Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Вопрос: Срок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Проведение ТЦА ОИ осуществляется в предусмотренный договором срок, который не должен превышать 45 календарных дней. При проведении ТЦА ОИ в отношении инвестиционного проекта по созданию особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства такой срок не должен превышать 60 календарных дней.
    Указанный срок может быть продлен по инициативе заявителя не более чем на 15 календарных дней.
    Срок проведения ТЦА ОИ включает срок проведения публичного обсуждения обоснования инвестиций, указанный в пункте 18 ПП 563.
  • Вопрос: Размер и порядок взимания платы за проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    За проведение ТЦА ОИ взимается плата в размере 0,58 процента суммарной стоимости изготовления проектной документации объекта капитального строительства и материалов инженерных изысканий, необходимых для подготовки такой проектной документации, рассчитанной на дату представления документов для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.
  • Вопрос: Заключение договора о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Экспертная организация в течение 3 рабочих дней с даты получения представленных документов проводит проверку их комплектности и направляет заявителю проект договора, подписанный руководителем экспертной организации (уполномоченным им лицом), либо уведомление о том, что документы не подлежат рассмотрению, с указанием оснований, предусмотренных пунктом 7 ПП 563. При этом к уведомлению прилагаются документы, представленные на бумажном носителе, за исключением заявления о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций. Документы, представленные в форме электронных документов, не возвращаются и подлежат хранению в экспертной организации не менее 3 месяцев.
    Договор заключается в соответствии с правилами гражданского законодательства Российской Федерации о договорах возмездного оказания услуг. При этом договор содержит следующие положения:
    а) предмет договора;
    б) срок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций и порядок его продления в пределах, предусмотренных пунктом 9 ПП 563;
    в) порядок и сроки внесения изменений в обоснование инвестиций в процессе проведения ТЦА ОИ;
    г) размер платы за проведение ТЦА ОИ;
    д) порядок выдачи (направления) заключения ТЦА ОИ на бумажном носителе, а также порядок и сроки возврата заявителю документов, представленных в соответствии с пунктом 5 ПП 563 на бумажном носителе;
    е) перечень оснований для внесения в договор изменений или его досрочного расторжения;
    ж) ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором.
  • Вопрос: Основания для отказа в принятии представленных документов на проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Документы, представленные в целях проведения ТЦА ОИ, не подлежат рассмотрению по существу по следующим основаниям:
    а) проведение в отношении инвестиционного проекта ТЦА ОИ осуществляется другой экспертной организацией;
    б) представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 4 ПП 563 или оформленных с нарушением положений, предусмотренных пунктом 5 ПП 563;
    в) несоответствие обоснования инвестиций требованиям к составу и содержанию обоснования инвестиций, приведенным в приложении к ПП 563.
  • Вопрос: Перечень документов, необходимых для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Для проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций застройщик (технический заказчик) объекта капитального строительства или лицо, действующее от его имени (далее - заявитель), представляет в экспертную организацию следующие документы:
    а) заявление о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, в котором указываются:
    сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства застройщика (технического заказчика) - физического лица, полное наименование, место нахождения застройщика (технического заказчика) - юридического лица, а в случае, если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, - указанные сведения также в отношении заявителя);
    сведения о лицах, осуществивших подготовку обоснования инвестиций (фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты документа, удостоверяющего личность, почтовый адрес места жительства индивидуального предпринимателя, полное наименование, место нахождения юридического лица);
    сведения об объекте капитального строительства (наименование, почтовый (строительный) адрес объекта капитального строительства и основные технико-экономические показатели объекта капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие показатели);
    б) обоснование инвестиций, согласованное руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении инвестиционного проекта по созданию объекта капитального строительства федеральной собственности, руководителем главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в отношении инвестиционного проекта по созданию объекта капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации или главного распорядителя средств местного бюджета в отношении инвестиционного проекта по созданию объекта капитального строительства муниципальной собственности.
    Документы в целях проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций представляются в форме электронных документов, а при наличии в документах сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, - на бумажном носителе.
    При представлении документов в целях технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в форме электронных документов соблюдаются следующие условия:
    электронные документы подписываются лицами, обладающими полномочиями на их подписание в соответствии с законодательством Российской Федерации, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, предусмотренной Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ ""Об электронной подписи"";
    формат электронных документов должен соответствовать требованиям к электронным документам, представляемым для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
    В случае представления документов на бумажном носителе их формат определяется договором о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (далее - договор). При этом отдельные документы представляются также в форме электронных документов, если это допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Вопрос: Предмет технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Предметом ТЦА ОИ является экспертная оценка:
    а) основных (принципиальных) архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений в целях возможности их реализации при подготовке проектной документации объекта капитального строительства с учетом необходимости соблюдения требований технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологических, экологических требований, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также с учетом результатов инженерных изысканий;
    б) оптимальности выбора места размещения объекта капитального строительства;
    в) основных (принципиальных) архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений, основного технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов с учетом основных технико-экономических показателей объекта капитального строительства, современного уровня развития техники и технологий, применяемых в строительстве;
    г) обоснования предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капитального строительства, которая не должна превышать укрупненный норматив цены строительства для объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, а при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства - с учетом документально подтвержденных сведений об инвестиционных проектах, реализуемых (реализованных) в отношении объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;
    д) целесообразности использования при реализации инвестиционного проекта дорогостоящих строительных материалов, художественных изделий для отделки интерьеров и фасада, машин и оборудования;
    е) достаточности исходных данных, предусмотренных проектом задания на проектирование, для разработки проектной документации объекта капитального строительства;
    ж) оптимальности сроков и этапов строительства объекта капитального строительства;
    з) правильности выбора экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (если обоснование инвестиций предусматривает использование такой проектной документации), или обоснованности решения о невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования.
  • Вопрос: Порядок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций
    Технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций (далее – ТЦА ОИ) осуществляется в соответствии с Положением о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». 
    ТЦА ОИ проводится в отношении инвестиционных проектов по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
    Обоснование инвестиций – документация, включающая в себя в том числе проект задания на проектирование объекта капитального строительства и содержащая описание инвестиционного проекта.
    При проведении ТЦА ОИ обеспечивается публичное обсуждение обоснования инвестиций (за исключением случаев, когда представленные для проведения ТЦА ОИ документы содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации).
  • Пусконаладочные работы.
    Вопрос: Как учитывать при разработке сметной документации на работы по монтажу систем автоматической пожарной сигнализации (ПС) затраты на наладку смонтированных устройств?
    Если при разработке сметной документации на монтаж устройств сигнализирующих объектовых автоматических пожарно-охранных систем для учета затрат применялся сборник 10 «Оборудование связи», то надо ли дополнительно учитывать затраты для пусконаладочных работ и по сборнику 2 «Автоматизированные системы управления»?
    Как определить категорию технической сложности системы автоматической пожарной сигнализации запроектированной на базе программируемой логической станции или автоматизированного рабочего места (АРМ) на базе персонального компьютера при разработке сметной документации?
    Согласно пункту 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
    В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
    При разработке сметной документации выбор того или иного норматива из действующих сметных нормативов осуществляется в соответствии с применяемой в проекте технологией производства работ и относится к компетенции организации, осуществляющей разработку проектно-сметной документации и технического заказчика.
    При этом выбор норм и расценок рекомендуется осуществлять с учетом максимального соответствия состава работ и ресурсов применяемого норматива условиям производства работ, предусмотренным проектом.
    В соответствии с пунктом 1.2.1 Общих положений сметные нормы ГЭСНп 81–05–02–2017 сборника 2 «Автоматизированные системы управления» (далее – ГЭСНп сборник 2) отдела 1 не предназначены для определения затрат труда в сметной стоимости работ по системам автоматической пожарной и охранно–пожарной сигнализации и др., трудоемкость которых определяется по ГЭСНм 81–03–10–2017 сборника 10 «Оборудование связи» (далее – сборник 10).
    Согласно пункту 1.10.1 Общих положений в сметных нормах сборника 10 учтены затраты на выполнение полного комплекса монтажных работ, определенного на основе соответствующих технических условий и инструкций на монтаж, электрическую проверку, регулировку, тренировку и настройку оборудования.
    В соответствии с пунктом 1.10.114 Общих положений в сметных нормах сборника 10 отдела 8 раздела 1 учтены затраты на установку приборов, аппаратов и проверку качества монтажа, индивидуальные испытания приборов систем охранно–пожарной сигнализации, устройств сигнализирующих объектовых, а также затраты на электрическую проверку и испытания указанных систем охранно–пожарной сигнализации в целом.
    Согласно пункту 1.10.115 Общих положений в сметных нормах сборника 10 отдела 8 раздела 1 не учтены затраты на монтаж оборудования (кроме датчиков) систем охранно–пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции (пульт контроля и управления) или автоматизированного рабочего места (далее – АРМ) с использованием персонального компьютера, определяемые по ГЭСНм 81–03–11–2017 сборника 11 «Приборы, средства автоматизации и вычислительной техники», а также затраты на испытания указанных систем охранно–пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции или АРМ в целом, определяемые по ГЭСНп сборника 2 – по нормам для систем I категорий технической сложности (табл. 02–01–001).
    Следовательно, отнесение системы автоматической пожарной сигнализации на базе АРМ, к иным категориям технической сложности системы, кроме I-ой не обосновано. Вторая и третья категории технической сложности, предусмотренные в Приложении 2.1 «Категории технической сложности систем, их характеристики и коэффициенты» ГЭСНп сборника 2 не предназначены для применения к автоматическим пожарным сигнализациям на базе АРМ и программируемых логических станций.
  • Затраты на содержание службы заказчика — застройщика, строительный контроль.
    Вопрос: 1. Возможность использования при составлении сметы затрат на содержание технического заказчика (№190-ФЗ, статья 1 пункт 22) Методического пособия по расчету затрат на службу заказчика-застройщика (МДС 81-7.2000), рекомендованного к применению письмом Минстроя России от 13 декабря 1995 г. № ВБ-29/12-349 (содержится в Федеральном реестре сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 31.01.2017).
    2. Нуждается ли смета затрат, составленная в порядке, предусмотренным МДС 81-7.2000 и представленная для государственной экспертизы в составе проектной документации в ином согласовании с федеральными органами исполнительной власти.
    3. Правомерность включения затрат на оплату услуг технического заказчика в абсолютном выражении или в виде процента к объему капитальных вложений в главу 10 «Содержание службы заказчика. Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства.
    4. Порядок внесения изменений в сводные сметные расчёты проектов предприятий, указанных в Указе и включенных в ФЦП №1, получивших к настоящему моменту времени заключение ФАУ «Главгосэкспертиза», в части внесения в них затрат на содержание технического заказчика.
    5. Порядок доведения до ФАУ «Главгосэкспертиза» и его филиалов информации об Указе и порядке учета затрат на оплату услуг технического заказчика в рамках рассматриваемых проектов.
    В соответствии с Правилами осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 13 (далее – Правила осуществления капитальных вложений), расходы, связанные с бюджетными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании государственных контрактов.
    Согласно пункту 11 Правил осуществления капитальных вложений в целях осуществления бюджетных инвестиций федеральными органами государственной власти (государственными органами) заключаются с организациями соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица указанных органов (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объекта).
    Функции застройщика (технического заказчика) могут осуществлять любые юридические лица, обеспечивающие выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на принадлежащем им земельном участке или на земельном участке иного правообладателя, которым государственные заказчики передали в случаях, установленных бюджетным законодательством, на основании соглашения свои полномочия государственного заказчика.
    Перечень полномочий, осуществляемых застройщиком (техническим заказчиком), в каждом конкретном случае определяется соглашением с государственным заказчиком.
    В соответствии с порядком, установленным данными Правилами, в отношении каждого объекта капитального строительства, предлагаемого для включения в проект адресной программы, в Министерство экономического развития Российской Федерации представляются документы об утверждении проектной документации, копия положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства.
    В связи с этим подготовку проектной документации для строительства обеспечивает государственный заказчик (заказчик).
    Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 716 (далее – Правила).
    В соответствии с Правилами для осуществления строительства объектов капитального строительства производственного назначения, а также крупных объектов капитального строительства непроизводственного назначения по индивидуально разрабатываемым проектам на основании предложений государственного заказчика, создается дирекция строительства.
    Согласно данным Правилам функции государственного заказчика (заказчика) осуществляются в пределах средств, предусмотренных на его текущее содержание (п. 40 Правил).
    В случае осуществления нового строительства созданная дирекция осуществляет функции строительного контроля, предусмотренные статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
    В связи с изложенным функции технического заказчика, которые являются переданными функциями государственного заказчика, также осуществляются в пределах средств, предусмотренных на его текущее содержание, и не включаются в сводный сметный расчет стоимости объекта капитального строительства.
    Определение затрат на содержание ФГУП «Авиакомплект» по реконструкции и техническому перевооружению организаций, участвующих в программах «70М2» и «80», относится к компетенции государственного заказчика (инвестора), который передает свои функции заказчика и определяет их исходя из объема передаваемых полномочий.
    Оплата затрат на содержание службы технического заказчика производится в порядке, предусмотренном договором, заключенным инвестором (распорядителем средств) и техническим заказчиком.
  • Затраты на содержание службы заказчика — застройщика, строительный контроль.
    Вопрос: Вопрос использования средств на строительный контроль, включенных отдельной строкой в 10 главу сводного сметного расчета.
    Согласно Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 (далее – Положение) размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».
    Порядок взаиморасчетов между сторонами за ведение строительного контроля осуществляется в соответствии с условиями договора, заключаемого в соответствии с действующим законодательством.