Оставьте свой отзыв
Опрос
Что Вам понравилось в новой версии сайта?
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Единый справочный телефон. Пн–пт 9:00–18:00
Версия для слабовидящих

Миссия Главгосэкспертизы России

Главгосэкспертиза России – это команда профессионалов строительной отрасли, внедряющая высочайшие стандарты качества обоснования решений о капитальных вложениях, экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства для обеспечения безопасности граждан, эффективности капитальных вложений и развития инфраструктуры России.

Основные ценности Главгосэкспертизы России - профессионализм, открытость, независимость, объективность, взаимное уважение, саморазвитие и устремленность в будущее, стабильность, наставничество. Сегодня Главгосэкспертиза России - современное государственное учреждение, сохраняющее верность лучшим традициям и открытое для инноваций.
В 2016 году Главгосэкспертизой России сформулированы миссия и ценностная матрица.

Наша миссия – добросовестно работать, способствуя обеспечению безопасности, надежности и долговечности зданий и сооружений, а также эффективности управления инвестициями в объекты капитального строительства - на благо граждан страны.

Основные ценности Главгосэкспертизы России - профессионализм, открытость, независимость, объективность, взаимное уважение, саморазвитие и устремленность в будущее, стабильность, наставничество.

Полномочия Главгосэкспертизы России

  1. Проведение государственной экспертизы проектной документации:
    • объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять:
      • на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
      • на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;
      • в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
      • на континентальном шельфе Российской Федерации;
      • во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;
    • объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;
    • автомобильных дорог федерального значения;
    • объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта);
    • указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;
    • объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I–V классов опасности;
    • объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, и юридических лиц, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов (за исключением объектов, государственная экспертиза в отношении которых отнесена указами Президента Российской Федерации к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, а также объектов, государственная экспертиза в отношении которых отнесена в соответствии с абзацем седьмым подпункта «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
  2. Проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации вышеуказанных объектов.
  3. Проведение проверки проектной документации в целях подтверждения, что проектная документация является модифицированной проектной документацией, с подготовкой соответствующего заключения
  4. Проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) и капитального ремонта:
    • объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «а», «б», «б(1)», «б(2)» Положения утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427;
    • объектов капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, или юридических лиц, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов;
    • объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов без привлечения средств федерального бюджета;
    • объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств юридических лиц, созданных субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов.
  5. Выполнение работ и оказание услуг в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности:
    • выполнение работ по мониторингу цен строительных ресурсов и формированию подлежащих представлению в Министерство информации и материалов, необходимых для определения сметных цен строительных ресурсов;
    • выполнение работ по разработке (актуализации) сметных нормативов, расценок и цен, укрупненных нормативов цены строительства и укрупненных нормативов цены конструктивных решений, прогнозных индексов изменения сметной стоимости строительства;
    • обеспечение создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве;
    • проверка проектов сметных нормативов и расчетных обоснований к ним на соответствие требованиям методических документов и нормативных правовых актов в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве с подготовкой соответствующего заключения, за исключением проверки проектов сметных нормативов разработка (актуализация) которых осуществляется Учреждением по государственному заданию и расчетных обоснований к таким проектам нормативов.
  6. Ведение реестров выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и проверки достоверности сметной стоимости.
  7. Предоставление сведений, содержащихся в реестре выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.
  8. Проведение аудита проектной документации.
  9. Обеспечение создания и эксплуатации государственной информационной системы ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
  10. Ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и реестра заключений о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
  11. Ведение реестров выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности сметной стоимости.
  12. Предоставление сведений, содержащихся в реестре выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
  13. Предоставление сведений, содержащихся в реестре выданных заключений о достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
  14. Проведение проверки сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции, технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) или капитального ремонта которых планируется осуществлять без привлечения средств бюджетов бюджетной системы, на предмет установления соответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, действующим сметным нормативам, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.
  15. Проведение публичного технологического и ценового аудита.
  16. Проведение экспертизы материалов обоснования инвестиций, представляемых физическими и юридическими лицами, независимо от источников финансирования объектов капитального строительства.

Главгосэкспертиза России сегодня

Главгосэкспертиза России играет значительную роль в структуре современной экономики нашей страны, в решении стратегических проблем в масштабах государства, а также в повседневной жизни миллионов граждан Российской Федерации. Важность решаемых задач, профессионализм экспертов, объем накопленного опыта, организационная структура – по любому из этих параметров Главгосэкспертиза России занимает уникальное положение и не имеет аналогов в стране. Цель деятельности Главгосэкспертизы России — безопасность граждан, безаварийность и предупреждение техногенных катастроф, эффективность и целесообразность, технологичность и соразмерность в строительстве.

Главгосэкспертиза России — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для выполнения работ и оказания услуг в сфере организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства. Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» создано путем изменения типа в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» и на основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 795.

Полное официальное название — Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы».

Учредитель Главгосэкспертизы России:
Учредителем Главгосэкспертизы России является Российская Федерация.

Функции и полномочия учредителя Главгосэкспертизы России осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и строительства (за исключением территориального планирования).
Начальник Главгосэкспертизы России - Игорь Евгеньевич Манылов.
Учредитель Главгосэкспертизы России:
Учредителем Главгосэкспертизы России является Российская Федерация.

Функции и полномочия учредителя Главгосэкспертизы России осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и строительства (за исключением территориального планирования).

Начальник Главгосэкспертизы России - Игорь Евгеньевич Манылов.

В регионах Главгосэкспертиза России представлена 12 филиалами, которые рассматривают проектную документацию по объектам капитального строительства, реконструкции или технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства). Филиалы расположены на всей территории Российской Федерации – от Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону до Екатеринбурга, Хабаровска и Севастополя.

Наблюдательный совет Главгосэкспертизы России

Наблюдательный совет Главгосэкспертизы России является органом управления и состоит из 9 членов.

Председатель Наблюдательного Совета Главгосэкспертизы России Михаил Александрович Мень - министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

К компетенции Наблюдательного совета Главгосэкспертизы России относятся следующие вопросы:

  1. предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения;
  2. предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;
  3. предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;
  4. предложения учредителя или руководителя автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;
  5. предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;
  6. проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;
  7. по представлению руководителя автономного учреждения проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения;
  8. предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;
  9. предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок;
  10. предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  11. вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

Не реже 1 раза в 3 месяца проводятся заседания Наблюдательного совета Главгосэкспертизы России
5 лет - срок полномочий Наблюдательного совета Главгосэкспертизы России
Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета Главгосэкспертизы России, не могут быть переданы на рассмотрение других органов учреждения
Не реже 1 раза в 3 месяца проводятся заседания Наблюдательного совета Главгосэкспертизы России

5 лет - срок полномочий Наблюдательного совета Главгосэкспертизы России

Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета Главгосэкспертизы России, не могут быть переданы на рассмотрение других органов учреждения

Совет государственной экспертизы

В соответствии с внесенными в устав Главгосэкпертизы России изменениями основной задачей Совета государственной экспертизы является коллегиальное рассмотрение и выработка предложений по наиболее актуальным вопросам экспертной деятельности Современные реалии развития Главгосэкспертизы России обусловили необходимость обновления и совершенствования Совета государственной экспертизы — постоянно действующего совещательного и экспертно-консультативного органа Главгосэкспертизы России.

В соответствии с внесенными в устав Главгосэкпертизы России изменениями основной задачей Совета государственной экспертизы является коллегиальное рассмотрение и выработка предложений по наиболее актуальным вопросам экспертной деятельности, которая реализуется в том числе путем:

  • формирования рекомендаций по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере деятельности Главгосэкспертизы России;
  • изучения и обобщения международной практики по вопросам деятельности Главгосэкспертизы России, анализа практики деятельности региональных органов (организаций) по проведению в рамках установленной компетенции государственной экспертизы, проверки достоверности определения сметной стоимости инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов;
  • анализа обобщенной информации в сфере деятельности Главгосэкспертизы России в целях формирования предложений методического характера по наиболее актуальным вопросам, связанным с порядком организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проведением проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
  • рассмотрения предложений по повышению эффективности деятельности Главгосэкспертизы России.

2017

В 2017 году члены Совета обсудят:

  • практические аспекты применения экономически эффективной проектной документации повторного применения;
  • введение института обоснования инвестиций;
  • роль государственной экспертизы в предупреждении террористических угроз на этапах проектирования и возведения объектов капитального строительства;
  • иные системные вопросы организации и проведения градостроительной экспертизы и совершенствования законодательства.

Вестник государственной экспертизы

«Вестник государственной экспертизы» – издание для тех, кто работает в строительной отрасли, заинтересован в ее развитии, считает необходимым повышать свой профессиональный уровень и нуждается в консультациях экспертов Главгосэкспертизы России и лучших теоретиков и практиков, работающих в сфере строительства, а также правоведов, представителей законодателя, регулятора и смежных отраслей.
Учредитель и издатель – ФАУ «Главгосэкспертиза России».
История развития строительной отрасли в России - это история того, сколько многого могут добиться профессионалы там, где есть слаженная работа, четкое понимание целей и видение дальнейшего – инновационного - развития. Ведь инновации – это гарантия стабильного будущего государства и улучшение качества жизни наших сограждан, а инновации в строительной отрасли – путь, который определяет наше будущее, путь, который созидает безопасность, эффективность и надежность этого будущего, это - путь, по которому мы должны идти.

«Вестник государственной экспертизы» – издание для тех, кто работает в строительной отрасли, заинтересован в ее развитии, считает необходимым повышать свой профессиональный уровень и нуждается в консультациях экспертов Главгосэкспертизы России и лучших теоретиков и практиков, работающих в сфере строительства, а также правоведов, представителей законодателя, регулятора и смежных отраслей.

Учредитель и издатель – ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Электронная версия журнала публикуется на сайте Главгосэкспертизы России.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации - ПИ №ФС77-67577 от 31.10.2016.

Интеллектуальный капитал Главгосэкспертизы России

Наши эксперты – это интеллектуальный капитал Главгосэкспертизы России. В Главгосэкспертизе России сформирован высококвалифицированный кадровый состав: с нами работают специалисты, обладающие уникальной подготовкой и огромным опытом производственной, проектной, научной и экспертной работы в сфере градостроительства и строительных решений, технологии производств в различных отраслях, инженерного обеспечения, транспортного комплекса, информатизации и связи, коммунального и водного хозяйства, промышленной, экологической, пожарной безопасности, сметного нормирования и ценообразования.

Наши эксперты – это интеллектуальный капитал Главгосэкспертизы России.

1141
численность
работников
Учреждения
607
столько аттестованных
экспертов работает
в Главгосэкспертизе России
65
специалистов
Главгосэкспертизы России
имеют ученые степени докторов
и кандидатов технических,
экономических,
физико-математических
и медицинских наук

Электронные услуги Главгосэкспертизы России

5 шагов к электронным услугам:
а. Получить доступ к личному кабинету
б. Правильно подать документацию
в. Заключить договор
г. Провести работу по оперативному внесению изменений проектной документации по итогам замечаний экспертов
д. Получить экспертное заключение

help.uslugi@gge.ru - техническая поддержка по электронным услугам
Переход на предоставление услуг в электронном виде решает вопрос доступности услуг Главгосэкспертизы России, так как позволяют подавать документы на экспертизу и отслеживать процессы, связанные с их рассмотрением, без личного присутствия, из любой точки страны, где есть подключение к сети «Интернет».

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1330 установило обязанность представления с 1 сентября 2016 года проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, подготовленных в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, а также иных документов, необходимых для проведения государственной экспертизы, только в электронной форме. Исключение составляют случаи, если проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главгосэкспертиза России провела комплекс работ, необходимых для перехода к проведению государственной экспертизы в электронном виде. В рамках данных мероприятий в 2016-2017 годах:

  • обеспечена возможность подачи проектной документации и результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу, а также сметной документации на проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, через систему интерактивного взаимодействия – в личном кабинете заявителя;
  • разработан и внедрен механизм проведения государственной экспертизы с привлечением экспертов филиалов учреждения в рамках работы в формате экспертных групп;
  • проведена работа по совершенствованию системы межведомственного электронного взаимодействия учреждения с органами государственной власти.

Значимой вехой в развитии государственной экспертизы стал полный переход на предоставление услуг в электронном виде. С 2017 года документы для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также проверки достоверности определения сметной стоимости предоставляются в Главгосэкспертизу России только в электронной форме вне зависимости от источника финансирования строительства. Исключение составляют случаи, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

24
часа в сутки
7
дней в неделю
365
дней в году
доступны электронные услуги
Главгосэкспертизы России

5 шагов к электронным услугам:

    а. Получить доступ к личному кабинету
    б. Правильно подать документацию
    в. Заключить договор
    г. Провести работу по оперативному внесению изменений проектной документации по итогам замечаний экспертов
    д. Получить экспертное заключение
    Электронные услуги государственной экспертизы
    это – скорость и удобство: компьютер и интернет – вот все, что вам нужно для того, чтобы подать заявление и документацию на проведение государственной экспертизы.
    это - контроль: в своем личном кабинете вы можете отслеживать каждый этап прохождения документов
    это – сокращение издержек
    Электронные услуги – быстро, надежно, удобно

Создание новых информационных систем

ЕГРЗ

Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства

Одной из важнейших новелл законодательства стало внесение в Градостроительный кодекс Российской Федерации положений, предусматривающих создание новой государственной информационной системы в сфере строительства – Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.  Формирование и ведение реестра начнется с 1 января 2018 года.

Оператор

В целях реализации требований Градостроительного кодекса Российской Федерации Минстроем России издан приказ, определяющий Главгосэкспертизу России подведомственным учреждением Министерства, уполномоченным на ведение Единого реестра заключений, а также устанавливающим, что в целях ведения реестра создается государственная информационная система.

Содержание

В соответствии с частью 1 статьи 50.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Единый государственный реестр заключений будут включаться систематизированные сведения:

  • о заключениях экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
  • о представленных для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий;
  • о проектной документации повторного использования (в том числе об экономически эффективной проектной документации повторного использования).

Неотъемлемой частью ЕГРЗ являются заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и представленные для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий документы.

Структура реестра подразумевает формирование базы данных проектов-аналогов в разрезе технико-экономических показателей объектов капитального строительства, стоимости строительства и условий размещения объекта. Это позволит застройщикам осуществлять поиск необходимой проектной документации в целях планирования капитальных вложений.

Таким образом, ЕГРЗ станет эффективным инструментом для поиска заказчиками информации о проектах-аналогах для сравнительной оценки эффективности планируемого к реализации проекта (в том числе о стоимости таких проектов, с учетом поправки на особенности места размещения объекта, климатические и иные природные условия и т.д.);

ЕГРЗ также будет содержать консолидированную информацию об экономически эффективной проектной документации повторного применения, подлежащей обязательному применению при проектировании объектов за счет бюджетных средств и средств организаций, указанных в части 2 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Использование при проектировании ранее разработанной проектной документации в отношении аналогичного объекта, позволит существенно сократить как сроки, так и стоимость проектирования.
Создание базы данных о проектах-аналогах даст возможность оптимизировать деятельность органов власти, осуществляющих оценку эффективности инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств бюджетов, направляемых на капитальные вложения, поскольку одним из важнейших элементов проверки является сравнение планируемого к возведению объекта с аналогичными, уже реализованными проектами.
Так как реестр будет содержать сведения о лицах, уполномоченных на распоряжение исключительным правом на проектную документацию либо правом на ее многократное использование, в том числе для подготовки на ее основе проектной документации, это обеспечит в установленных законом случаях доступ заказчика к проектной документации непосредственно из Единого реестра заключений, без необходимости обращения в различные органы (организации) по месту хранения документации.

Использование при проектировании ранее разработанной проектной документации в отношении аналогичного объекта, позволит существенно сократить как сроки, так и стоимость проектирования.

Создание базы данных о проектах-аналогах даст возможность оптимизировать деятельность органов власти, осуществляющих оценку эффективности инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств бюджетов, направляемых на капитальные вложения, поскольку одним из важнейших элементов проверки является сравнение планируемого к возведению объекта с аналогичными, уже реализованными проектами. Такое сравнение является корректным только в случае, если обеспечивается максимальное совпадение характеристик объектов (в том числе по мощности, функциональному назначению, основным (принципиальным) конструктивным и планировочным решениям и т.д.), и отсутствие полноценной базы аналогов делает для государственного заказчика подбор объекта - аналога нетривиальной задачей.

Еще один важный результат создания базы данных проектов-аналогов - обеспечение реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 389 «О порядке признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования». Для признания проектной документации экономически эффективной Минстрою России необходимо осуществить выбор такой документации и собрать необходимые сведений и документы. По мере формирования Единого реестра заключений все необходимые данные будут консолидироваться в одном информационном ресурсе.

Кроме того, создание базы данных проектов-аналогов позволит создать дополнительные условия для реформирования системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, в частности при формировании ресурсно-технологических моделей и разработке укрупненных нормативов цены строительства.

Ведение Единого реестра заключений направлено и на совершенствование механизмов получения информации о результатах экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, что повлечет:

  • создание условий для сокращения перечня документов, представляемых застройщиком (техническим заказчиком) в различные органы власти и организации, за счет обеспечения возможности истребования необходимых сведений о проектах и заключениях экспертизы в электронном виде, в том числе посредством системы межведомственного электронного взаимодействия;
  • возможность получения органами государственной власти, органами местного самоуправления и заинтересованными лицами сведений о заключениях государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в электронном виде в режиме одного окна, независимо от местонахождения экспертной организации, ее ведомственной принадлежности и уровня ее информатизации.

В последующем консолидация данных о проектной документации и результатах инженерных изысканий в одном информационном ресурсе позволит исключить дублирование аналогичных сведений и документов в разных информационных ресурсах (в том числе в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, архивах органов, осуществляющих контрольно-надзорную и разрешительную деятельность, в архивах застройщиков) и повысить уровень информатизации строительной отрасли в целом.

Кроме того, ведение Единого реестра заключений предоставит Минстрою России необходимый инструментарий для формирования статистической отчетности и аналитической информации о строительном комплексе, деятельности экспертных организаций, в том числе по исполнению соответствующих полномочий, делегированных Российской Федерацией на уровень субъектов Российской Федерации.

ФГИС ЦС

Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее Закон 369-ФЗ) внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, направленные на реформирование системы ценообразования.

С целью создания условий для максимально достоверного определения сметной стоимости объектов капитального строительства в указанном законе предусмотрены положения по установлению порядка мониторинга цен строительных ресурсов, а также по разработке методик, регламентирующих порядок определения и применения сметных цен строительных ресурсов.

Целью реформирования системы ценообразования является создание современной нормативной правовой и методической базы в области ценообразования и сметного нормирования, обеспечивающей единство подходов и методов нормирования стоимости строительства на всех уровнях государственной власти. Достижение данной цели предполагается путем создания федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 года № 959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве».

Минстроем России издан приказ, определяющий Главгосэкспертизу России подведомственным учреждением Министерства, обеспечивающим создание, эксплуатацию, в том числе развитие, федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве.

Посредством ФГИС ЦС предполагается осуществлять ведение федерального реестра сметных нормативов, классификатора строительных ресурсов, мониторинга цен строительных ресурсов.

Мониторинг цен строительных ресурсов является одним из самых важных инструментов определения стоимости строительства на этапе планирования капитальных вложений

23 декабря 2016 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (далее – Постановление № 1452), которое стало отправной точкой в переходе на ресурсный метод при формировании сметной стоимости строительства.

Постановлением № 1452 утверждены правила мониторинга цен строительных ресурсов (далее – Правила мониторинга), устанавливающие порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок предоставления такой информации и перечень юридических лиц ее предоставляющих.

Правила мониторинга предусматривают обязанность по представлению информации о ценах строительных ресурсов во ФГИС ЦС следующих юридических лиц:

  • производителей строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, строительных машин, механизмов и автотранспортных средств на территории Российской Федерации;
  • поставщиков строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, строительных машин, механизмов и автотранспортных средств, производимых за пределами Российской Федерации;
  • юридических лиц, оказывающих услуги по перевозке грузов.

ФГИС ЦС позволит получить всю информацию о таких юридических лицах в территориальном разрезе с привязкой к производимым ими материалам, изделиям и конструкциям, сметным ценам по каждому виду строительного материала.

Сметные цены будут публиковаться во ФГИС ЦС в территориальном разрезе. Доступ к информации о сметных ценах строительных ресурсов пользователи (сметчики подрядных организаций, представители заказчика и другие заинтересованные лица) получают на безвозмездной основе.

Использование портала ФГИС ЦС пользователями не требует регистрации – доступ к его ресурсам свободный. Однако, пользователи не смогут видеть цены строительных ресурсов по каждому производителю, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации это информация ограниченного доступа.

Информация о сметных ценах и сметных нормативах будет доступна в виде таблиц, что позволит осуществлять гибкую фильтрацию и сортировку, представляя данные в удобном для обработки и интерпретации виде. Все табличные данные пользователь сможет сохранить в общедоступных форматах. Табличное представление данных подразумевает структурирование информации, что обеспечит возможность сравнения таких данных: например, цен на строительные ресурсы в разных ценовых зонах.

Наряду с данными о сметных ценах строительных ресурсов, сметными нормативами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов, методиками определения и применения сметных цен и перечнем предоставляющих информацию юридических лиц, во ФГИС ЦС предусмотрено размещение укрупненных показателей – нормативов цены строительства (НЦС), а также методических документов по их применению.

Предэкспертиза: консультационный сервис для заказчиков

Современные реалии ставят перед Главгосэкспертизой России, экспертным сообществом и строительной отраслью новые вызовы: опыт работы Главгосэкспертизы России по рассмотрению проектно-сметной документации по объектам капитального строительства показывает, что практически каждый проект содержит ошибки - от недочетов в исходно-разрешительной документации до серьезных аварийно-опасных ошибок.

В сложившейся ситуации необходимо решить фундаментальную задачу: следует изменить парадигму взаимодействия с заказчиками и свести к минимуму, а в перспективе, полностью исключить поддержку трудоемких процессов поиска ошибок по факту проведения экспертизы. Экспертам необходимо адаптироваться к современным условиям работы, выстроить эффективный процесс коммуникации и предложить заказчикам строительства и проектным организациям принципиально новую услугу, которая повысит информированность заявителя и качество подготовки проектов, упростит прохождение государственной экспертизы и – в перспективе — окажет позитивное влияние на развитие института проектирования в стране.

В 2017 году Главгосэкспертиза России приступила к разработке концепции развития двухэтапного проектирования, в рамках реализации которой подразумевается введение стадии предэкспертизы, так называемой нулевой стадии проектирования. Речь идет об оказании специалистами Главгосэкспертизы России дополнительной услуги консультативной помощи заявителям в части разъяснения ключевых аспектов подготовки проектной документации с применением практического опыта прохождения государственной экспертизы. Новая концепция предполагает комплексный подход к консультированию заказчиков в форме индивидуального сопровождения каждого проекта.

Внедрение нового клиентоориентированного сервиса консультирования заказчиков будет способствовать:

  • сокращению временных издержек на подготовку проектной документации;
  • существенному снижению количества ошибок при подготовке проектной документации;
  • повышению профессионального уровня института проектирования в стране;
  • организации понятного и прозрачного процесса прохождения государственной экспертизы;
  • минимизации рисков заказчиков строительства, возникающих из-за недостаточной квалификации проектных организаций.

Сопровождение проектов в Главгосэкспертизе России

Сопровождение проектов в Главгосэкспертизе России представляет собой комплекс мероприятий по организации эффективного взаимодействия всех структурных подразделений Учреждения с заявителями в процессе прохождения государственной экспертизы. Основным куратором функционирования данной системы является Управление сопровождения проектов, перед которым стоят следующие задачи:

  1. Формирование комплексной клиентоориентированной системы сопровождения проектов завершенного цикла (с момента приемки материалов до выдачи заключения) путем оказания консультативных услуг заявителю специалистами Главгосэкспертизы России.
  2. Координация взаимодействия с заказчиками посредством их информирования о стадиях и сроках рассмотрения материалов, а также оперативное направление заказчикам замечаний и организация, при необходимости, совещаний с проектировщиками и профильными специалистами Главгосэкспертизы России.
  3. Организация удаленного взаимодействия с заявителями и электронного приема документов на государственную экспертизу.
  4. Развитие и совершенствование методологии проведения государственной экспертизы и проверки сметной стоимости на основе изучения и анализа передовых современных методов и технологий администрирования, проектного управления, бизнес-процессов в сфере информационных технологий.

Учебный центр Главгосэкспертизы России

Игорь Манылов: «Учебный центр – наш проект дополнительного профессионального образования, и он ориентирован как на экспертов, так и на проектировщиков и заказчиков строительства. Мы считаем, что просветительская деятельность Главгосэкспертизы, работа экспертов по разъяснению сложных вопросов подготовки проектной документации позволит добиться повышения качества подготовки проектов и количества положительных заключений, выдаваемых по итогам проведения государственной экспертизы». Его главная задача — распространение знаний, ознакомление экспертов и профильных работников строительной отрасли с теоретическими исследованиями в сфере строительства и правовыми новеллами, новейшими достижениями в науке и технике, лучшими производственными практиками в строительных комплексах страны и мира, развитие интеллектуального капитала Главгосэкспертизы России. Учебный центр решает задачи по качественной подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке экспертов.

Игорь Манылов: «Учебный центр – наш проект дополнительного профессионального образования, и он ориентирован как на экспертов, так и на проектировщиков и заказчиков строительства. Мы считаем, что просветительская деятельность Главгосэкспертизы, работа экспертов по разъяснению сложных вопросов подготовки проектной документации позволит добиться повышения качества подготовки проектов и количества положительных заключений, выдаваемых по итогам проведения государственной экспертизы».

Учебный центр Главгосэкспертизы России стремится к развитию и поддержанию самых высоких образовательных стандартов в своей деятельности. Качество и глубина преподавания научных знаний, внимательный подход к отбору практических вопросов, мониторинг правоприменительной практики – соблюдая все эти требования, мы стремимся внести свой научный, образовательный и практический вклад в строительство - во всех смыслах этого слова - новой России.

Для решения всех этих задач центр организовывает учебный процесс на основе современных образовательных технологий, в том числе с использованием дистанционных форм обучения.

Основные задачи, стоящие сегодня перед учебным центром, заключаются в систематизации обучения и качественном планировании обучающих программ, как в краткосрочной перспективе, так и долгосрочно, с учетом развития персонала в целом и отдельных структурных подразделений в частности.

На базе Учебного центра создана ведомственная библиотека. Библиотечный фонд уже насчитывает более 3000 книг и брошюр, посвященных самым разным отраслям науки: физики, химии, геологии и экологии, материаловедения, инженерного дела, энергетики, сметного дела и ценообразования, а также многих других направлений. Также в процессе разработки находится электронный каталог, который позволит создать возможность дистанционной работы с материалами библиотеки.

 
12148
человек приняли
участие в семинарах
Главгосэкспертизы России
с начала работы
Учебного центра
Более
2119
консультаций
в телефонном режиме
провели сотрудники
Учебного центра
с начала его работы
 
822
работника прошли обучение
по разным направлениям
и дисциплинам
с начала работы
Учебного центра

 

 
1145
человек приняли участие
в семинарах
Главгосэкспертизы России
в первом полугодии
2017 года
Более
650
консультаций
в телефонном режиме
провели сотрудники
Учебного центра
в первом полугодии
2017 года
 
120
работников прошли обучение
в Учебном центре
по разным направлениям
и дисциплинам
в первом полугодии
2017 года

Главгосэкспертиза России в цифрах

Итоги 2016 года

    5 388 выданных заключений, из них
    4 106 положительных
    607 (53%) экспертов, аттестованных в строительной отрасли, работают в Главгосэкспертизе России
    2 610 заключений в отношении объектов, финансирование которых осуществляется за счет федерального бюджета
    1 141 штатная численность учреждения
    8 262 из них были отрицательными
    295,7 млрд. рублей снижение цены от первоначально заявленной стоимости строительства
    19,6% снижение первоначально заявленной стоимости строительства
    1,5 триллиона рублей заявленная стоимость всех объектов капитального строительства, проекты которых были рассмотрены Главгосэкспертизой России в 2016 году
    более 6000 заявителей воспользовалось сервисом электронного взаимодействия с Главгосэкспертизой России
    1154 комплектов проектной документации и результатов инженерных изысканий было подано в Главгосэкспертизу России в электронной форме
    по 908 объектам экспертами учреждения в 2016 году были выявлены технические решения, которые могли привести к риску возникновения аварийных ситуаций
    3,2 млрд рублей размер резервного фонда Главгосэкспертизы России в 2016 году

 

История Главгосэкспертизы России

Руководство Главгосэкспертизы России