Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • 1.31. Вопрос: Как рассчитывается размер платы за проведение повторной государственной экспертизы линейного объекта транспортной инфраструктуры, ранее получившего положительное заключение государственной экспертизы, по которому на повторную экспертизу представлена только часть проектной документации с внесенными в нее изменениями?
    В соответствии с пунктом 58 Положения № 145 плата за проведение повторной государственной экспертизы взимается в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы. Требования к расчету размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации, представленной на государственную экспертизу, установлены пунктами 51-56 Положения № 145. В частности, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по нежилым объектам капитального строительства определяется по формуле, установленной пунктом 56 Положения № 145, в зависимости от стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий в полном объеме, представлявшихся для проведения первичной государственной экспертизы, которые, в свою очередь, рассчитываются в ценах 2001 года (в рублях) на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных Минстроем России. В случае если проектная документация представлена на повторную государственную экспертизу после внесения в нее изменений, размер платы рассчитывается с учетом таких изменений, а также с учетом коэффициента (Ki), отражающего инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г., который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 годом, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы (в данном случае – за проведение повторной государственной экспертизы). Указанный порядок применяется для определения размера платы за проведение повторной государственной экспертизы в том числе в отношении линейных объектов транспортной инфраструктуры.
  • 1.32. Вопрос: Каким образом следует представлять исходно-разрешительные документы в электронной форме в случае, если застройщик (технический заказчик) передал проектировщику не подлинники таких документов, а их сканированные копии с бумажного носителя? Вправе ли проектировщик, выступающий в качестве заявителя, представлять на государственную экспертизу сканированные копии исходно-разрешительных документов, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявителя?
    Согласно пункту 11 Положения № 87 в состав проектной документации допускается включение не только подлинников исходно-разрешительных документов, но и их копий, оформленных в установленном порядке. В целях представления на государственную экспертизу исходно-разрешительных документов в электронной форме, оригиналы последних, согласно требованиям пунктов 6 и 7 Приказа № 783/пр, должны быть отсканированы с сохранением ориентации оригинала документа в разрешении 300 dpi (масштаб 1:1). Скан-образы исходно-разрешительных документов заверяются УКЭП лица, уполномоченного на представление документов для проведения государственной экспертизы (заявитель).
  • 1.33. Вопрос: Имеет ли право организация после устранения замечаний, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, представить проектную документацию для проведения повторной экспертизы без дополнительной оплаты?
    Согласно пункту 44 Положения № 145 проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы. За проведение повторной государственной экспертизы, согласно пункту 58 Положения № 145, взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы. Плата за проведение повторной государственной экспертизы не взимается только в отношении жилых объектов капитального строительства, документы по которым направлены для проведения повторной государственной экспертизы в течение 14 дней после получения отрицательного заключения.
  • 1.34. Вопрос: Требуется ли включать в состав документов, направляемых для проведения государственной экспертизы, письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, если указанный реестр находится в свободном доступе на сайте указанной службы (то есть является открытой информацией)?
    В рамках своих полномочий, определенных законодательством о градостроительной деятельности, ФАУ «Главгосэкспертиза России» при проведении государственной экспертизы осуществляет оценку соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, результатам инженерных изысканий. Согласно пункту 25 Положения № 87 раздел проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», представляемой на государственную экспертизу, должен содержать результаты оценки воздействия объекта на окружающую среду и мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду. В соответствии с пунктом 3 и подпунктом «б» пункта 10 Положения № 87 проектные решения обосновываются расчетами и ссылками на нормативные и технические документы и подтверждаются исходно-разрешительными документами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения о включении объекта в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) могут быть включены в проектную документацию в виде указания номера объекта в ГРОРО либо в виде приложенной копии приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о включении объектов размещения отходов в ГРОРО. Предоставление письма от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, содержащего утверждение о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, в этом случае не требуется.
  • 1.35. Вопрос: Возможно ли для подтверждения подлинности электронного документа указывать в информационно-удостоверяющем листе (ИУЛ) только контрольную сумму MD5 без указания реквизитов даты и времени последнего изменения в электронный документ?
    Согласно пункту 7 Приказа № 783/пр оформление ИУЛ на бумажном носителе осуществляется в случаях невозможности обеспечения электронной подписью лиц, участвующих в разработке проектной документации, осуществлении нормоконтроля и согласовании проектной документации. Требования к форме ИУЛ законодательством Российской Федерации не установлены. Пример оформления ИУЛ, приведенный в ГОСТ 2.051-2013 «Единая система конструкторской документации, электронные документы. Общие положения» (далее – ГОСТ 2.051-2013), а также правила его выполнения, включая указание сведений о значении контрольной суммы, являются рекомендуемыми. Вместе с тем, требования о наличии обязательных сведений, включаемых в ИУЛ, установлены Приказом № 783/пр, согласно которому, информация о дате и времени последнего изменения электронного документа является обязательной при оформлении ИУЛ для отдельных документов в составе проектной документации. Реквизиты даты и времени внесения изменений в электронный документ свидетельствуют об очередности редакции раздела или части раздела проектной документации, направляемых для проведения государственной экспертизы, в том числе после оперативного внесения изменений. В случае если в ходе государственной экспертизы в проектную документацию вносятся изменения, то на вновь сформированную документацию оформляется новый ИУЛ, в котором сведения о дате и времени последнего изменения электронного документа, подтверждают актуальность представленной редакции. Наличие в ИУЛ значения контрольной суммы, подтверждающей подлинность представленных документов, без указания сведений о дате и времени внесения последних изменений в электронный документ не позволит экспертной организации установить очередность версии проектной документации, представленной на государственную экспертизу. При этом установление подлинности, представленных документов, к компетенции экспертной организации не относится.
  • 1.36. Вопрос: Кто уполномочен принимать решение о влиянии внесенных в проектную документацию изменений на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства?
    Согласно пункту 44 Положения № 145, основанием для проведения обязательной повторной государственной экспертизы в отношении проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, является внесение в проектную документацию изменений в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства. Минимально необходимые требования безопасности зданий и сооружений установлены Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ), согласно которому под безопасностью здания или сооружения понимаются количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности. К вышеуказанным минимально необходимым требованиям, согласно части 6 статьи 3 Закона № 384-ФЗ, отнесены требования механической безопасности, пожарной безопасности, безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях, безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, безопасности для пользователей зданиями сооружениями, доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, энергетической эффективности зданий и сооружений, безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду. В период с 1 сентября 2016 г. до 4 августа 2018 г. принятие решения о том, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы, затрагивают (не затрагивают) конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, было возможно только на основании соответствующего заключения экспертной организации. Однако с 4 августа 2018 г. (дата вступления в силу соответствующих положений Закона № 342-ФЗ) институт модифицированной проектной документации и, соответственно, указание на необходимость установления порядка оценки влияния внесенных в проектную документацию изменений на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, а также лиц, уполномоченных на осуществление такой оценки из ГрК РФ, исключены. Таким образом, организации по проведению государственной экспертизы не наделены полномочиями по признанию изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не затрагивающими конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
  • 1.37. Вопрос: Требуется ли разработка проектной документации для проведения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства?
    В соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ в редакции Закона № 342-ФЗ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, осуществляется подготовка сметной документации на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком, содержащего перечень дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. При том застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации. В случае если финансирование капитального ремонта осуществляется с привлечением иных средств, подготовка проектной документации осуществляется по инициативе застройщика.
  • 1.38. Вопрос: Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила). В соответствии пунктом 10 данных Правил проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации. Требуется ли включение в состав проектной документации проекта рекультивации земель, подготовленного в соответствии с требованиями, установленными Правилами, если проектная документация была разработана и передана застройщику до вступления в силу Правил, а начало проведения государственной экспертизы планируется в 4 квартале 2018 года?
    20 июля 2018 г. вступили в силу Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 (далее – Правила), устанавливающие новые требования к подготовке проекта рекультивации и консервации земель и земельных участков, а также порядку их проведения. Согласно пунктам 10 и 11 Правил, подготовка проекта рекультивации земель осуществляется в виде отдельного документа или в составе проектной документации на строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в случае, если такое строительство или реконструкция объекта капитального строительства приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также в случаях если проектной документацией предусматривается рекультивация земель на месте снесенного объекта капитального строительства, вместо которого возводится новый объект капитального строительства. С момента вступления в силу Правил постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. № 140, во исполнение которого принят приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 г., ранее устанавливающий основные положения о рекультивации земель, признано утратившим силу. При этом Правила не содержат переходных положений, регламентирующих порядок применения новых требований к ранее возникшим правоотношениям между органами (организациями), осуществляющими проведение экспертизы, и застройщиками (техническими заказчиками), которые урегулированы в соответствии с договорами на проведение экспертизы (в том числе, содержащими условия о сроках и порядке выдачи заключений экспертизы). В связи с отсутствием прямого указания в Правилах на то, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, с учетом положений статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, требования Правил, вступившие в силу 20 июля 2018 года, устанавливающие новый порядок подготовки проекта рекультивации земель, не распространяют свое действие на ранее возникшие правоотношения. При этом обращаем внимание, что 4 августа 2018 г. вступили в силу изменения, внесенные в статью 49 ГрК РФ Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья дополнена частью 5.2, устанавливающей уточняющие требования по оценке проектной документации при проведении экспертизы. Теперь оценка проектной документации осуществляется на соответствие требованиям, указанным в части 5 статьи 49 ГрК РФ, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ), а применительно к линейному объекту – на дату утверждения проекта планировки территории (далее – ППТ), на основании которых была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с даты выдачи ГПЗУ или с даты утверждения ППТ прошло не более полутора лет. В случае если с указанного периода времени прошло более полутора лет, то оценка проектной документации, в том числе в отношении линейных объектов, по которым подготовка ППТ является не обязательной, осуществляется на соответствие требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. Из совокупного анализа вышеприведенных правовых норм следует, что в случае если с даты выдачи ГПЗУ или утверждения ППТ и до момента поступления проектной документации на экспертизу прошло более полутора лет, оценка проекта рекультивации земель, представленного на экспертизу после 20 июля 2018 г., осуществляется на соответствие требованиям, установленным Правилами. В случае если с момента выдачи указанных документов прошло менее полутора лет, оценка проекта рекультивации осуществляется на соответствие требованиям, действовавшим на момент выдачи ГПЗУ или утверждения ППТ.
  • 1.39. Вопрос: Требуется ли проведение государственной экспертизы в отношении капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования после вступления в силу Закона № 342-ФЗ?
    С 4 августа 2018 г. (с момента вступления в силу Закона № 342-ФЗ) требования по обязательному проведению государственной экспертизы по объектам, указанным в частях 2 и 3 статьи 49 ГрК РФ, финансируемых с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ (в том числе в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования) не установлены. Вместе с тем, у застройщика (технического заказчика) сохраняется право в соответствии с частью 3.3 статьи 49 ГрК РФ по собственной инициативе направить проектную документацию, подготовленную по таким объектам, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу. При этом не отменяется обязательность проведения проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта в случаях, установленных статьей 8.3 ГрК РФ. До 1 января 2019 г. такая проверка проводится в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427, а с 1 января 2019 г. – в форме государственной экспертизы проектной документации.
  • 1.40. Вопрос: Требуется ли повторное проведение государственной экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России» по объекту капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации, имеющего положительное заключение, выданное уполномоченным на проведение государственной экспертизы органом субъекта Российской Федерации, в целях включения объекта в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП)?
    В соответствии с Положением № 145 изменение источника финансирования в ходе реализации инвестиционного проекта не является основанием для проведения повторной государственной экспертизы. Согласно Правилам формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 716 (далее – Правила), для включения в ФАИП инвестиционного проекта, предусматривающего строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства за счет средств федерального бюджета, субъекты бюджетного планирования представляют в Минэкономразвития России, в том числе копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации. При этом Правилами не установлены орган или организация, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для включения инвестиционного проекта в ФАИП. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 1252 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, в части передачи уполномоченным органам (организациям) субъектов Российской Федерации полномочий по проведению государственной экспертизы по объектом государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в случае, предоставления субсидий из федерального бюджета в соответствии с принятым в порядке, определенном статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, актом, устанавливающим пообъектное распределение указанных субсидий. Таким образом, ФАУ «Главгосэкспертиза» не имеет правовых оснований для проведения государственной экспертизы по объектам капитального строительства, в отношении которых полномочия по проведению государственной экспертизы отнесены к органам государственной власти субъектов Российской Федерации.