В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России», Главгосэкспертиза России) - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для выполнения работ и оказания услуг в сфере организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, а также в сфере нормирования и ценообразования при проектировании в строительстве.
Главгосэкспертиза как ведущее учреждение института строительной экспертизы задействована в реализации федеральных программ и национальных проектов, реконструкции и строительстве значимых объектов инфраструктуры страны.
Начальник Главгосэкспертизы России – Игорь Евгеньевич Манылов (с 16 января 2015 года).
Главгосэкспертиза России создана Российской Федерацией путем изменения типа действовавшего на тот момент федерального государственного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» и на основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 795.
Функции и полномочия учредителя Главгосэкспертизы России выполняет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и строительства.
В регионах Главгосэкспертиза России представлена двенадцатью филиалами, в том числе в Санкт-Петербурге - Северо-Западным филиалом, Казани - Приволжским, Ростове-на-Дону - Южным, Екатеринбурге - Уральским, Кисловодске - Северо-Кавказским, Севастополе - Крымским, Самаре (Самарский), Саратове (Саратовский), Омске (Омский), Красноярске - Красноярским, Ханты-Мансийске - Ханты-Мансийским, Хабаровске - Дальневосточным, а также входящим в его состав Территориальным отделом во Владивостоке.
Общая численность сотрудников Главгосэкспертизы в 2020 году составила 1 343 человек, из которых 680 – эксперты, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.
Структура органов управления Главгосэкспертизы России отвечает принципам, установленным Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Органы управления Главгосэкспертизы России - Наблюдательный совет Учреждения, начальник Учреждения, а также Совет государственной экспертизы.
Системные работы по контролю в сфере строительства были начаты Петром I, по указу которого была организована «Канцелярия от строения» — надзорный орган, осуществлявший контроль за сооружениями в городах и селах. Члены Канцелярии обсуждали проекты мастеров, после чего комиссия выдавала заключение, утвердить которое мог только император.
В начале XIX века управление и контроль за строительством, включая все надзорные функции, в соответствии с Манифестом Александра I от 9 сентября 1802 года «Объ учреждении Министерствъ» был возложен на Министра внутренних дел, в ведении которого находилось построение и содержание всех публичных зданий в государстве.
Развитие промышленности в России середины XIX века привело к осознанию необходимости создания влиятельного органа управления строительной отраслью. 6 апреля 1865 года решением Государственного Совета Канцелярия строений преобразована в Технико-строительный комитет и передана в ведение Министерства внутренних дел России. Также был утвержден Строительный Устав, устанавливающей обязанностью Комитета рассмотрение и экспертизу проектов перед передачей их на утверждение императору. В компетенцию Комитета входило проектирование сооружений, находящихся в ведении Министерства и имевших общегосударственное значение.
В последние десятилетия XIX века управление строительством переходит в ведение городских управ (земств). Контроль над качеством проектов, строительством и расходованием средств снизился, что зачастую приводило к авариям. Строгий надзор за качеством проектирования и строительства сохранялся лишь в государственной сфере, охватывающей прокладку железных дорог, строительство путевых сооружений, военных, казенных и других подобных объектов.
В начале XX века для становления института экспертизы наступили не самые лучшие времена: многочисленные проекты реформирования строительной отрасли и экспертизы так и остались нереализованными. После Октябрьской революции 5 декабря 1917 года распоряжением Совета народных комиссаров был создан подотдел общеполезных государственных сооружений при ВСНХ РСФСР, в задачи которого вошли управление строительной отраслью и осуществление экспертно-надзорных функций.
9 мая 1918 года был учрежден Главный комитет государственных сооружений (Главкомгосоор) при ВСНХ РСФСР, в компетенцию которого передали разработку государственного плана строительства и рассмотрение всех проектов, поступающих в ВСНХ и наркоматы.
Указом Президиума ВС СССР от 9 мая 1950 года и постановлением СМ СССР от 10 июня 1950 года № 2434 был образован Госстрой СССР: как единый орган управления отраслью Госстрой должен был решать не только задачи координации всей строительной деятельности, но и отвечать за обеспечение технического прогресса в строительстве и производстве строительных материалов, - к этому моменту уже стало очевидным, что начинать надо с резкого повышения качества проектов и смет.
Главное управление государственной экспертизы как самостоятельный главк Госстроя СССР было сформировано в 1962 году. До его появления функции экспертизы делили между собой комплексные отраслевые подразделения Главного комитета государственных сооружений ВСНХ: в их обязанности также входили работы по организации и контролю технического нормирования и типового проектирования.
В 1963 году небольшое по численности Главное управление государственной экспертизы при Госстрое СССР было преобразовано в мощную структуру с отраслевыми отделами. В последующие годы подразделения Главгосэкспертизы и самостоятельные организации с такими же функциями появляются в союзных и автономных республиках, краях и крупных городах.
В целях совершенствования экспертной работы было принято несколько нормативных актов, в том числе постановление Совета Министров СССР «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений» от 4 мая 1973 года № 291. Во исполнение этого постановления были осуществлены мероприятия, направленные на повышение действенности экспертизы как средства контроля за качеством проектов, внедрением в производство новейших научно-технических достижений и эффективностью капитальных вложений.
29 сентября 1987 года постановлением Совета Министров РСФСР № 386 создано Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое РСФСР (Главгосэкспертиза РСФСР). Главгосэкспертиза РСФСР и ее региональные управления составили систему экспертных органов Госстроя РСФСР. На Главгосэкспертизу РСФСР возложили ответственность за организационное и методическое руководство работой всех экспертных органов РСФСР, обобщение результатов экспертизы технико-экономических расчетов, обоснований, проектов и смет, а также за подготовку предложений о совершенствовании проектно-сметного отдела, его нормативной базы, распространение передового опыта проектирования и строительства.
14 июля 1992 года принят Закон Российской Федерации № 3295-1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации» — первый в истории новой России закон, регулирующий деятельность строительной отрасли.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» установило, что градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации, независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве строительства Российской Федерации (Главгосэкспертизе России), организациях государственной вневедомственной экспертизы в субъектах Российской Федерации, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то государственных органах.
7 мая 1998 года принят Федеральный закон № 73-ФЗ, который вводит в действие первый Градостроительный кодекс Российской Федерации — кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий градостроительные и отдельные, связанные с ними отношения на территории страны.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» установило основные цели проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации.
30 декабря 2004 года вступает в силу новая редакция Градостроительного кодекса Российской Федерации. Как и предшествовавшая версия, новая редакция предусматривает обязательное проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Но впервые в России кодекс установил необходимость принятия «правил игры».
5 марта 2007 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», принятое во исполнение части 11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации: постановление изменило работу государственной экспертизы и строительного комплекса страны.
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1330 положило начало новой эпохе государственной экспертизы: с 1 сентября 2016 года проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, подготовленных в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы, должны представляться в Главгосэкспертизу России только в электронной форме. Исключение составляют случаи, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3 июля 2016 года принят Федеральный закон № 369-ФЗ, вносящий изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Его цель - создание современной нормативной правовой, включая методическую, базы по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве. Одним из важных шагов стал запуск федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС: https://fgiscs.minstroyrf.ru). Естественным продолжением этой работы стало наделение Главгосэкспертизы России полномочиями в сфере ценообразования, а также функциями по созданию, эксплуатации и развитию ФГИС ЦС.
1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 368-ФЗ, который внес существенные изменения в положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, связанные с подготовкой проектной документации, порядком проведения ее экспертизы и последующим хранением указанных документов и сведений о них. Его важнейшие новеллы - создание Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, введение института экономически эффективной проектной документации повторного использования и изменение института модификации проектной документации.
С 2017 года документы для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также проверки достоверности определения сметной стоимости представляются в Главгосэкспертизу России и региональные организации государственной экспертизы только в электронной форме вне зависимости от источника финансирования строительства за исключением случаев, определенных законодательством Российской Федерации.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 563 Главгосэкспертиза России наделена полномочиями по проведению технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов и предметом которых является одновременное выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Главгосэкспертиза России – это команда профессионалов строительной отрасли, внедряющая высочайшие стандарты качества обоснования решений о капитальных вложениях, экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства для обеспечения безопасности граждан, эффективности капитальных вложений и развития инфраструктуры России. Главгосэкспертиза России также наделена правом выполнения работ и оказания услуг для осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации отдельных полномочий Минстроя России в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве.
Главгосэкспертиза России – современное государственное учреждение, сохраняющее верность лучшим традициям и открытое для общества и инноваций.
Наша миссия – добросовестно работать, способствуя обеспечению безопасности, надежности и долговечности зданий и сооружений, а также эффективности управления инвестициями в объекты капитального строительства – на благо граждан страны.
Основные ценности Главгосэкспертизы России:
Официальный сайт Главгосэкспертизы России
Официальный сайт Минстроя России
Единый государственный реестр заключений
Единая цифровая платформа экспертизы
Экспертное сопровождение проектов
Юридический адрес: 101000, Москва, Фуркасовский пер., д. 6.
Адрес головного офиса: 119049, ул. Большая Якиманка, д. 42, стр. 1-2.
Единый справочный телефон: +7 (495) 625-95-95
E-mail: info@gge.ru