Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Каким образом определить стоимость ППТ для линейных объектов

    Согласно пункту 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

    В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 и подпунктом «б» пункта 34 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение) в текстовой части пояснительной записки в качестве исходных данных указываются реквизиты утвержденной и зарегистрированной в установленном порядке документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории).

    На основании изложенного, документы территориального планирования, градостроительного зонирования и межевания территории не являются проектной документацией и, соответственно, затраты на их разработку и изготовление в сводный сметный расчет стоимости строительства не включаются.

    В соответствии с пунктом 1.3 Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Территориальное планирование и планировка территорий», утвержденного приказом Минрегиона России от 28.05.2010 № 260 (далее – Справочник), базовые цены в Справочнике на разработку градостроительной документации установлены в соответствии с объемом работ, предусмотренным действующим законодательством.

    Состав и содержание проектов планировки территории, предусматривающих размещение линейных объектов, установлены Положением о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 564.

    Таким образом, цены на выполнение работ по подготовке проектов планировки территории, предусматривающих размещение линейных объектов, в Справочнике не приведены. Стоимость указанных работ в соответствии с пунктом 2.1.4 Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утверждённых приказом Минрегиона России от 29.12.2009 № 620, определяется расчетом в соответствии с калькуляцией затрат (форма 3П).

    При этом, проектом Методики определения сметной стоимости строительства предусмотрено, что в сводный сметный расчёт стоимости строительства допускается включение затрат, связанных с подготовкой проектов планировки территории, предусматривающих размещение объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, в случае, когда источником финансирования работ по подготовке указанной документации, приведенном в форме задания на ее разработку, являются средства заказчика (застройщика), осуществляющего строительство данного объекта, и не предполагается их компенсация из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Как учитываются затраты при разработке сметной документации и с применением каких сметных нормативов определяются расходы на проведение:
    1) геотехнического мониторинга вновь возводимых (реконструируемых) сооружений;
    2) геотехнического мониторинга сооружений окружающей застройки.

    В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

    В указанный перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, включены Своды правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ.

    В соответствии с СП 22.13330.2016 «Свод правил. Основания зданий и сооружений» (актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83) в период строительства и на начальном этапе эксплуатации вновь возводимых или реконструируемых объектов осуществляется комплекс работ, основанный на натурных наблюдениях за поведением конструкций вновь возводимого или

    реконструируемого сооружения, его основания, в том числе грунтового массива, окружающего сооружение, и конструкций сооружений окружающей застройки (геотехнический мониторинг).

    Состав, объемы и методы геотехнического мониторинга в зависимости от геотехнической категории и других факторов установлены в разделе 12 (пункт 4.16 СП 22.13330.2016).

    Геотехнический мониторинг осуществляется в соответствии с программой, которая разрабатывается в процессе проектирования и является разделом утверждаемой части проектной документации. Программа геотехнического мониторинга должна учитывать рекомендации, полученные в ходе работ по научно-техническому сопровождению строительства (пункт 12.6 СП 22.13330.2016).

    При разработке программы геотехнического мониторинга должны быть определены состав, объемы, периодичность, сроки и методы работ, которые назначаются применительно к рассматриваемому объекту строительства (реконструкции) с учетом его специфики, включающей результаты инженерных изысканий на площадке строительства, особенностей проектируемого или реконструируемого сооружения и сооружений окружающей застройки и т.п.

    Состав работ по геотехническому мониторингу определяется в соответствии с указаниями пунктов 12.4, 12.5. Объемы, периодичность, сроки и методы геотехнического мониторинга должны приниматься по таблице 12.1 СП 22.13330.2016.

    Разработку программы и проекта геотехнического мониторинга, а также его проведение должны выполнять специализированные организации (пункт 12.18 СП 22.13330.2016).

    При проектировании оснований и фундаментов сооружений повышенного уровня ответственности и особо опасных или их реконструкции, а также сооружений геотехнической категории 3, в т.ч. реконструируемых, при наличии окружающей застройки в зоне их влияния следует предусматривать научно-техническое сопровождение строительства. Для выполнения научно-технического сопровождения необходимо привлекать специализированные организации (пункт 4.17 СП 22.13330.2016).

    Состав работ по научно-техническому сопровождению инженерных изысканий, проектирования и строительства оснований, фундаментов и подземных частей сооружений определяется генеральным проектировщиком и согласовывается заказчиком строительства (пункт 4.18 СП 22.13330.2016).

  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Подрядная организация при выполнении строительно-монтажных работ, в том числе выполняет работы по изготовлению металлоконструкций на своей производственной базе. Впоследствии выставляет Заказчику затраты, связанные с вывозом и утилизацией отработанного абразивного порошка со своей производственной базы. В связи с этим возникли разногласия по вопросу компенсации Подрядчику данных затрат. Прошу пояснить, входят ли данные затраты, связанные с вывозом и утилизацией отработанного абразивного порошка, в прочие накладные расходы, связанные с содержанием производственных баз, и в каком случае Заказчик должен компенсировать их подрядной организации?

    Расходы по уборке строительного (технологического) мусора, образовавшегося за период производства работ (трудноустранимые потери и отходы, невозвратная тара и бытовые отходы), погрузка и вывоз его на свалку или к месту переработки относятся к расходам на организацию работ на строительных площадках, которые учтены в составе норм накладных расходов (пункты 11 и 12 раздела III приложения 6 к Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утвержденным постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6.

    Затраты на размещение и утилизацию (обезвреживание) строительного мусора, загрязненного грунта и отходов производства определяются сметным расчетом на основании данных раздела 8 проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», предусмотренного пунктами 25 и 40 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87. Затраты, связанные с оплатой указанных услуг учитываются в соответствии с пунктом 4.85 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, в главе 9 «Прочие работы и затраты» (графы 7, 8) сводного сметного расчета стоимости объекта капитального строительства.

    При этом расчет затрат должен содержать данные о тарифе, утвержденном в установленном порядке в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Согласно условиям договора подряда, между нашей организацией и Заказчиком, предусмотрено зимнее удорожание, начисляемое на сумму глав 1-8 согласно Приложению к договору. При этом Заказчик исключает из базы начисления зимнего удорожания затраты на доставку жилых мобильных зданий, арендуемых Подрядчиком с целью размещения ИТР, служащих, МОП и охраны, находящихся непосредственно на объекте строительства, которые включены в состав статьи «Временные здания и сооружения».
    Просим разъяснить, начисляется ли зимнее удорожание на данные затраты.
    Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время определяются на основе норм сборника ГСН 81-05-02-2007 (далее – Сборник). В соответствии с пунктом 2 Общих положений раздела 1 Сборника нормы используются при составлении сметной документации для определения сметного лимита, а также для круглогодичных расчётов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком вне зависимости от времени года.
    Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время учитываются в актах сдачи-приёмки выполненных работ ежемесячно, в том числе и в летнее время. Нормы, предусмотренные ГСН 81-05-02-2001, дифференцированы по температурным зонам и применяются вне зависимости от способа составления сметной документации (ФЕР-2001, ТЕР-2001, ГЭСН-2001).
    Согласно пункту 9.1 приложения 8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время определяются от стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1 – 8 сводного сметного расчета стоимости объекта капитального строительства на основе ГСН 81-05-02-2001 (графы 4, 5 и 8).
    При определении дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время учитывается полная стоимость строительных и монтажных работ, с учётом затрат на титульные временные здания и сооружения, предусмотренных в главе 8 сводного сметного расчета.
  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Согласно условиям договора подряда, между нашей организацией и Заказчиком, предусмотрено зимнее удорожание.
    Просим разъяснить, начисляется ли зимнее удорожание в том числе и на ВЗиС. Правомерен ли отказ Заказчика от принятия сумм зимнего удорожания в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1-8 сводного сметного расчета стоимости строительства?
    Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время определяются на основе норм сборника ГСН 81-05-02-2007 (далее – Сборник).
    В соответствии с п. 2 Общих положений раздела 1 Сборника нормы используются при составлении сметной документации для определения сметного лимита.
    Нормы, предусмотренные ГСН 81-05-02-2001, дифференцированы по температурным зонам и применяются вне зависимости от способа составления сметной документации (ФЕР-2001, ТЕР-2001, ГЭСН-2017).
    Согласно пункту 9.1 приложения 8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время определяются от стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1 – 8 сводного сметного расчета стоимости объекта капитального строительства на основе ГСН 81-05-02-2001 (графы 4, 5 и 8).
  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Прошу дать разъяснение, возможно ли затраты по оплате процентов за пользование кредитными средствами в размере сверх норматива 2,53% от накладных расходов, установленного пунктом 4.2 Приложения 9 к Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004) в составе прочих накладных расходов, включать в 9 главу «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства такого объекта.
    Основным нормативным документом, определяющим состав и содержание расходов, связанных с производством продукции и выполнением работ, является глава 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса Российской Федерации.
    Затраты по уплате процентной ставки за банковский кредит, связанные с задержкой оплаты выполненных работ в связи с отсутствием у заказчика необходимых средств, не включаются в сметную стоимость строительных работ.
    Согласно статье 265 главы 25 Налогового кодекса расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего или инвестиционного) включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией продукции, и не относятся на себестоимость строительной продукции.
    С учетом изложенного, причиненные подрядчику убытки, включая затраты по уплате процентов за кредит, возмещаются заказчиком в виде штрафных санкций, предусмотренных в договоре подряда.
  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Должен ли Заказчик возмещать затраты на аренду квартир в пределах установленного лимита средств по вахтовым затратам где проживают ИТР и служащие.
    Затраты, связанные с применением вахтового метода организации работ, определяются при разработке проектной документации в соответствии с Методическими рекомендациями для определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом МДС 81-43.2008, не противоречащие главе 47 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Методические рекомендации), введёнными в действие письмом Росстроя от 04.04.2007 № СК – 1320/02.
    Согласно пункту 10.3.2 раздела 10 Методических рекомендаций в случае необходимости и (или) экономической целесообразности для проживания сменного вахтового персонала может использоваться жилой фонд, арендуемый строительной организацией на время строительства объекта в близлежащем к строящемуся объекту населенном пункте.
    Указанные затраты определяются на основании данных проекта организации строительства, согласованных с заказчиком.
  • Прочие работы и затраты.
    Вопрос: Компенсация прочих затрат по главе 9 ССР в части стоимости медикаментов и хозяйственно-бытовых товаров.
    В соответствии с п.10.5 Методики расчета прогнозных индексов изменения стоимости строительства (далее — Методика), утвержденной приказом Минрегиона России от 20.08.2009 № 355, расчет текущих индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ осуществляется с использованием соответствующих ресурсно-технологических моделей на основании отчетных данных региональных органов по ценообразованию в строительстве (министерств, ведомств).
    При этом согласно п.п. «а» пункта 10.5.2 Методики, при расчете оплаты труда рабочих-строителей в текущем уровне цен учитываются надбавки (коэффициенты), установленные законодательством, другими нормативно-правовыми документами, в том числе вахтовая и северная надбавка, районные коэффициенты.
    Согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, обоснования потребности строительства во временных зданиях сооружениях должны быть представлены в составе проекта организации строительства (ПОС) с указанием перечня временных зданий и сооружений (титульных и нетитульных) и места их расположения на строительном генеральном плане строительства.
    При этом в составе нетитульных зданий и сооружений согласно Перечню статей затрат накладных расходов в строительстве (приложение 6 МДС 81-342004) учтены износ и расходы, связанных с ремонтом и содержанием санитарно-бытовых помещений, в том числе раздевалки, сушилки, умывальные, душевые, кубовые, неканализированные уборные, помещения для обогрева рабочих,
    В соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций» СП 2.1.2.2844-11 утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.03.2011 № 23, в общежитиях должны быть предусмотрены помещения общего пользования, состав которых отличается от санитарно-бытовых помещений, предусмотренных в накладных расходах,
    Состав и площади помещений в общежитиях вахтового поселка приведены в таблице 7 Методических рекомендаций для определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом.
  • Вопрос: Повторное проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Не предусмотрено
  • Вопрос: Результат проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Результатом ТЦА ОИ является заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (далее - заключение), содержащее экспертную оценку, предусмотренную пунктом 10 ПП 563, а также выводы, указанные в пункте 11 ПП 563 (при их наличии).
    В случае представления документов для проведения ТЦА ОИ в форме электронного документа заключение направляется заявителю в форме электронного документа, в случае представления документов на бумажном носителе - в форме документа на бумажном носителе.
    Порядок выдачи (направления) заключения на бумажном носителе, а также порядок и срок возврата документов, представленных на бумажном носителе, определяются договором.
    В предусмотренных договором случаях помимо направления заключения в форме электронного документа также может быть выдано (направлено) заключение на бумажном носителе.