Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Архитектура детских учреждений должна выполнять воспитательную и образовательную функции

Сегодня в России реализуются масштабные программы по строительству новых детских садов и школ, разрабатываются современные проекты, учитывающие положения действующих нормативных документов и отвечающие требованиям комфортности, безопасности, тепло– и энергосбережения и регламентированной сметной стоимости строительства. Эти объекты создают для детей комфортную развивающую образовательную среду. Главгосэкспертиза России регулярно рассматривает проекты строительства и реконструкции детских дошкольных и учебных заведений. Как показывает анализ поступающих проектов, пока многое еще нуждается в доработке.

Так, например, на выставке Build School 2018 были представлены самые современные проекты дошкольных и школьных объектов, а решения их внешнего вида во многих случаях представляют собой своего рода фантазии на тему супрематизма в архитектуре, когда посредством ярких красок и четких геометрических форм пытаются обозначить, что создается именно детское пространство. Однако, по моему мнению, это не единственная функция архитектуры дошкольных и школьных объектов. Она должна быть сформулирована и спроектирована так, чтобы нести образовательную и воспитательную функции для молодого поколения.

Напомню в качестве примера, что ранее парадные фасады школ, решенных, кстати, в классическом стиле, украшали барельефы классиков литературы, пионеров-героев и т. д., что косвенно архитектурные средства, способствовало воспитанию школьников в духе патриотизма.

Я не призываю тут же обклеить фасады школ портретами космонавтов и других героев нашей эпохи. Но архитектура дошкольных и школьных учреждений, помимо качественных архитектурных решений, должна выполнять образовательную и воспитательную функции.

При этом следует отметить, что современные нормы от редакции к редакции становятся все лояльнее к проектированию детских садов и школ. Тем не менее реконструкция давно существующих, но уже морально и физически устаревших дошкольных и общеобразовательных организаций – далеко не самый простой путь. Такие здания весьма сложно привести в соответствие с действующими нормативами, особенно противопожарными и санитарно-эпидемиологическими, и стоит это, как правило, намного дороже, чем новое строительство.

Экспертиза таких проектов – всегда очень сложный путь поиска компромисса между действующей нормативной базой и проектными решениями, что в большинстве случаев приводит к разработке СТУ.

Еще один возможный путь при создании детских объектов – применение проектной документации повторного применения, признанной экономически эффективной. При применении типовой проектной документации экспертизой проводится оценка только результатов инженерных изысканий, конструктивных решений фундаментов и внешних сетей объекта. Хотя в некоторых случаях ее использование невозможно: объект по-своему уникален, заказчик работает в определенных условиях и должен решать те или иные задачи, которые не учтены в аналоговом проекте.

На сегодняшний день основной объем проектной документации, поступающей на экспертизу, связан с новым строительством. Однако в ходе ее рассмотрения эксперты сталкиваются с рядом повторяющихся ошибок проектировщиков, связанных как с разночтениями в действующей нормативной базе, так и с применением их на практике. Зачастую, например, допускаются ошибки в решениях по отведенной территории:

не соблюдается принцип групповой изоляции при организации входов в групповые ячейки, нет четкого разделения на функциональные зоны, проектирование осуществляется за границами участка, не выполняются требования санитарных норм по озеленению участка. Кроме того, не предусматриваются мероприятия по обеспечению предельно допустимых уровней шума в отдельных зонах, не соблюдается основной принцип проектирования школ, согласно которому потоки людей в разных активных зонах не должны пересекаться. По объемно-планировочным решениям часто проектируется не полный состав помещений групповой ячейки, необходимый для полноценной работы, нормы площади на одного учащегося в школах.

Далеко не все проекты, поступающие в Главгосэкспертизу России, учитывают такую важную составляющую, как обеспечение пожарной безопасности: нередко объемно-планировочными решениями и конструктивным исполнением эвакуационных путей не обеспечивается безопасная эвакуация детей при пожаре, в коридорах первых и вторых этажей без естественного освещения не предусматривается дымоудаление. Также не учитываются меры по обеспечению эвакуации детей с ограниченными физическими возможностями, в том числе на креслах-колясках. Среди других часто встречающихся ошибок проектировщиков – отсутствие в проектной документации сведений об общей устойчивости зданий при пожаре с указанием проектных пределов огнестойкости несущих строительных конструкций и методов обеспечения проектных пределов огнестойкости, а также отсутствие и неполнота сведений о нагрузках, принятых для расчета строительных конструкций.

При этом подъезд пожарных автомобилей к зданиям детских объектов не запланирован, а земельные участки под строительство выделяются вне радиуса обслуживания пожарных подразделений.

Необходимо отметить, что в настоящее время разработан СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования», в котором приведен новый перечень типов зданий и помещений. Кроме того, в своде правил появились требования по устройству ясельных групп.

В стране появляется все больше детских дошкольных и общеобразовательных организаций, построенных в соответствии с самыми современными тенденциями мировой архитектуры и оснащенных по последнему слову техники – и все это в условиях стесненной городской застройки. Положительный опыт реализованных проектов может стать катализатором, который еще больше ускорит совместную работу властей и застройщиков. Но это не единственное, что требуется для развития этой сферы.

Только техническая грамотность и рациональность принимаемых решений обеспечат годы безопасной и надежной эксплуатации дошкольных и школьных учреждений.

Андрей Сергеевич Зарубин. Геннадий Вадимович Чистяков. Публикация за первый квартал 2019 года.

Поделиться статьей:
Подписаться на рассылку
Назад