Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Вопрос-ответ

  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Какие виды работ учтены ценами в СБЦ 2010г. «Объекты связи» и входит ли в их состав разработка конструкторской документации? Обосновано ли применение расценок в полном объеме, если проектировщиком произведен подбор и комплектация оборудования по заданным Заказчиком техническим характеристикам и параметрам из ассортимента завода-изготовителя; отражены в проекте: месторасположение оборудования, структурные и электрические схемы подключения к инженерным сетям, схема сопряжения с другим технологическим оборудованием, указаны требования к обеспечению особых противопожарных, охранных режимов в помещениях с местами установки оборудования связи, включение стоимости приобретения, монтажа и настроечных работ оборудования в локальные и сводные сметные расчеты?
    Согласно пункту 1.5 Методических указаний о порядке разработки государственных сметных нормативов «Справочники базовых цен на проектные работы в строительстве», утвержденных приказом Минстроя России от 04.06.2015 № 406/пр, цены в указанных Справочниках, установлены в соответствии с составом и требованиями, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Положение), и требованиям к содержанию проектной и рабочей документации, определяемым ГОСТами и национальными стандартами «Стандарты системы проектной документации для строительства (СПДС)».
    Справочником базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты связи», утвержденным приказом Минрегиона России от 28.05.2010 № 260, проектные решения по подбору и комплектации оборудования учтены в объеме требований Положения, комплекса ГОСТов, правил и требований национальных стандартов СПДС.
    Разработка конструкторской документации, осуществляемая в соответствии со стандартами «Единой системы конструкторской документации» ЕСКД, не входит в состав проектных работ, выполняемых на основании требований ГОСТов и СПДС.
    В соответствии с пунктами 1.3.6. и 1.3.6.6. Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденным приказом Минрегиона России от 29.12.2009 № 620, ценами Справочников на разработку проектной и рабочей документации не учтены затраты на разработку конструкторской документации по оборудованию индивидуального изготовления, кроме составления исходных требований на конструирование этого оборудования.
    Стоимость разработки конструкторской документации по оборудованию индивидуального изготовления может быть определена по Справочнику базовых цен на разработку конструкторской документации оборудования индивидуального изготовления для строящихся, реконструируемых и технически перевооружаемых предприятий, зданий и сооружений СБЦ-КД-98, введенному в действие письмом Госстроя России от 16.06.1998 № 9-10-17/33.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: В рамках проведения инженерно-экологических изысканий изыскательской организацией самостоятельно (без привлечения субподрядчиков) проводятся измерения акустических (шум, вибрация, инфразвук, ультразвук) и электромагнитных излучений (имеется своя аккредитованная лаборатория) с оформлением протоколов, содержащих результаты измерений, мнения/толкования. В Справочнике базовых цен на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства и Сборнике цен на изыскательские работы для капитального строительства расценки на данные виды работ отсутствуют. Каким образом следует определять стоимость выполнения измерений уровней акустических и электромагнитных излучений силами изыскательской организации?
    В соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, определение сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, осуществляется с применением действующих сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета и индексов изменения сметной стоимости строительства, сообщаемых ежеквартальными письмами Минстроя России.
    Согласно Методическому пособию по определению стоимости инженерных изысканий для строительства, введенному в действие письмом Госстроя России от 31.03.2004 № НЗ-2078/10, и включенному в федеральный реестр сметных нормативов, в случае отсутствия в Справочниках и Сборнике цен на изыскательские работы для капитального строительства необходимых расценок стоимость изыскательских работ определяется по трудозатратам (форма 3П) в ценах текущего периода.
    Справочно сообщается, что при расчете стоимости измерений акустических и электромагнитных излучений по форме 3П следует также руководствоваться Приложением № 2 к Методике определения размера платы и предельных размеров платы за санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия человека, утвержденной приказом Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Вопрос применения «Справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты жилищно-гражданского строительства», утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.05.2010 № 260 для разработки проектной (рабочей) документации на капитальный ремонт объектов Банка России с применением понижающего коэффициента, размер которого устанавливается исполнителем в соответствии с трудоемкостью работ по согласованию с заказчиком.
    Цены, приведенные в Справочниках базовых цен на проектные работы для строительства, (далее – Справочник) включенных в федеральный реестр сметных нормативов, являются комплексными и учитывают выполнение всего необходимого объема работ в соответствии с нормативами по проектированию, действующими на момент их утверждения.
    Согласно пункту 1.2 Общих положений Справочника «Нормативы подготовки технической документации для капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения», СБЦП 81-02-05-2001 при пользовании Справочником следует руководствоваться Методическими указаниями по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утверждёнными приказом Минрегиона России от 29.12.2009 № 620 (далее – Методические указания).
    Согласно пункту 1.3.2. Методических указаний цены, приведённые в Справочниках, установлены в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
    Ценами СБЦП 81-2001-05 учтена разработка разделов проектной документации и подготавливаемой на ее основе рабочей документации: архитектурные решения, конструктивные и объемно-планировочные решения, сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений (только в части выполнения работ по подразделам: «Система электроснабжения», «Система водоснабжения», «Система водоотведения», «Отопление, вентиляция, тепловые сети», «Сети связи», «Система газоснабжения», документация по организации работ по сносу или демонтажу (проект), проект организация строительства, смета на строительство объектов капитального строительства.
    Цены СБЦП 81-2001-05 не учитывают затраты на проектирование подраздела проектной документации «Технологические решения».
    Стоимость выполнения работ по разработке подраздела проектной документации «Технологические решения» для объектов жилищно-гражданского назначения может быть определена по «Справочнику базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты жилищно-гражданского строительства», утвержденному приказом Минрегиона России от 28.05.2010 № 260 (далее – СБЦП 81-2001-03), с введением в расчет понижающего коэффициента на сокращенный объем работ.
    Если капитальный ремонт здания сопровождается строительством новых инженерных систем, в том числе и слаботочных систем, что должно быть отражено в задании на проектирование, стоимость этих систем может быть определена для условий индивидуального проектирования нового строительства по соответствующим сметным нормативам, внесенным в федеральный реестр.
    Неучтенные Справочником СБЦП 81-2001-05 затраты на разработку разделов проектной документации, могут быть определены дополнительно с учетом объема планируемых к выполнению и трудоемкости работ как доля разработки разделов в составе проектной и рабочей документации.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Разъяснения о правильности применения Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве СБЦП 81-2001-05 «Нормативы подготовки технической документации для капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения в части проведения капитального ремонта образовательного учреждения среднего профессионального образования техникума «Музыкально-педагогическое училище».
    В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации разработка проектной документации на строительство (капитальный ремонт) объектов производится в соответствии с требованиями, установленными «Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение).
    В соответствии с пунктом 4 Положения рабочая документация на объект капитального строительства разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений.
    Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий предусмотрен «Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий» МДС 13-1.99.
    Объём и содержание работ по капитальному ремонту определяются исходя из результатов технического обследования зданий (сооружений) и должны устанавливаться заказчиком в задании на проектирование.
    Базовые цены в СБЦП 81-2001-05 установлены без разделения на стадийность проектирования, а состав работ на капитальный ремонт приведен в таблице № 12 указанного Справочника.
    Цены СБЦП 81-2001-05 не учитывают затраты на проектирование подраздела проектной документации «Технологические решения».
    Описание работ, приведенное в вопросе 2 обращения, соответствует работам по реконструкции и/или техническому перевооружению объекта капитального строительства.
    Стоимость выполнения работ по разработке подраздела проектной документации «Технологические решения» для объектов жилищно-гражданского назначения может быть определена по Справочнику базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты жилищно-гражданского строительства», утвержденному приказом Минрегиона России от 28.05.2010 № 260 (далее – СБЦП 81-2001-03).
    Ценами СБЦП 81-2001-05 учтены затраты на разработку технической документации с учетом необходимых и достаточных требований норм проектирования существующих в здании систем связи, сигнализации и других слабых токов: телефонной автоматической городской (внутренней) телефонной связи; проводного радио- и телевещания; пожарной сигнализации, оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
    Если капитальный ремонт здания сопровождается строительством новых инженерных систем, в том числе и слаботочных систем, что должно быть отражено в задании на проектирование, стоимость этих систем может быть определена для условий индивидуального проектирования нового строительства по соответствующим сметным нормативам, внесенным в Федеральный реестр.
    Базовыми ценами таблицы № 4 СБЦП 81-2001-05 не учтены затраты на разработку разделов проектной документации, приведенные в вопросе 4 обращения, которые могут быть определены дополнительно с учетом объема планируемых к выполнению и трудоемкости работ как доля разработки разделов в составе проектной и рабочей документации согласно таблицам № 41, 42 СБЦП 81-2001-03.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Разъяснения по порядку определения и размеру учета в сметной документации затрат подрядных строительно-монтажных организаций на проведение испытаний насыпных грунтов штампом.
    Требованиями раздела 6 СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83* «Основания зданий и сооружений» для проектирования оснований вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в котлованах на этапе выполнения работ по инженерным изысканиям предусмотрено определение характеристик прочности и деформируемости грунтов методом полевого испытания штампом.
    Стоимость указанных работ определяется по ценам таблицы 54 Справочника базовых цен на инженерно-геологические инженерно-экологические изыскания для строительства, утвержденного письмом Госстроя России от 22.06.1998 № 9-4/84.
    Затраты строительной организации на проведение испытаний в соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения 6 МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» учтены нормами накладных расходов.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Разработка каких разделов сетей связи учтена в таблице относительной стоимости в размере 3 % от общей стоимости проектирования Объекта?
    Какой порядок расчета стоимости проектирования других разделов слаботочных систем, не входящих в вышеуказанную норму (3%)?
    Цены, приведенные в Справочниках базовых цен на проектные работы в строительстве (далее – Справочники), включенных в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, в том числе в Справочнике базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты жилищно-гражданского строительства», утвержденном приказом Минрегиона России от 28.05.2010 № 260 (далее – СБЦП 81-2001-03), являются комплексными и учитывают выполнение всего необходимого объема работ в соответствии с нормативами по проектированию, действующими на момент их утверждения.
    В соответствии с пунктами 2.7, 2.8 Методических указаний о порядке разработки государственных сметных нормативов, утвержденных приказом Минстроя России от 04.06.2015 № 406/пр «Справочники базовых цен на проектные работы в строительстве», базовые цены в Справочниках сформированы на основании данных эталонных объектов, которые содержат необходимые и достаточные (т.е. минимальные, обязательные) требования для полной и качественной реализации всех функций, осуществляемых предприятиями, зданиями, сооружениями соответствующего назначения (типа).
    Согласно пункту 1.3.2 Методических указаний по применению Справочников, утверждённых приказом Минрегиона России от 29.12.2009
    № 620 (далее – Методика), цены, приведенные в Справочниках, установлены в соответствии с составом и требованиями к содержанию разделов проектной документации на строительство предприятий, зданий, сооружений, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
    В связи с этим базовыми ценами таблицы № 25 СБЦП 81-2001-03 учтено и не требует дополнительной оплаты проектирование слаботочных систем и сетей телефонной автоматической городской (внутренней) телефонной связи, проводного радио и телевещания, пожарной сигнализации, пожаротушения, оповещения о пожаре и других систем в составе подразделов «Связь» раздела «Инженерное оборудование, сети, инженерно-технические мероприятия, технологические решения», «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» и т.д.
    Стоимость разработки проектной и рабочей документации слаботочных систем и сетей, не учтенных таблицей № 25 СБЦП 81-2001-03, необходимость которых устанавливается заданием на проектирование конкретного объекта, определяется дополнительно, в том числе:
    • установок систем охранного видеонаблюдения; промышленного (технологического) телевидения – по пункту 7 таблицы № 20 Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты связи», утвержденного приказом Минрегиона России от 28.05.2010 № 260 (далее – СБЦП 81-2001-02), в зависимости от количества устанавливаемых телевизионных камер;
    • систем звукоусиления – по пунктам 22–24 таблицы № 9 СБЦП 81-2001-02 в зависимости от количества мест;
    • локально вычислительной сети, структурированной кабельной сети – по таблице № 24 СБЦП 81-2001-02 в зависимости от количества узлов;
    • радиосвязи, систем передачи данных, специальной и защищенной связи – в зависимости от типов и решаемых системой задач по таблицам СБЦП 81-2001-02;
    • охранной сигнализации помещений здания – в зависимости от защищаемой площади по таблице № 5 Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Системы противопожарной и охранной защиты», утвержденного письмо Госстроя России от 28.09.1999 № НЗ-3287/10 (далее – СБЦ-ПОЗ-99);
    • периметральной охранной сигнализации – в зависимости от протяженности по таблице № 6 СБЦ-ПОЗ-99.
    В соответствии с пунктом 2.1.4 Методики цена разработки проектной и рабочей документации на строительство объектов, для которых цены в Справочниках не приведены и не могут быть приняты по аналогии, определяется расчетом стоимости в соответствии с калькуляцией затрат (форма 3П).
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Правомерно ли для неопасных объектов предусматривать в соответствии с пунктами 4.89 и 4.91 МДС 81-35.2004 затраты на авторский надзор в главе 12 ССР отдельной строкой в размере не более 0,2% от итогов затрат по главам 1-9 ССР, если заданием на проектирование на неопасный объект указано, что следует предусмотреть затраты на авторский надзор?
    Согласно СП 48.13330.2011 «Организация строительства» (актуализированная редакция СНиП 12-01-2004) строительный контроль застройщика (заказчика) в соответствии с действующим законодательством осуществляется в виде контроля и надзора заказчика за выполнением работ по договору строительного подряда.
    Необходимость осуществления авторского надзора за строительством объектов устанавливается федеральным законодательством или законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор (пункт 3 статьи 8).
    Согласно статье 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Порядку проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, по объектам, в отношении которых действующим законодательством не предусмотрено осуществление в установленном порядке авторского надзора, застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
    В соответствии с пунктами 4.89, 4.91 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации
    (МДС 81-35.2004) лимит средств на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством предусматривается в главе 12 сводного сметного расчета стоимости объекта капитального строительства в размере до 0,2% от итога глав 1 – 9 (графы 7 и 8).
    Средства на осуществление авторского надзора определяются по форме № 3П (на основании фактических трудозатрат непосредственных исполнителей – плана-графика осуществления авторского надзора, который является неотъемлемой частью договора (контракта) с учетом командировочных расходов, накладных расходов и сложившегося уровня рентабельности проектной организации, осуществляющей авторский надзор за строительством), приведенной в приложении № 2 к МДС 81-35.2004.
    Расчеты за указанные работы производятся в соответствии с порядком, предусмотренным договором.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Разъяснения:
    • какие именно расходы проектной организации учитывает размер затрат на авторский надзор 0,2% к сметной стоимости строительства;
    • указанный размер затрат учитывает или нет стоимость проезда на стройку и обратно работников проектной организации, осуществляющих авторский надзор;
    • какие действующие нормативные и законодательные документы регламентируют расчет стоимости работ по ведению авторского надзора;
    • если по расчету размер затрат проектной организации обоснованно превышает сумму авторского надзора, учтенную в сводном сметном расчете, например доставка сотрудника в отдаленные районы вертолетом, воздушным транспортом, водным транспортом, то за счет каких средств могут быть компенсированы затраты на проезд;
    • является ли действующим Постановление Государственного комитета СССР по делам строительства № 49 от 24.04.1986г. «Об утверждении порядка определения затрат на осуществление авторского надзора проектных организаций за строительством», где указано, что в размере 0,2% не учитываются затраты проезда на стройку и обратно работников проектных организаций?
    Необходимость осуществления авторского надзора за строительством объектов устанавливается федеральным законодательством или законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    Согласно СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» по объектам, не предусмотренным законодательными и иными правовыми актами, заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых строительно-монтажных работ проектной документации.
    Согласно Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) лимит средств на проведение авторского надзора предусматривается в размере до 0,2 % от итога глав 1- 9 (графы 7 и 8).
    В указанном размере затрат не учитывается стоимость проезда на стройку и обратно работников проектных организаций, осуществляющих авторский надзор.
    Затраты по оплате проезда работников проектных организаций, осуществляющих авторский надзор, предусматривается дополнительно по согласованию с заказчиком.
    Средства на осуществление авторского надзора определяются по форме № 3-п (на основании фактических трудозатрат непосредственных исполнителей (чел. — дней) с учетом командировочных расходов, накладных расходов и сложившегося уровня рентабельности проектной организации, осуществляющей авторский надзор за строительством), приведенной в приложении № 2 к МДС 81-35.2004.
    Расчеты за указанные работы производятся в соответствии с порядком, предусмотренным договором.
    Сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета.
    Порядок определения затрат на осуществление авторского надзора проектных организаций за строительством, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 24.04.1986 № 49, в федеральный реестр сметных нормативов не включен.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Необходимо ли при расчете стоимости проектирования ЛВС и СКС с использованием таб. № 24 СБЦП 81-2001-02 «Объекты связи» применять понижающий коэффициент на отсутствие не характерных для проектной и рабочей документации на ЛВС/СКС разделов?
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» предусмотрен порядок проведения экспертизы в отношении документации, разработанной в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее «Положение») в объеме стадии «проектная документация».
    Данное Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на объекты производственного назначения, объекты непроизводственного назначения и линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
    При определении базисной стоимости проектных работ следует руководствоваться порядком, предусмотренным Методическими указаниями по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2009 № 620.
    Рекомендуемые ориентировочные относительные стоимости разработки разделов проектной и рабочей документации локальных вычислительных сетей, структурированных кабельных сетей (в процентах от базовой цены), стоимость проектирования которых предусмотрена в таблице № 24, представлены в таблицах № 28 и № 29 справочника базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты связи», т.к. единица измерения в таблице № 24 — 1 АРМ, 1 узел.
    В соответствии с пунктом 2.46. «Порядок определения базовой цены проектных работ в зависимости от натуральных показателей объектов проектирования» под узлом сети считать: комплект персональной ЭВМ (в комплектации, позволяющей ПЭВМ работать в автономном режиме); рабочую станцию локальной сети, сетевые принтеры, сетевые мониторы, сетевые накопители и другие устройства; задействованные порты активного оборудования локальной вычислительной сети (ЛВС); информационные розетки структурированной кабельной сети (СКС), задействованные порты коммутационного оборудования СКС.
    Согласно пункту 1.8. Методических указаний при применении Справочников следует учитывать, что в Справочниках представлены рекомендуемые относительные стоимости разработки разделов проектной и рабочей документации (в процентах от базовой цены), которые могут уточняться для подразделений (отделов) проектной организации, при проектировании конкретного объекта, в пределах определенной общей стоимости проектирования, в зависимости от трудоемкости выполняемых работ.
  • Затраты на проектно-изыскательские работы, авторский надзор
    Вопрос: Предусматривает ли термин «Проектная документация»» стадии «П» и «РД»?
    Имеет ли право организация осуществить финансирование разработки РД за счет средств субсидии»?
    При подготовке проектной документации состав разделов и требования к их содержанию установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.
    В отличие от ранее действовавших нормативных документов Положением не предусматривается стадийность проектирования: «ТЭО», «проект», «рабочий проект», а используются понятия «проектная документация» и «рабочая документация».
    В соответствии с п.4 Положения рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, Данное Положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки.
    При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.
    Если заданием на проектирование предусмотрена одновременная разработка проектной и полная или частичная разработка рабочей документации, то суммарный процент базовой цены определяется по согласованию между заказчиком (застройщиком) строительства и лицом, осуществляющим разработку такой документации, в зависимости от архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технологических решений, содержащихся в проектной документации, а также степени их детализации.
    Рабочая документация может быть разработана после прохождения экспертизы проектной документации. При проведении экспертизы проектной документации должна быть приложена рассчитанная стоимость разработки рабочей документации и включена в сводный сметный расчет.
    В связи с изложенным, в главе 12 «Публичный технологический и ценовой аудит, проектные и изыскательские работы» сводного сметного расчета объекта капитального строительства предусматриваются затраты на разработку проектной и рабочей документации.