Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • 1.11. Вопрос: Осуществляется ли при проведении государственной экспертизы оценка проектной документации на соответствие стандартам организации, утвержденным юридическим лицом?
    На основании части 5 статьи 49 ГрК РФ, статьи 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Техрегламент) проектная документация в ходе проведения государственной экспертизы оценивается на предмет ее соответствия требованиям Техрегламента, а также требованиям стандартов и сводов правил, включенных в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365, либо требованиям специальных технических условий в случае, предусмотренном частью 8 статьи 6 Техрегламента. Оценка проектной документации на соответствие требованиям документов по стандартизации, утвержденных юридическими лицами (стандарты организаций), законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрена.
  • 1.12. Вопрос: Каким образом должна быть оформлена проектная документация, направляемая на государственную экспертизу? Пунктом 6 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, установлено, что правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством регионального развития Российской Федерации. Установлены ли в настоящее время такие правила?
    Во исполнение пункта 6 Положения № 87 Министерством регионального развития Российской Федерации издан приказ от 2 апреля 2009 г. № 108 «Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации». Согласно пункту 1 указанного приказа выполнение и оформление текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, должно осуществляться в соответствии с национальными стандартами «Система проектной документации для строительства», которые утверждаются приказами в установленном порядке. В настоящее время в Российской Федерации действует национальный стандарт ГОСТ Р 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации», который утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2013 г. № 156-СТ.
  • 1.13. Вопрос: Каким образом в ФАУ «Главгосэкспертиза России» определяется место проведения государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости (центральный аппарат (г. Москва) или филиал)?
    Распределение полномочий по проведению государственной экспертизы, а также проверки достоверности определения сметной стоимости между центральным аппаратом и филиалами ФАУ «Главгосэкспертиза России» (далее – Учреждение) в целях определения места проведения государственной экспертизы, а также проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям Учреждения, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Учреждения от 22 августа 2016 г. № 51, который размещен на официальном интернет-сайте Учреждения в разделе Услуги (вкладка Документы ФАУ «Главгосэкспертиза России»). Определить место проведения государственной экспертизы также можно при помощи электронного сервиса на главной странице сайта Учреждения.
  • 1.14. Вопрос: Требуется ли от застройщика письменное обращение в ФАУ «Главгосэкспертиза России» за разрешением на проведение государственной экспертизы в определенном филиале ФАУ «Главгосэкспертиза России»?
    В случае если в соответствии с приложением № 1 к приказу ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 22 августа 2016 г. № 51 проведение государственной экспертизы по объекту капитального строительства отнесено к полномочиям филиалов, то проектная документация по такому объекту направляется в филиал ФАУ «Главгосэкспертиза России» по территориальному признаку, установленному вышеуказанным приказом, без необходимости получения разрешения от центрального аппарата.
  • 1.15. Вопрос: Требуется ли проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации, подготовленной для выполнения строительно-монтажных работ путепроводов, расположенных на пересечении с железнодорожными путями общего пользования. При этом проектными решениями предусматривается переустройство линий электроснабжения, сетей связи, систем сигнализации, централизации и блокировки и иных устройств и оборудования, которые не относятся к особо опасным, технически сложным объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта?
    Согласно пункту 1.1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (в редакции Закона № 312-ФЗ) особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта являются тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с данным пунктом к особо опасным, технически сложным объектам. В случае, если проектной документацией на строительство (или) реконструкцию автодорожных путепроводов предусмотрены решения по переустройству объектов железнодорожной инфраструктуры (подпадающие под понятие реконструкция объектов капитального строительства или реконструкция линейных объектов, определенные в пунктах 14, 14.1 статьи 1 ГрК РФ), в составе которых имеются вышеперечисленные особо опасные, технически сложные объекты инфраструктуры, такая проектная документация подлежит государственной экспертизе в ФАУ «Главгосэкспертиза России».
  • 1.16. Вопрос: Кто вправе обратиться с заявлением и представить документы для проведения государственной экспертизы?
    В соответствии с пунктом 2 Положения № 145, заявителем при направлении документов для проведения государственной экспертизы может выступать застройщик, технический заказчик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившееся с заявлением о проведении государственной экспертизы. Исходя из определения понятий «застройщик», «технический заказчик», установленных соответственно пунктами 16 и 22 ГрК РФ, право выступать заявителем при направлении документов на государственную экспертизу может быть подтверждено документами о праве застройщика либо иного полномочного правообладателя на земельные участки, в границах которых проектной документацией предусмотрено размещение соответствующего объекта капитального строительства. В случае если заявитель при направлении документов для проведении государственной экспертизы не является застройщиком или техническим заказчиком, то согласно подпункту «и» пункта 13 Положения № 145, представляется документ, подтверждающий переданные полномочия действовать от имени застройщика (технического заказчика), в котором полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально.
  • 1.17. Вопрос: В технических условиях на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (ТУ) указано на необходимость согласования проекта присоединения с организацией, выдавшей ТУ. Требуется ли представление такого согласования в составе документов, направляемых для проведения государственной экспертизы?
    Перечень документов, представляемых заявителем для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, установлен пунктами 13-20 Положения № 145. При этом представляемая на государственную экспертизу проектная документация по своему составу и содержанию должна отвечать требованиям, установленным частями 12 и 13 статьи 48 ГрК РФ, в том числе требованиям Положения № 87. Технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 ГрК РФ и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования, выданные в установленном порядке, а также документы о согласовании отступлений от положений технических условий (при необходимости), представляются в составе проектной документации на основании пунктов 10 и 11 Положения № 87 и необходимы для учета и обоснования принятых в проектной документации решений. Отсутствие в составе документов указанных технических условий не будет являться основанием для отказа в принятии документов, представленных для проведения государственной экспертизы, но будет являться основанием для выдачи отрицательного заключения экспертизы.
  • 1.18. Вопрос: Необходимо ли осуществлять разработку раздела «Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений» (СМИС) в составе проектной документации на особо опасном и технически сложном объекте, проектная документация которого подлежит государственной экспертизе?
    На основании части 5 статьи 49 ГрК РФ статьи 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент о безопасности зданий и сооружений) в ходе проведения государственной экспертизы проектная документация оценивается на предмет ее соответствия требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, требованиям национальных стандартов и сводов правил, включенных в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521, и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365 (далее – добровольный перечень), либо требованиям специальных технических условий (в случае, предусмотренном частью 8 статьи 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений). Согласно части 12 статьи 48 ГрК РФ, пункту 32 Положения № 87 в состав проектной документации особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства включается, в том числе перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования к инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, которые должны соблюдаться при проектировании особо опасных и технически сложных объектов, установлены сводом правил СП 165.1325800.2014 «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне», включенного в добровольный перечень. В соответствии с пунктом 6.4 указанного свода правил, проектная документация особо опасных и технически сложных объектов, при необходимости, должна содержать проектные решения по оснащению указанных объектов структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений, предусмотренные с учетом требований ГОСТ Р 22.1.12, ГОСТ Р 22.1.13. По мнению ФАУ «Главгосэкспертиза России», принятие решения о необходимости разработки проектных решений по оснащению объекта структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений является прерогативой застройщика (в части установления задания на проектирование) и лица, ответственного за подготовку проектной документации.
  • 1.19. Вопрос: Каким образом можно обжаловать заключение государственной экспертизы?
    ГрК РФ предусматривает судебный и административный порядок оспаривания заключений экспертизы проектной документации. Так, в соответствии с частью 12 статьи 49 ГрК РФ в случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, утвержденном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. № 126. Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели соответствующие экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, застройщика, технического заказчика. Решение экспертной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке. В соответствии с частью 10 статьи 49 ГрК РФ отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке.
  • 1.20. Вопрос: Требуется ли проведение повторной государственной экспертизы по объекту капитального строительства, в отношении которого после получения положительного заключения государственной экспертизы принято решение о выделении отдельных этапов строительства объекта?
    На основании части 15 статьи 48, части 6 статьи 52 ГрК РФ строительство объекта капитального строительства должно осуществляться в соответствии с получившей положительное заключение государственной экспертизы и утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документацией. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в установленном порядке (часть 7 статьи 52 ГрК РФ). В случае если в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, внесены изменения в части технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, то в соответствии с пунктом 44 Положения № 145 такая проектная документация направляется повторно для проведения государственной экспертизы. Согласно частям 12.1 и 13 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, представляемой на государственную экспертизу, установлен Положением № 87. В соответствии с пунктом 8 Положения № 87, необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства указывается застройщиком (техническим заказчиком) в задании на проектирование. Проектная документация в отношении отдельного этапа строительства разрабатывается и представляется для проведения государственной экспертизы в объеме, необходимом для осуществления этого этапа строительства. Указанная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным Положением № 87. Таким образом, в случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы застройщиком принято решение о выделении отдельных этапов строительства, то по каждому этапу строительства проектная документация разрабатывается отдельно. Порядок представления документов, а также порядок проведения государственной экспертизы применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установлен Положением № 145.