Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • 1.21. Вопрос: Может ли застройщик, не являющийся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, осуществлять утверждение задания на выполнение инженерных изысканий, выполняемых по договору со специализированной организацией в области инженерных изысканий?
    В соответствии с пунктом 16 статьи 1, части 3 статьи 47, части 5 статьи 48 ГрК РФ застройщик является лицом, осуществляющим, в числе прочего, выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Указанные работы застройщик вправе выполнить самостоятельно при условии, что он является членом соответствующей саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования (далее – СРО), либо с привлечением иных лиц по договору подряда. В случае заключения застройщиком договора подряда (часть 2 статьи 47 ГрК РФ), то выполнение инженерных изысканий должно обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). В соответствии со статьей 55.5-1 ГрК РФ главный инженер проекта, в том числе осуществляет подготовку и утверждение задания на выполнение работ по инженерным изысканиям. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику, который от имени застройщика осуществляет функции, указанные в пункте 22 статьи 1 ГрК РФ, в том числе подготовку задания на выполнение инженерных изысканий. Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответствующей СРО за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ. Требования о членстве в СРО для застройщика в целях подготовки и утверждения задания на выполнение работ по инженерным изысканиям законодательством о градостроительной деятельности не установлены.
  • 1.22. Вопрос: На соответствие каким требованиям при проведении государственной экспертизы осуществляется оценка проектной документации, разработанной на основании стандартов и сводов правил, не включенных в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365?
    На основании части 5 статьи 49 ГрК РФ, статьи 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Техрегламент) проектная документация при проведении государственной экспертизы оценивается на соответствие требованиям Техрегламента, требованиям стандартов и сводов правил, включенных в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521(далее – обязательный перечень) и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365 (далее – добровольный перечень), требованиям специальных технических условий в случае, предусмотренном частью 8 статьи 6 Техрегламента, а также требованиям иных технических регламентов в части, не противоречащей Техрегламенту. В соответствии с частью 6 статьи 15 Техрегламента соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования Техрегламента и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в обязательный и добровольный перечни, или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих:
    1) результаты исследований;
    2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
    3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
    4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
  • 1.23. Вопрос: Кто уполномочен на подписание документов, представляемых для проведения государственной экспертизы в электронной форме?
    Пунктом 18 Положения № 145 установлено, что документы, представляемые для проведения государственной экспертизы в электронной форме, должны быть подписаны руководителем организации или уполномоченным им лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – УКЭП), предусмотренной Федеральным законом «Об электронной подписи», а также соответствовать требованиям к формату электронных документов, установленным Приказом № 783/пр. Представляемая проектная документация, сформированная в форме электронного документа, подписывается лицами, участвующими в ее разработке, осуществлении нормоконтроля и согласовании, а в случае невозможности обеспечения их УКЭП – на отдельные документы в составе проектной документации оформляется информационно-удостоверяющий лист на бумажном носителе, содержащий наименование электронного документа, к которому он выпущен, фамилии и подписи не обеспеченных УКЭП лиц, дату и время последнего изменения документа. Такой информационно-удостоверяющий лист сканируется и подписывается лицом, уполномоченным на предоставление документов для оказания услуг, с использованием УКЭП. Особенности подписания УКЭП отдельных документов (в случае их представления) установлены пунктами 6 и 7 Приказа № 783/пр.
  • 1.24. Вопрос: Каким образом следует оформлять информационно-удостоверяющий лист при направлении документов для проведения государственной экспертизы?
    Приказом № 783/пр установлены требования о сведениях, включаемых в информационно-удостоверяющий лист (далее – ИУЛ). При этом требования к форме ИУЛ Приказом № 783/пр не регламентированы. Согласно приказу Минрегиона России от 2 апреля 2009 г. № 108 выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной документации, должно осуществляться в соответствии с национальными стандартами «Система проектной документации для строительства», которые утверждаются приказами в установленном порядке. В настоящее время в Российской Федерации действует национальный стандарт ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации». На основании пункта 5.1.2 ГОСТ Р 21.1101-2013 подготовку электронных документов следует осуществлять с учетом общих требований, установленных ГОСТ 2.051-2013 «Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения» (далее – ГОСТ 2.051-2013). Приложением В ГОСТ 2.051-2013 определены рекомендуемые правила выполнения и форма ИУЛ. При этом наименование ИУЛ должно совпадать с наименованием электронного документа, к которому он выпущен.
  • 1.25. Вопрос: Допускается ли оформление общего информационно-удостоверяющего листа (ИУЛ) ко всем электронным документам, выпущенным в составе раздела (тома, книги) проектной документации, или на каждый электронный документ следует оформлять отдельный ИУЛ?
    В соответствии с пунктом 7 Приказа № 783/пр информационно-удостоверяющий лист выпускается в отношении отдельного документа, раздела (тома, книги) проектной документации, представляемого в форме электронного документа (т.е. отдельного файла). Подготовка общего информационно-удостоверяющего листа ко всем электронным документам законодательством не предусмотрено.
  • 1.26. Вопрос: В каком порядке осуществляется внесение изменений в проектную документацию, подготовленную в форме электронного документа?
    На основании пункта 6 Положения № 87, пункта 1 приказа Минрегиона России от 2 апреля 2009 г. № 108, а также пункта 120 Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного приказом Росстандарта от 30 марта 2015 г. № 365, внесение изменений в проектную документацию должно осуществляться по правилам, установленным разделом 7 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации». В соответствии с пунктом 5.1.2 ГОСТ Р 21.1101-2013 внесение изменений в проектную документацию, подготовленную в электронной форме, следует осуществлять с учетом требований, установленных ГОСТ 2.051-2013 «Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения». В соответствии с пунктом 4.16 ГОСТ 2.051-2013 внесение изменений в содержательную часть электронного документа должно приводить к созданию новой версии этого электронного документа с сохранением его обозначения и наименования и установлением соответствующего статуса. В реквизитной части электронного документа указывают номер новой версии соответствующего электронного документа. Регистрация изменений (версий) тома в целом производится в таблице регистрации изменений по установленной форме, которую размещают при внесении изменений на его титульном листе и обложке, либо только на обложке (пункт 7.4.5 ГОСТ Р 21.1101-2013). В соответствии с условиями договора о проведении экспертизы, заключаемого в ФАУ «Главгосэкспертиза России», оперативное внесение изменений, предусмотренное пунктом 31 Положения № 145, осуществляется путём замены (перевыпуска) ранее представленных томов и (или) выпуска дополнительных томов с присвоением новым томам новых обозначений. По результатам внесения изменений представляются новые тома документации, а также справка с описанием изменений, внесенных в документацию (включая ссылки на соответствующие листы документации), и указанием разделов документации, в которые изменения не вносились.
  • 1.27. Вопрос: Проектной документацией на строительство пристроя опасного производственного объекта под дополнительное оборудование запланировано проведение технического перевооружения (замена оборудования на существующих площадях). В каком объеме следует представлять такую документацию на экспертизу: всю, включая решения по техническому перевооружению, или только в части строительства пристроя?
    Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в случае если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта включается в состав соответствующей проектной документации на реконструкцию и в ее составе представляется для проведения государственной экспертизы в порядке, установленном ГрК РФ.
  • 1.28. Вопрос: К полномочиям каких органов (организаций) относится проведение государственной экспертизы проектной документации, разработанной для проведения работ по реконструкции медицинского центра с созданием отделения ПЭТ-диагностики?
    Согласно части 1 статьи 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства относятся объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов). Статьей 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» установлено, что радиационными источниками, как объектами использования атомной энергии, являются не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение. Таким образом, объекты капитального строительства медицинского назначения, содержащие в своем составе радиационные источники (в том числе компьютерные томографы, включая ПЭТ/КТ-сканеры, иное рентгенодиагностическое оборудование), являются особо опасными и технически сложными объектами, проектная документация которых, подготовленная для строительства или реконструкции, согласно части 4.1 статьи 49 ГрК РФ, подлежит государственной экспертизе в ФАУ «Главгосэкспертиза России».
  • 1.29. Вопрос: В каких случаях при направлении документов для проведения государственной экспертизы проектной документации в отношении опасного производственного объекта необходимо представлять обоснование безопасности опасного производственного объекта (ОБ ОПО) и специальные технические условия (СТУ)?
    В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» для лиц, осуществляющих подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, предусмотрена возможность осуществлять разработку ОБ ОПО, в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции ОПО в случаях:
    - необходимости отступления от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (далее – ФНиП ПБ);
    - недостаточности и (или) отсутствия установленных требований ФНиП ПБ.
    ОБ ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке. Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», пункту 1 Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденного приказом Минстроя России от 15 апреля 2016 г. № 248/пр, СТУ разрабатываются для подготовки проектной документации на объект капитального строительства в случаях:
    - необходимости отступления от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 (далее – Перечень № 1521);
    - недостаточности или отсутствия утвержденных требований к надежности и безопасности, установленных национальными стандартами и сводами правил, включенных в Перечень № 1521. Обращаем внимание, что ФНиП ПБ не входят в состав национальных стандартов и сводов правил, включенных в Перечень № 1521. Из совокупного анализа вышеприведенных правовых норм следует, что ОБ ОПО разрабатывается и представляется для проведения государственной экспертизы в составе проектной документации только в случае необходимости отступления от требований промышленной безопасности, установленных ФНиП ПБ, а также при недостаточности и (или) отсутствии таких требований. При отступлении от иных требований разработка ОБ ОПО законодательством не предусмотрена.
  • 1.30. Вопрос: Предусмотрено ли сокращение срока проведения повторной государственной экспертизы?
    Согласно части 7 статьи 49 ГрК РФ срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 42 рабочих дня. Согласно пункту 29 Положения № 145 в течение не более 45 (календарных) дней проводится государственная экспертиза:
    - результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;
    - проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам;
    - проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.
    Согласно пункту 44 Положения № 145 повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Положением для проведения первичной государственной экспертизы, то есть в те же сроки, которые установлены Положением № 145 для проведения первичной государственной экспертизы.