Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Игорь Манылов: «Необходимо внедрять новые технологии, способные привлечь в музейные залы аудиторию XXI века»

Такое заявление сделал начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов в ходе беседы с корреспондентом «Российской газеты» по вопросам проведения экспертизы объектов культурного наследия. 

Человеческая цивилизация, возникшая несколько тысяч лет назад, сегодня проходит через один из самых удивительных периодов: прямо на наших глазах новая технологическая революция меняет все привычные связи, установки и концепции. Перемены коснулись даже самых консервативных институций – музеев. В мире, где каждый школьник с помощью мобильного телефона может за несколько минут найти всю информацию о любом художнике и получить исчерпывающий анализ его творчества от лучших арт-критиков мира, музеи не могут оставаться такими же, какими они были последние несколько веков. 

Объекты культурного наследия и все, что с ними связано, в государственной экспертизе стоят особняком, так как требования к ним отличаются как от объектов производственного комплекса, так и от социальных объектов. Прежде всего, это большое количество ограничений, связанных, в первую очередь, с наличием предмета охраны. В ряде случаев это приводит к тому, что многие идеи заказчиков или проектировщиков не могут быть реализованы. 

Работа с объектами культурного наследия требует решения сложнейших инженерных задач. Зачастую проектировщикам и экспертам приходится отвечать на вопрос: как дать новую жизнь историческим зданиям, возведенным во времена, когда не было не только интернета, но и электричества с канализацией? Реалии настоящего диктуют свои условия, и сегодня нужно проектировать системы, соответствующие современным нормам и требованиям обеспечения безопасности, прокладывать инженерные коммуникации, обеспечивать комфортный доступ для посетителей с ограниченными возможностями, формировать условия для внедрения новейших технологий, способных привлекать в музеи аудиторию XXI века. 

Именно музеи сегодня претерпевают все большие трансформации, в ходе которых в них создаются многофункциональные пространства с помещениями и оборудованием совершенно неожиданного назначения – неожиданного для прежней концепции музеев, доставшейся нам в наследие от XIX века. В то же время многие музеи занимают сооружения, которые сами по себе являются объектами культурного наследия, памятниками архитектуры и настоящими достопримечательностями. Поэтому проводимые в них работы направлены не только на то, чтобы привнести современность в старинные здания, но и на то, чтобы их сохранить – от вензелей на фасадах до инженерных сетей. 

Сохранение исторического наследия не сводится только к восстановлению памятников, это может быть и работа на транспортных и иных объектах. «Благодаря тому, что мы в свое время настаивали на проведении археологических исследований при строительстве Крымского моста, и они были сделаны в полном объеме, найдены прекрасные артефакты и реликвии разных эпох», - заметил начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов. 

Когда речь идет о реставрационных работах, неизбежно возникают не только дополнительные процедуры, но и дополнительные затраты. Любые археологические исследования – это значительные средства, иногда работы по возвращению первоначального вида отдельных частей здания могут стоить как само здание целиком. И требование сохранить какую-то историческую деталь, к примеру, лестницу, может обойтись очень дорого, что, безусловно, беспокоит заказчиков строительства и проектировщиков, ведь все хотят быстрее согласовать проект и начать работы. 

«При подготовке к работам на объекте культурного наследия не всегда возможно определить, будут ли затронуты конструктивные особенности сооружений. Нередко этот вопрос отдается на откуп заказчику», - говорит Игорь Манылов. - «В результате то, что конструктивная безопасность здания все-таки затрагивается, выясняется на поздних стадиях, что приводит к необходимости серьезной переработки проекта». 

Для решения возникающих проблем в Главгосэкспертизе России выработаны внутренние рабочие процедуры, и эксперты всегда готовы прислушаться к мнению заказчиков, коллег-экспертов и организовать совместную работу по совершенствованию системы. «Например, в настоящее время мы активно налаживаем межведомственное взаимодействие, чтобы самостоятельно запрашивать те или иные документы, а не отправлять за ними наших заявителей», - сообщил начальник Главгосэкспертизы. - «Мы в постоянном режиме проводим для проектировщиков и заказчиков строительства специальные семинары, посвященные разбору специфики и сложностей такой работы. Это, безусловно, требует немало времени и сил, но нам приятно думать, что вклад строителей в дело сохранения нашего наследия сопоставим с трудами тех, кто его создавал». 

За девять месяцев 2018 года Главгосэкспертиза России выдала десятки положительных заключений по итогам экспертизы проектов работ на объектах культуры. 

Это, например, такие проекты, как приспособление под музейно-выставочный комплекс части дворца Нарышкиных-Шуваловых в Санкт-Петербурге, обустройство музея-заповедника в Кижах, реставрация дома-музея Тургенева на Остоженке и Дома общества врачей в Ярославле, реконструкция Средних торговых рядов для создания Музейного квартала у Красной площади. И это лишь малая часть тех проектов по реставрации музеев и памятников культуры, которые рассмотрела Главгосэкспертиза России. 

Более подробную информацию о трансформации музейных пространств можно получить на страницах журнала «Вестник государственной экспертизы» (выпуск № 03/2018(8)).

Поделиться статьей:
Подписаться на рассылку
Назад