Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • 1.38. Вопрос: Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила). В соответствии пунктом 10 данных Правил проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации. Требуется ли включение в состав проектной документации проекта рекультивации земель, подготовленного в соответствии с требованиями, установленными Правилами, если проектная документация была разработана и передана застройщику до вступления в силу Правил, а начало проведения государственной экспертизы планируется в 4 квартале 2018 года?
    20 июля 2018 г. вступили в силу Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 (далее – Правила), устанавливающие новые требования к подготовке проекта рекультивации и консервации земель и земельных участков, а также порядку их проведения. Согласно пунктам 10 и 11 Правил, подготовка проекта рекультивации земель осуществляется в виде отдельного документа или в составе проектной документации на строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в случае, если такое строительство или реконструкция объекта капитального строительства приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также в случаях если проектной документацией предусматривается рекультивация земель на месте снесенного объекта капитального строительства, вместо которого возводится новый объект капитального строительства. С момента вступления в силу Правил постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. № 140, во исполнение которого принят приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 г., ранее устанавливающий основные положения о рекультивации земель, признано утратившим силу. При этом Правила не содержат переходных положений, регламентирующих порядок применения новых требований к ранее возникшим правоотношениям между органами (организациями), осуществляющими проведение экспертизы, и застройщиками (техническими заказчиками), которые урегулированы в соответствии с договорами на проведение экспертизы (в том числе, содержащими условия о сроках и порядке выдачи заключений экспертизы). В связи с отсутствием прямого указания в Правилах на то, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, с учетом положений статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, требования Правил, вступившие в силу 20 июля 2018 года, устанавливающие новый порядок подготовки проекта рекультивации земель, не распространяют свое действие на ранее возникшие правоотношения. При этом обращаем внимание, что 4 августа 2018 г. вступили в силу изменения, внесенные в статью 49 ГрК РФ Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья дополнена частью 5.2, устанавливающей уточняющие требования по оценке проектной документации при проведении экспертизы. Теперь оценка проектной документации осуществляется на соответствие требованиям, указанным в части 5 статьи 49 ГрК РФ, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ), а применительно к линейному объекту – на дату утверждения проекта планировки территории (далее – ППТ), на основании которых была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с даты выдачи ГПЗУ или с даты утверждения ППТ прошло не более полутора лет. В случае если с указанного периода времени прошло более полутора лет, то оценка проектной документации, в том числе в отношении линейных объектов, по которым подготовка ППТ является не обязательной, осуществляется на соответствие требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. Из совокупного анализа вышеприведенных правовых норм следует, что в случае если с даты выдачи ГПЗУ или утверждения ППТ и до момента поступления проектной документации на экспертизу прошло более полутора лет, оценка проекта рекультивации земель, представленного на экспертизу после 20 июля 2018 г., осуществляется на соответствие требованиям, установленным Правилами. В случае если с момента выдачи указанных документов прошло менее полутора лет, оценка проекта рекультивации осуществляется на соответствие требованиям, действовавшим на момент выдачи ГПЗУ или утверждения ППТ.
  • 1.39. Вопрос: Требуется ли проведение государственной экспертизы в отношении капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования после вступления в силу Закона № 342-ФЗ?
    С 4 августа 2018 г. (с момента вступления в силу Закона № 342-ФЗ) требования по обязательному проведению государственной экспертизы по объектам, указанным в частях 2 и 3 статьи 49 ГрК РФ, финансируемых с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ (в том числе в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования) не установлены. Вместе с тем, у застройщика (технического заказчика) сохраняется право в соответствии с частью 3.3 статьи 49 ГрК РФ по собственной инициативе направить проектную документацию, подготовленную по таким объектам, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу. При этом не отменяется обязательность проведения проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта в случаях, установленных статьей 8.3 ГрК РФ. До 1 января 2019 г. такая проверка проводится в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427, а с 1 января 2019 г. – в форме государственной экспертизы проектной документации.
  • 1.40. Вопрос: Требуется ли повторное проведение государственной экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России» по объекту капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации, имеющего положительное заключение, выданное уполномоченным на проведение государственной экспертизы органом субъекта Российской Федерации, в целях включения объекта в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП)?
    В соответствии с Положением № 145 изменение источника финансирования в ходе реализации инвестиционного проекта не является основанием для проведения повторной государственной экспертизы. Согласно Правилам формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 716 (далее – Правила), для включения в ФАИП инвестиционного проекта, предусматривающего строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства за счет средств федерального бюджета, субъекты бюджетного планирования представляют в Минэкономразвития России, в том числе копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации. При этом Правилами не установлены орган или организация, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для включения инвестиционного проекта в ФАИП. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 1252 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, в части передачи уполномоченным органам (организациям) субъектов Российской Федерации полномочий по проведению государственной экспертизы по объектом государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в случае, предоставления субсидий из федерального бюджета в соответствии с принятым в порядке, определенном статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, актом, устанавливающим пообъектное распределение указанных субсидий. Таким образом, ФАУ «Главгосэкспертиза» не имеет правовых оснований для проведения государственной экспертизы по объектам капитального строительства, в отношении которых полномочия по проведению государственной экспертизы отнесены к органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • 1.41. Вопрос: Какие документы, подтверждающие право исполнителя работ на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации, должен представить заявитель в случае подготовки и передачи проектной документации и результатов инженерных изысканий застройщику до 1 июля 2017 г., то есть до вступления в силу изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, связанных с необходимостью вступления в саморегулируемую организацию (СРО)?
    Согласно подпункту «к» пункта 13 Положения № 145 документом, подтверждающим право исполнителя работ на выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации, представляемым в составе документов, направляемых для проведения государственной экспертизы, является выписка из реестра членов СРО, действительная на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику). Данная норма означает, что на дату передачи указанных материалов застройщику (техническому заказчику) исполнитель работ должен являться членом СРО. В соответствии с частью 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 июля 2017 г. допускалось выполнение инженерных изысканий и осуществление архитектурно-строительного проектирования на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду (видам) работ. Таким образом, если исполнитель работ, осуществивший подготовку проектной документации и (или) выполнение результатов инженерных изысканий, а также их передачу застройщику (техническому заказчику) до 1 июля 2017 г. является членом одного и того же СРО, то в составе документов, направляемых для проведения государственной экспертизы после указанной даты, представляется только выписка из реестра членов СРО. В случае если исполнитель работ после 1 июля 2017 г. является членом иного СРО, то на государственную экспертизу представляется выписка из реестра членов СРО, а также свидетельство о допуске к определенному виду (видам) работ, действительное на дату передачи застройщику (техническому заказчику) проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
  • 1.42. Вопрос: Относится ли проведение государственной экспертизы в отношении объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России, к полномочиям ФАУ «Главгосэкспертиза России»?
    В рамках полномочий, определенных уставом, ФАУ «Главгосэкспертиза России» создано в целях выполнения работ и оказания услуг для осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации отдельных полномочий Минстроя России, в том числе полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, по объектам капитального строительства, указанным в пункте 5.1 части 1 статьи 6 ГрК РФ, в том числе объектов обороны и безопасности, за исключением случаев, если в соответствии с указами Президента Российской Федерации государственная экспертиза в отношении таких объектов проводится иными федеральными органами исполнительной власти. Ранее, на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248, полномочия по проведению государственной экспертизы объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России, относились к компетенции МВД России. Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. № 521-р проведение государственной экспертизы в отношении таких объектов осуществлялось ФКУ «Центр государственной экспертизы в отношении объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД РФ» (далее – ФКУ). В настоящее время в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 289, полномочия по проведению государственной экспертизы и проверке достоверности определения сметной стоимости в отношении объектов обороны и безопасности и иных объектов, находящихся в ведении Росгвардии и МВД России, относятся к полномочиям Росгвардии (подпункт 69 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510). С учетом изложенного, проведение государственной экспертизы в отношении объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении МВД России, не относится к полномочиям ФАУ «Главгосэкспертиза России».
  • 1.43. Вопрос: Возможно ли проведение в ФАУ «Главгосэкспертиза России» судебной строительно-технической экспертизы в рамках расследуемого уголовного дела?
    В соответствии с частью 2 статьи 195 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами, а также иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Статьей 12 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) установлено, что государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей. При этом государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (статья 11 Закона № 73 - ФЗ). Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» к иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях. Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами. В рамках полномочий, определенных уставом, ФАУ «Главгосэкспертиза России» создано в целях выполнения работ и оказания услуг для осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации отдельных полномочий Минстроя России, в том числе полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, по объектам капитального строительства, указанным в пункте 5.1 части 1 статьи 6 ГрК РФ. Деятельность по проведению судебной экспертизы уставом ФАУ «Главгосэкспертиза России» не предусмотрена.
  • 1.44. Вопрос: В случае если в раздел «Конструктивные и объемно-планировочные решения» экономически эффективной проектной документации повторного использования были внесены изменения в части конструктивных решений фундаментов, правомерны ли замечания экспертной организации в части решений, предусмотренных выше «нулевой» отметки?
    Согласно части 5.1 статьи 49 ГрК РФ при проведении экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования, оценка на предмет соответствия требованиям технических регламентов не проводится в отношении тех разделов проектной документации, в которые не вносились изменения. Из изложенного следует, что в случае, если в раздел «Конструктивные и объемно-планировочные решения» экономически эффективной проектной документации повторного использования были внесены изменения в части конструктивных решений фундаментов, такой раздел подлежит экспертной оценке в полном объеме (в том числе в части решений, предусмотренных выше «нулевой» отметки).
  • 1.45. Вопрос: В каком документе содержится информация о наличии или отсутствии на земельном участке зон с особыми условиями использования территорий?
    При проведении государственной экспертизы учитываются сведения, указанные в градостроительном плане земельного участка, в котором, согласно подпунктам 9 и 10 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ, содержится информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон, а также об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий, содержится в градостроительном плане земельного участка. Информация о схеме границ зон с особыми условиями использования территории в отношении линейных объектов капитального строительства содержится в документации по планировке территории (статья 42 ГрК РФ).
  • 146. Вопрос: Учитывая вступление в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 330-Ф3 «О внесении изменений в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации», требуется ли проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по строительству, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно, при условии финансирования с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации?
    С 1 января 2019 г. государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно, а также иных объектов, указанных в частях 2 и 3 статьи 49 ГрК РФ, финансирование которых осуществляется с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, проводится только в части проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.
  • 1.47. Вопрос: В какой форме необходимо представлять документы для проведения государственной экспертизы (в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа) в случае если 2 тома проектной документации из 84-х содержат сведения, составляющие государственную тайну?
    В соответствии с подпунктами «к» - «л» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 документы для проведения государственной экспертизы представляются на бумажном носителе в случае, если проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства, содержат сведения, составляющие государственную тайну. Таким образом, если сведения (независимо от их объема), содержащиеся в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий, в соответствии законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» относятся к государственной тайне, то документы для проведения государственной экспертизы подлежат представлению на бумажном носителе.