
В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
До одного из самых больших и наиболее сохранившихся древнегреческих храмов – святилища Аполлона Эпикурейского в Бассах – надо долго ехать вглубь материка по извилистой дороге. Он так хорошо спрятан в горах, что долгое время оставался никому не известным. Для чего святилище возвели в таком неудобном месте? Пресс-служба Главгосэкспертизы России исследовала подробности истории памятника.
Считается что храм Аполлона возвели жители города Фигалии в честь того, что бог света спас их от чумы. Благодарность фигалийцев была так велика, что они решили заказать проект довольно дорогому архитектору Иктину. Незадолго до этого он прославился благодаря проекту афинского Парфенона, который гениально воплотил в жизнь зодчий Калликрат. Дело было в V веке до нашей эры, вернее, – в 420 году до Рождества Христова. Иктин отправился в горное ущелье Бассы, что находится на границе Аркадии, Трифилии и Мессении и выбрал для будущего здания подходящее его замыслу место - западный склон холма Котилион, на высоте 1130 метров. Здесь уже стоял небольшой скромный храм, построенный ранее, – он вошел в состав нового святилища.
Размеры периптера, то есть, прямоугольного в плане сооружения, Иктин рассчитал так: 38,3 на 14,5 метров. В качестве строительного материала для храма Аполлона Эпикурейского зодчий выбрал серый известняк местной выработки (каменоломни находились чуть севернее строительной площадки). Но монументальный фриз – главное украшение храма - был выполнен из белоснежного мрамора. Предполагают, что работал над ним скульптор Пеоний, автор знаменитой статуи Ники, которая выставлена сегодня в Археологическом музее Олимпии. Фриз длиной 31 м состоял из двадцати трех мраморных плит, на двенадцати из которых были изображены сцены сражений греков с амазонками, на остальных одиннадцати - битва воинственного племени лапифов с кентаврами. К сожалению, в храме сегодня фриз увидеть невозможно, поскольку в XIX веке он был вывезен в Англию и в настоящее время входит в постоянную экспозицию Британского музея в Лондоне.
Внешнюю колоннаду Иктин создал по всем правилам дорического ордера, с грубыми необработанными метопами. Внутренние же ряды колонн принадлежат ионическому ордеру. А капитель центральной колонны храма в Бассах сегодня является самой древней из ныне сохранившихся коринфских капителей. Как и большинство древнегреческих храмов, святилище Аполлона содержало три помещения:
- пронаос - пристройка перед входом, как бы преддверие храма, огражденное выступающими частями стен и колоннами;
- наос - центральная часть храма, где хранилась статуя божества. В римскую эпоху наос стали называть целлой, а сегодня используются оба этих термина,
- и опистодомос – задняя часть храма, отделенная от наоса стеной и имеющая отдельный выход.
А вот ориентация святилища по частям света была весьма нетипичной для Древней Греции.
Большинство храмов того периода были «направлены» с запада на восток, а святилище Аполлона было построено, вопреки канонам, с севера на юг. Считается, что Иктин сделал это потому, что только так можно было «вписать» внутрь святилища более древний небольшой храм, о котором мы писали выше. Другое объяснение необычной ориентации заключается в том, что храм обращен главным фасадом к Сириусу – ярчайшей звезде ночного неба, расположенной в созвездии Большого Пса. Сириус считался пристанищем бога Аполлона.
Не слишком удобное расположение храма Аполлона Эпикурейского в далеких Бассах стало причиной того, что он неплохо сохранился до наших дней. О храме просто забыли, а обнаружил святилище – причем совершенно случайно - в 1765 году один французский архитектор. Лишь через полвека сюда прибыла первая археологическая экспедиция, которая, впрочем, больше навредила памятнику, поскольку ее целью было не сохранение храма, а поиск археологических сокровищ. Кроме фриза тогда были похищены скульптуры храма и коринфская капитель.
Только в 1836 году здесь начали проводить серьезные раскопки и исследования, в которых, кстати, принимал участие знаменитый русский художник Карл Брюллов. В 1902 году храм был бережно отреставрирован, Археологическое общество Афин продолжило раскопки, но через семьдесят лет ученые констатировали, что здание находится в критическом состоянии. В 1975 году специально созданным Комитетом по сохранению храма Аполлона Эпикурейского были инициированы работы по восстановлению здания, которые затянулись на десяток лет. В 1986-м храм Аполлона Эпикурейского в Бассах, первым из исторических и архитектурных памятников Греции, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А через год отреставрированные руины накрыли гигантским белым шатром, чтобы уберечь памятник от пагубного действия атмосферных осадков. Под этим шатром храм находится по сей день.