
В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
«Монплезир» в переводе с французского означает «мое удовольствие». Так назвал свой любимый загородный дворец Петр I. Он же выбрал для его строительства место на берегу Финского залива, нарисовал примерный план и дал указания, как следует оформлять интерьеры. Пресс-служба Главгосэкспертизы России всмотрелась в замечательный дворец «Моплезир» в Петергофе.
Монплезир стал настоящим интернациональным проектом. Идеи Петра перенес на бумагу немецкий архитектор Андреал Шлютер, а строил - зодчий Иоганн Фридрих Браунштейн. Качество работ контролировал итальянец Никола Микетти, парк вокруг дворца основал мастер садово-парковой архитектуры француз Жан-Батист Леблон. Кстати, за время строительства Монплезира – а оно длилось с 1714 по 1723 годы – Леблон успел стать главным архитектором Петербурга и умереть в 1719 году.
Первое и главное, что надо знать о любимой «даче» Петра I: на дворец это здание не похоже совершенно. Оно по-голландски скромно. Это аккуратная и изящная одноэтажная постройка из кирпича даже не имеет крыльца: пол в здании начинается на уровне земли. В Монплезире всего несколько комнат, которые предназначались для самого Петра и его ближайшего окружения. Царь хотел, чтобы здесь было спокойно и тихо, хотел засыпать под плеск волн, смотреть на морской горизонт, гулять по парку и отдыхать от собственного величия. И он получил, что хотел. В Монплезире Петр чувствовал себя прекрасно: как в любимой Европе и одновременно как на корабле в открытом море.
Дворец состоит из центрального корпуса с высокой кровлей и двух боковых лустгаузов. Их связывают две светлые галереи с большими окнами. На потолках галерей, да и всего дворца, – богатый лепной декор и прекрасная роспись. Ее выполняли мастера московской Оружейной палаты по рисункам французского живописца-декоратора Филиппа Пильмана. Полы галерей выложены плитами белого и черного мрамора, а стены Петр увешал 23 картинами из своей коллекции. Много картин и в секретарской комнате – одном из деловых помещений дворца – вот почему считается, что Петр открыл в Монплезире первую в России картинную галерею. Забегая вперед, отметим, что именно эту роль скромный петровский дворец выполняет и в наши дни: сегодня здесь выставлена живопись европейских художников, коллекция китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и кухонной утвари первой четверти XVIII века.
Параллельно галереям со стороны выходящего к морю фасада устроена высокая каменная терраса, выстланная голландским кирпичом и обнесенная белой балюстрадой. Террасу назвали «Променадом», и ее длина действительно позволяет прогуливаться по ней.
При первом взгляде на дворец не совсем понятно, почему его строили целых девять лет. Разгадка – в том, что средств на строительство было не слишком много: шла двадцатилетняя война со Швецией, истощившая казну. Петру пришлось даже издать указ, на несколько лет запрещавший возводить каменные дома по всей России. Но несмотря на столь жесткий режим экономии Монплезир был достроен только после окончания Северной войны, когда Россия получила выход к Балтийскому морю.
Как мы уже говорили, во дворце немного комнат, но их отделка потребовала большой работы. Так, стены парадного зала отделаны вощеным дубом, а пол – той же мраморной плиткой с шахматным рисунком, что и в галереях. На потолке – роспись с аллегорическим изображением времен года. Окна зала выходят на Финский залив и в парк. Морской кабинет Петра тоже убран дубовыми панелями: на них - изображения кораблей, сделанные по эскизам самого царя. Стол и шкаф уставлены навигационными приборами. Во времена Петра в разгаре была мода на все восточное – вот почему в «голландском» дворце царя неожиданно возникает «Китайский кабинет». Его еще называют «Лаковым кабинетом» - очевидно, потому, что он увешан лаковыми китайскими панно. Вся мебель и даже изразцовая печь здесь – с восточным «акцентом» и, конечно, в кабинете очень много фарфора.
А в кухне и буфетной мы снова видим аккуратные и рациональные голландские интерьеры. Кстати, вода для готовки и мытья посуды подавалась сюда по специальной трубе, да и весь дворец был оснащен не только водопроводом, но и канализацией, что для начала XVIII века в России было явлением фантастическим.
Спальня Петра – наверное, самое маленькое помещение во дворце. Это уютная и немного женственная светлая комната, обитая шелком. Здесь большое зеркало в позолоченной раме, камин, украшенный лепными гирляндами цветов, потолок расписан масками смеющихся сатиров.
Наконец, во дворце был целый банный корпус. Кстати, в его паровой комнате любила впоследствии проводить время супруга Александра II Мария Александровна: она страдала туберкулезом и использовала парную как большой ингалятор.
Петр недолго наслаждался «своей прелестью»: в 1723-м строительство было закончено, а 8 февраля 1725 года император скончался в страшных мучениях от почечнокаменной болезни. И поскольку была зима, местом его смерти стал не любимый летний дворец Монплезир в Петергофе, а Зимний дворец в Санкт-Петербурге.
Как практически все дворцовые комплексы Ленинградской области, Монплезир сильно пострадал во время войны. Петергоф был захвачен немцами, которые разграбили ценные вещи и уничтожили интерьеры дворца. Само здание они заминировали, но, к счастью, советские саперы спасли дворец от взрыва. Реставрация Монплезира была завершена в 1960 году.
В наши дни дворец считается одним из канонических образцов стиля «петровское барокко» и признан объектом культурного наследия федерального значения.