданием на проектирование конкретного объекта, определяется дополнительно, в том числе:
    • установок систем охранного видеонаблюдения; промышленного (технологического) телевидения – по пункту 7 таблицы № 20 Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты связи», утвержденного приказом Минрегиона России от 28.05.2010 № 260 (далее – СБЦП 81-2001-02), в зависимости от количества устанавливаемых телевизионных камер;
    • систем звукоусиления – по пунктам 22–24 таблицы № 9 СБЦП 81-2001-02 в зависимости от количества мест;
    • локально вычислительной сети, структурированной кабельной сети – по таблице № 24 СБЦП 81-2001-02 в зависимости от количества узлов;
    • радиосвязи, систем передачи данных, специальной и защищенной связи – в зависимости от типов и решаемых системой задач по таблицам СБЦП 81-2001-02;
    • охранной сигнализации помещений здания – в зависимости от защищаемой площади по таблице № 5 Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Системы противопожарной и охранной защиты», утвержденного письмо Госстроя России от 28.09.1999 № НЗ-3287/10 (далее – СБЦ-ПОЗ-99);
    • периметральной охранной сигнализации – в зависимости от протяженности по таблице № 6 СБЦ-ПОЗ-99.
    В соответствии с пунктом 2.1.4 Методики цена разработки проектной и рабочей документации на строительство объектов, для которых цены в Справочниках не приведены и не могут быть приняты по аналогии, определяется расчетом стоимости в соответствии с калькуляцией затрат (форма 3П).
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Правомерно ли для неопасных объектов предусматривать в соответствии с пунктами 4.89 и 4.91 МДС 81-35.2004 затраты на авторский надзор в главе 12 ССР отдельной строкой в размере не более 0,2% от итогов затрат по главам 1-9 ССР, если заданием на проектирование на неопасный объект указано, что следует предусмотреть затраты на авторский надзор?
    Согласно СП 48.13330.2011 «Организация строительства» (актуализированная редакция СНиП 12-01-2004) строительный контроль застройщика (заказчика) в соответствии с действующим законодательством осуществляется в виде контроля и надзора заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда.
    Необходимость осуществления авторского надзора за строительством объектов устанавливается федеральным законодательством или законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор (пункт 3 статьи 8).
    Согласно статье 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Порядку проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, по объектам, в отношении которых действующим законодательством не предусмотрено осуществление в установленном порядке авторского надзора, застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
    В соответствии с пунктами 4.89, 4.91 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации
    (МДС 81-35.2004) лимит средств на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством предусматривается в главе 12 сводного сметного расчета стоимости объекта капитального строительства в размере до 0,2% от итога глав 1 – 9 (графы 7 и 8).
    Средства на осуществление авторского надзора определяются по форме № 3П (на основании фактических трудозатрат непосредственных исполнителей – плана-графика осуществления авторского надзора, который является неотъемлемой частью договора (контракта) с учетом командировочных расходов, накладных расходов и сложившегося уровня рентабельности проектной организации, осуществляющей авторский надзор за строительством), приведенной в приложении № 2 к МДС 81-35.2004.
    Расчеты за указанные работы производятся в соответствии с порядком, предусмотренным договором.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Разъяснения:
    • какие именно расходы проектной организации учитывает размер затрат на авторский надзор 0,2% к сметной стоимости строительства;
    • указанный размер затрат учитывает или нет стоимость проезда на стройку и обратно работников проектной организации, осуществляющих авторский надзор;
    • какие действующие нормативные и законодательные документы регламентируют расчет стоимости работ по ведению авторского надзора;
    • если по расчету размер затрат проектной организации обоснованно превышает сумму авторского надзора, учтенную в сводном сметном расчете, например доставка сотрудника в отдаленные районы вертолетом, воздушным транспортом, водным транспортом, то за счет каких средств могут быть компенсированы затраты на проезд;
    • является ли действующим Постановление Государственного комитета СССР по делам строительства № 49 от 24.04.1986г. «Об утверждении порядка определения затрат на осуществление авторского надзора проектных организаций за строительством», где указано, что в размере 0,2% не учитываются затраты проезда на стройку и обратно работников проектных организаций?
    Необходимость осуществления авторского надзора за строительством объектов устанавливается федеральным законодательством или законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    Согласно СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» по объектам, не предусмотренным законодательными и иными правовыми актами, заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых строительно-монтажных работ проектной документации.
    Согласно Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) лимит средств на проведение авторского надзора предусматривается в размере до 0,2 % от итога глав 1- 9 (графы 7 и 8).
    В указанном размере затрат не учитывается стоимость проезда на стройку и обратно работников проектных организаций, осуществляющих авторский надзор.
    Затраты по оплате проезда работников проектных организаций, осуществляющих авторский надзор, предусматривается дополнительно по согласованию с заказчиком.
    Средства на осуществление авторского надзора определяются по форме № 3-п (на основании фактических трудозатрат непосредственных исполнителей (чел. — дней) с учетом командировочных расходов, накладных расходов и сложившегося уровня рентабельности проектной организации, осуществляющей авторский надзор за строительством), приведенной в приложении № 2 к МДС 81-35.2004.
    Расчеты за указанные работы производятся в соответствии с порядком, предусмотренным договором.
    Сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета.
    Порядок определения затрат на осуществление авторского надзора проектных организаций за строительством, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 24.04.1986 № 49, в федеральный реестр сметных нормативов не включен.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Необходимо ли при расчете стоимости проектирования ЛВС и СКС с использованием таб. № 24 СБЦП 81-2001-02 «Объекты связи» применять понижающий коэффициент на отсутствие не характерных для проектной и рабочей документации на ЛВС/СКС разделов?
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» предусмотрен порядок проведения экспертизы в отношении документации, разработанной в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее «Положение») в объеме стадии «проектная документация».
    Данное Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на объекты производственного назначения, объекты непроизводственного назначения и линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
    При определении базисной стоимости проектных работ следует руководствоваться порядком, предусмотренным Методическими указаниями по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 № 620.
    Рекомендуемые ориентировочные относительные стоимости разработки разделов проектной и рабочей документации локальных вычислительных сетей, структурированных кабельных сетей (в процентах от базовой цены), стоимость проектирования которых предусмотрена в таблице № 24, представлены в таблицах № 28 и № 29 справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты связи», т.к. единица измерения в таблице № 24 — 1 АРМ, 1 узел.
    В соответствии с пунктом 2.46. «Порядок определения базовой цены проектных работ в зависимости от натуральных показателей объектов проектирования» под узлом сети считать: комплект персональной ЭВМ (в комплектации, позволяющей ПЭВМ работать в автономном режиме); рабочую станцию локальной сети, сетевые принтеры, сетевые мониторы, сетевые накопители и другие устройства; задействованные порты активного оборудования локальной вычислительной сети (ЛВС); информационные розетки структурированной кабельной сети (СКС), задействованные порты коммутационного оборудования СКС.
    Согласно пункту 1.8. Методических указаний при применении Справочников следует учитывать, что в Справочниках представлены рекомендуемые относительные стоимости разработки разделов проектной и рабочей документации (в процентах от базовой цены), которые могут уточняться для подразделений (отделов) проектной организации, при проектировании конкретного объекта, в пределах определенной общей стоимости проектирования, в зависимости от трудоемкости выполняемых работ.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Предусматривает ли термин «Проектная документация»» стадии «П» и «РД»?
    Имеет ли право организация осуществить финансирование разработки РД за счет средств субсидии»?
    При подготовке проектной документации состав разделов и требования к их содержанию установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.
    В отличие от ранее действовавших нормативных документов Положением не предусматривается стадийность проектирования: «ТЭО», «проект», «рабочий проект», а используются понятия «проектная документация» и «рабочая документация».
    В соответствии с п.4 Положения рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, Данное Положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки.
    При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.
    Если заданием на проектирование предусмотрена одновременная разработка проектной и полная или частичная разработка рабочей документации, то суммарный процент базовой цены определяется по согласованию между заказчиком (застройщиком) строительства и лицом, осуществляющим разработку такой документации, в зависимости от архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технологических решений, содержащихся в проектной документации, а также степени их детализации.
    Рабочая документация может быть разработана после прохождения экспертизы проектной документации. При проведении экспертизы проектной документации должна быть приложена рассчитанная стоимость разработки рабочей документации и включена в сводный сметный расчет.
    В связи с изложенным, в главе 12 «Публичный технологический и ценовой аудит, проектные и изыскательские работы» сводного сметного расчета объекта капитального строительства предусматриваются затраты на разработку проектной и рабочей документации.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Какой коэффициент принимается на стадию ПД и стадию РД от общей стоимости проектных работ, если ПД рассматривалась в Госэкспертизе в 4 кв. 2015 г.?
    Каким образом определяется стоимость проектных работ стадии РД: от фактически выполненных работ на стадии ПД или от стоимости контракта с понижающим тендерным коэффициентом. на стадию ПД?
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» предусмотрен порядок проведения экспертизы в отношении документации, разработанной в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее — «Положение») в объеме стадии «проектная документация». В соответствии с п.4 Положения, рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений.
    При этом объем, состав и содержание рабочей документации определяются техническим заказчиком (застройщиком) и указываются в задании на проектирование.
    При определении базисной стоимости проектных работ следует руководствоваться порядком, предусмотренным Методическими указаниями по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 № 620.
    Распределение базовой цены на разработку проектной и рабочей документации осуществляется в соответствии с показателями, приведенными в таблице 1 Методических указаний, и может уточняться по согласованию между исполнителем и заказчиком. Если заданием на проектирование предусмотрена одновременная разработка проектной и полная или частичная разработка рабочей документации, то суммарный процент базовой цены проектных работ определяется по согласованию между техническими заказчиком (застройщиком) строительства и лицом, осуществляющим разработку такой документации, в зависимости от архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технологических решений, содержащихся в проектной документации, а также степени их детализации.
    При выполнении проектных работ, в сокращенном против предусмотренных действующими нормативными документами составу разделов и объемов работ, их цена, независимо от способов ее расчета, определяется по ценам на разработку проектной и рабочей документации с применением понижающего коэффициента, размер которого устанавливается исполнителем по согласованию с заказчиком, в соответствии с трудоемкостью работ и относительной стоимостью разработки разделов проектной и рабочей документации.
  • Резерв средств на непредвиденные работы и затраты
    Вопрос: Просим разъяснить порядок составления сводного сметного расчета капитального ремонта объектов производственного назначения и линейных объектов капитального строительства, финансируемым за счет средств федерального бюджета, а также порядок расчета непредвиденных работ и затрат для данных объектов.
    Состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов установлены соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее — Положение).
    Согласно п. 31 Положения сводный сметный расчет стоимости строительства, а также капитального ремонта производственных и линейных объектов, составляется с распределением по 12 главам.
    Резерв средств на непредвиденные работы и затраты по указанным объектам определяется в размере не более З % от итога глав 1 — 12.
  • Нормативы цены строительства
    Вопрос: Просим дать разъяснения, какой поправочный коэффициент требуется использовать к сборнику НЦС для перехода от базового района (Московская область) к уровню цен необходимого региона Российской Федерации? В приложении № 17 к Приказу Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28.08.2014 г. № 506/пр данный коэффициент отсутствует.

    Применение показателей укрупненных нормативов цены строительства (далее – НЦС) рекомендуется осуществлять с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта, а также его конструктивных и мощностных характеристик в соответствии с документами, внесенными в федеральный реестр сметных нормативов, в том числе с Методическими рекомендациями по применению государственных сметных нормативов – укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденными приказом Минрегиона России от 04.10.2011 № 481 (далее – Методические рекомендации).

    В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций определение прогнозной стоимости планируемого к строительству объекта в региональном разрезе рекомендуется осуществлять с применением коэффициентов, учитывающих регионально-экономические, регионально- климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства.

    Величина коэффициента перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации, применяемого при расчете планируемой стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, определяемой на основании государственных сметных нормативов - нормативов цены строительства, установлена в соответствии с приложением № 17 к приказу Минстроя России от 28.08.2014 № 506/пр.

    Порядок и критерии проведения проверки достоверности определения сметной стоимости установлен Положением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427 (далее – Положение).

    Согласно абзацу 2 пункта 18 Положения при отсутствии НЦС для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, также осуществляется изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, на соответствие предполагаемой (предельной) стоимости строительства, рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах.
  • Нормативы цены строительства
    Вопрос: При расчете стоимости объектов газоснабжения населенных пунктов по УНЦС стоимость ниже чем при расчете по единичным расценкам. Просим пояснить какой SDR полиэтиленовых труб учтен в УНЦС, учтены ли цокольные вводы в здания, если нет, то как их учитывать. Как учитывать переходы газопроводом методом ГНБ и ННБ, а также прокладка газопроводов в футлярах. Так же не понятно, как учитывать стоимость телеметрии газораспределительных пунктов.
    В технической части и Отделе 2 сборника НЦС указан перечень работ и затрат, включенных в показатели. В показателях НЦС учтены трубы напорные из полиэтилена низкого давления, среднего типа, что соответствует ПЭ 100 SDR 17,6.
    Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в НЦС, рекомендуется определять на основании документов, включенных в Федеральный реестр сметных нормативов.
    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации» в случае отсутствия укрупненных нормативов цены строительства обоснование предполагаемой стоимости рекомендуется производить на основе сведений о сметной стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, подтвержденных органами и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы.