
В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
Когда изнемогающие от жары туристы взбираются на афинский Акрополь, главная их цель – прекрасный храм Парфенон. Посетители так торопятся к нему, что почти не уделяют должное внимание еще одному шедевру античной архитектуры – театру Диониса, расположенному на юго-восточном склоне Акрополя. И зря: ведь именно здесь родилась трагедия и сформировались основные традиции древнегреческой драматургии.
Театр, названный в честь бога вина Диониса, был открыт в V веке до н.э., почти одновременно с Парфеноном, и считается одним из самых древних театров в мире. Сначала он был деревянным, а представления в нем проходили только во время праздников Малых и Великих Дионисий, а также на Ленеях – то есть не больше трех раз за год. Зато зрителями становилась огромная часть населения Афин, ведь театр Диониса был главной сценой не только полиса, но и всей Эллады.
Спектакли проходили не в привычном для нас виде, а в «формате» состязаний. Обычно в этом «баттле» участвовали три драматурга, каждый из которых ставил три трагедии и одну «сатировскую драму» с мифологическим сюжетом. Авторы комедий состязались отдельно. Ход короткого «сезона» в театре Диониса контролировал афинский архонт - высшее должностное лицо полиса. Он же назначал хорегов из числа самых состоятельных афинян – те не только оплачивали расходы, но и отбирали драматургов, поэтов, хор и пьесы, которые проходили на сцене театра. Результаты драматургических состязаний фиксировались в дидаскалиях, которые затем отправлялись в городской архив, – вот почему события 2500-летней давности известны нам в мельчайших подробностях.
В 326 году до н. э. театр Диониса подвергся серьезной реконструкции: дерево было заменено на мрамор для сцены и камень для сидений. 67 зрительских рядов расходились от сцены веером, с каждого места было не только прекрасно видно, но и слышно то, что делают и поют актеры. Впрочем, «вип-места» в этом зрительном зале под открытым небом располагались все же в непосредственной близости от сцены. Места эти были персональными: до сих пор на сидениях можно прочесть имена их владельцев – знатных политиков, военных или торговцев.
Были среди почетных гостей и иностранцы: так, римский император Адриан, большой поклонник греческой культуры, садился обычно на место во втором ряду. А другой римский император – Нерон, известный не только своим деспотизмом, но и актерскими амбициями, – в зале не сидел: он выступал на сцене. Но все это происходило во времена так называемой Римской Греции – в период после победы Рима в битве при Коринфе в 146 году до н.э.
Но как был устроен обновленный театр Диониса? Как мы уже сказали, кровли у этого строения не было. В центре располагалась орхестра – круглая площадка, на которой выступал хор. Сначала в качестве актерских гримерок использовали палатки – скены, которые ставили за орхестрой. Но после перестройки театра скена уже представляла собой каменное сооружение в несколько ярусов. Вдоль него шло возвышение - проскений, на котором играли актеры. Драматург Софокл внес множество революционных идей в развитие древнегреческой трагедии, но он же придумал и крепить к переднему фасаду скены декорации, которые рисовали на полотнах и досках. – так что и в этом отношении театр Диониса стал первым в истории.
После перестройки театр вмещал около 17 000 зрителей – столько же, сколько, к примеру, стадион «Локомотив» в Нижнем Новгороде. То есть, в театре могла разместиться половина населения Афин, включая женщин, которых обычно не считали, поскольку те не являлись полноценными гражданами.
На зрелых этапах развития драмы в каждом спектакле, который шел в театре Диониса, участвовали три актера, каждый играл по несколько ролей, в том числе и женских. Причем роли они получали не по способностям, а в результате жеребьевки. Кстати, именно в театре Диониса появился обычай делить актеров на протагонистов (главных героев) и второстепенных персонажей. Иногда играть приходилось и самим драматургам – например, тому же Софоклу довольно часто приходилось блистать на проскении в различных ролях своих же трагедий. У Софокла был сильный звучный голос – еще 16-летним юношей он участвовал в хоре эфебов, выступавшем в честь победы при Саламине. А голос, да еще умение совершать выразительные жесты и способность носить громоздкие костюмы в те далекие времена были, пожалуй, единственными требованиями, предъявляемым к артистам: до появления системы сценического искусства Станиславского оставалось двадцать три века. Актеров для театра Диониса выбирали среди выносливых и физически сильных мужчин, ведь представления могли растянуться часов на десять. Поэтому иногда в постановках задействовали участников Олимпийских игр.
Между прочим, театр Диониса использовался не только по прямому назначению: там проходили и народные собрания. Как известно, Афины жили по демократическим законам. Собрания, на которых все жители полиса (за исключением рабов, иноземцев, детей и, разумеется, женщин) голосовали за важные решения, проходили на холме Пникс. Когда театр Диониса открылся после реконструкции, и афиняне оценили все его возможности, Пникс был признан непригодным для важных политических процессов, и процедура голосования переместилась в зрительный зал.
После того, как Грецию завоевала Римская империя, в театре Диониса стали устраивать не только спектакли, но и гладиаторские бои с цирковыми представлениями. Именно в тот период перед первым рядом зрительских кресел появился высокий каменный бордюр с изображением сатиров - он частично сохранился и до наших дней. Когда Римская империя стала христианской, театр Диониса опустел почти на полторы тысячи лет: только в начале XIX века здесь стали проводить археологические исследования.
В новое время великий памятник античности начали восстанавливать. Один из последних проектов глобальной реконструкции появился в 2010 году: на него должно было уйти пять лет и 6 млн. евро. Работы до сих пор продолжаются.