В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
Цифровизация всех отраслей экономики - которая, как известно, реализуется в нашей стране в качестве национального проекта, - кардинально меняет строительную отрасль. Так, уже через считаные месяцы, с 1 января 2022 года, формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства станет обязательным для заказчика, застройщика, технического заказчика и эксплуатирующей организации.
О том, насколько строители готовы к полному переходу на BIM-технологии, и какая подготовка им для этого требуется, мы поговорили с руководителем Учебного центра Главгосэкспертизы России Александром Шалаевым.
RUБЕЖ: Александр Юрьевич, для начала - вопрос по существу: как по-вашему, что остается сделать для перехода строительной отрасли на BIM-технологии и какие обстоятельства прямо сейчас тормозят этот процесс?
Александр Шалаев: Если коротко, то использованию BIM-технологий должен предшествовать тотальный переход всех контрольно-надзорных органов в строительстве на электронное взаимодействие. Следующим шагом на пути к BIM должен стать переход на машиночитаемый XML-формат обмена документами. Этот процесс уже начался - благодаря внедрению XML-схем заключений экспертизы и сметной документации. Когда эти два шага будут пройдены, переход с традиционного проектирования к использованию информационной модели пройдет легко и гармонично.
RUБЕЖ: Чем выгоден этот переход для государственного заказчика?
А. Шалаев: Использование технологий информационного моделирования - одна из важных составляющих перехода к управлению жизненным циклом объекта капитального строительства. Для всех участников инвестиционно-строительных проектов использование BIM повышает эффективность реализации проектов (в первую очередь, это касается таких важных вещей, как сроки и стоимость строительства). Процессы на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства становятся прозрачными, что повышает доверие между сторонами, задействованными в строительстве. Также среди плюсов технологии информационного моделирования необходимо отметить то, что за счет работы в единой среде данных используемая информация всегда остается актуальной. При этом уменьшается количество ошибок в работе и повышается скорость коммуникаций между теми, кто эту работу делает.
RUБЕЖ: В январе использование BIM-технологий станет обязательным для тех, кто строит на средства федерального бюджета. Как вы считаете, насколько быстро частные заказчики «сдадутся» и тоже перейдут на информационное моделирование?
А. Шалаев: Никому не надо «сдаваться» и делать что-то через силу. Всеобщий переход в BIM-технологиям осуществится, когда все члены строительного сообщества поймут, насколько много плюсов дают технологии информационного моделирования. При этом очень важно правильно обучить заказчиков, ознакомить их с лучшими практиками, - это позволит им понять собственные выгодны и избежать многих ошибок.
RUБЕЖ: Как в Главгосэкспертизе России проходила подготовка к переходу на BIM-технологии? Были ли организованы в связи с этим специальные курсы обучения?
А. Шалаев: Начну с того, что этот переход планировалось произвести в несколько этапов. Была создана Лаборатория развития технологий информационного моделирования, проводится функциональный анализ ряда решений, обеспечивающих возможность оценки информационной модели капитального строительства. Мы разработали для заказчиков Методические рекомендации по подготовке информационной модели объекта капитального строительства, которую следует подавать на рассмотрение в Главгосэкспертизу России. Кстати, несколько наших крупных заказчиков - прежде всего, ОАО «РЖД» и компания «Газпром-Нефть» - уже реализовали несколько пилотных проектов с применением информационной модели. Экспертизу они проходили, конечно, у нас, и эта работа стала для Главгосэкспертизы бесценным опытом.
Безусловно, переход к использованию технологий информационного моделирования потребовал развития компетенций экспертов. В 2020 году по программе «Практика применения технологий информационного моделирования для оценки информационной модели капитального строительства» Учебный центр Главгосэкспертизы России обучил всех экспертов, методологов и IT-специалистов нашего учреждения - всего более 700 человек. Образовательная программа была разделена на три потока. В каждом из них мы серьезно меняли содержательную часть учебных семинаров, развивая и углубляя их с учетом вопросов и предложений, которые мы получали от слушателей.
В 2021 году, с учетом изменений законодательства, а также опыта, полученного в пилотных проектах, мы кардинально изменили нашу учебную программу. Теперь мы рассматриваем вопросы не только создания, но и экспертизы информационных моделей.
В процессе обучения, кроме вопросов экспертизы BIM-проектов, мы подробно прорабатываем и тему управления всем жизненным циклом объекта капитального строительства с применением технологий информационного моделирования. Также в программе освещаются вопросы стратегического развития технологий информационного моделирования в Российской Федерации: ведь очень важно, чтобы слушатели понимали, какие сюрпризы ожидают их на «длинной дистанции». Наша программа включает в себя теоретический и практический блоки - важно не только понимать, как работать с информационными моделями, но и уметь применять это понимание на практике. В ходе практических занятий в мини-группах преподаватели индивидуально прорабатывают с каждым слушателем этапы создания и экспертизы информационной модели. Для обмена опытом мы приглашаем на наши круглые столы не только крупных заказчиков строительства, но и экспертов региональных организаций государственной экспертизы из всех субъектов Российской Федерации.
RUБЕЖ: Что дает сегодня строительное образование в России и как бы вы оценили его уровень?
А. Шалаев: У нас очень хорошая теоретическая база, а вот практика, в том числе применение инновационных технологий и материалов, нуждается в развитии. Очень важно, чтобы российские строительные вузы ориентировались сегодня на стратегию развития строительной отрасли, а также на запросы ведущих отраслевых организаций - работодателей. К сожалению, это часто реализуется только на словах.
RUБЕЖ: Вот здесь явно возникает обширное поле для работы Учебных центров практиков. На какие программы Учебного центра Главгосэкспертизы сегодня особенно большой спрос?
А. Шалаев: В основном заказчики интересуются программами, охватывающими весь жизненный цикл объекта капитального строительства. Именно поэтому мы разработали и сегодня успешно реализуем линейку образовательных программ под общим названием «Строительный MBA». Перечислю их темы: «Основы и анализ последних изменений в градостроительном законодательстве в области архитектурно-строительного проектирования», «Актуальные вопросы подготовки исходно-разрешительной документации, задания на проектирование», «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий: сложные вопросы, анализ типичных ошибок», «Актуальные вопросы строительства и контроля реализации строительных объектов через призму архитектурно-строительного проектирования», «Управление строительными проектами (эффективная служба заказчика)», «Техническое регулирование в строительстве»; «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» и «Внедрение технологии информационного моделирования и цифрового управления объектом». Все эти программы включают в себя модули, посвященные вопросам внедрения технологий информационного моделирования.
Есть и отдельная профильная программа обучения, она называется «Внедрение технологий информационного моделирования». По ней регулярно проводится корпоративное обучение специалистов-заказчиков.
Вообще, все наши программы адаптируются под запросы заказчика обучения, специализацию и уровень подготовки конкретной группы слушателей. Также мы учитываем аналитическую информацию из информационных систем Главгосэкспертизы по объектам заказчика: это позволяет персонифицировать каждую программу, включив в нее анализ ошибок, которые чаще всего выявляют наши эксперты при рассмотрении проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт или реконструкцию объектов компаний-заказчиков.
RUБЕЖ: Какие учебные программы обучения BIM-технологиям, которые сегодня проводит Учебный центр, стал самыми востребованными?
А. Шалаев: Для заказчиков строительства - это, вне всякого сомнения, программа повышения квалификации «Внедрение технологий информационного моделирования». Для экспертных организаций - «Практика применения технологий информационного моделирования для оценки информационной модели капитального строительства».
RUБЕЖ: Заимствуете ли вы опыт российских или иностранных образовательных организаций при разработке своих обучающих программ?
А. Шалаев: Наша политика основывается не на заимствовании, а на обмене опытом. Для этого мы постоянно отбираем лучших отраслевых экспертов- практиков и приглашаем их на наши учебные семинары в качестве спикеров. Благодаря активному взаимодействию всех, кто причастен к жизненному циклу объекта капитального строительства, на площадке Главгосэкспертизы удается со всех сторон рассмотреть различные проблемные вопросы и найти ответы даже на те, что, на первый взгляд, казались неразрешимыми.
RUБЕЖ: Как изменились правила аттестации экспертов в связи с принятием нового постановления от 31 декабря 2020 года №2460 об аттестации и переаттестации на право подготовки заключений строительной экспертизы? Почему экспертам был продлен срок действия квалификационного аттестата?
А. Шалаев: В связи с принятием постановления № 2460 изменилась вся процедура проверки знаний претендентов. Раньше для государственных экспертов она проводилась в два этапа: устный экзамен и тестирование, а для государственных экспертов - в один этап, только тестирование. Сейчас проверка знаний проводится в три этапа: тестирование, письменный экзамен и собеседование. Также с принятием этого постановления у претендентов появилась возможность пройти аттестацию в дистанционной форме. Кроме того, в постановлении № 2460 предусмотрен порядок продления аттестатов тем экспертам, которые подготовили не менее двадцати заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Помимо этого, стало возможным пройти процедуру повышения квалификации менее чем за три года до истечения срока действия квалификационного аттестата по направлению деятельности.
Действие квалификационных аттестатов экспертов было продлено в рамках мер по противодействию распространения коронавирусной инфекции. Соответствующее постановление - №440 - Правительство Российской Федерации приняло 3 апреля 2020 года.
RUБЕЖ: Расскажите немного о новом - четвертом уже - этапе образовательного проекта Главгосэкспертизы «Экспертиза будущего»? Почему в этом году для участия в проекте пригласили представителей не только экспертных организаций, но и застройщиков, технических заказчиков и проектных организаций? На что будет ставиться акцент в обучении?
А. Шалаев: «Экспертиза будущего» была запущена в 2018 году для обучения руководителей среднего звена и повышения эффективности работы Главгосэкспертизы России и института строительной экспертизы в целом. С каждым годом рамки проекта расширялись. Сначала в нем участвовали только работники Главгосэкспертизы, затем к ним присоединились представители региональных экспертиз. Экспертный совет проекта так же был значительно увеличен: в его состав вошли директор Департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России Владимир Калинкин, начальник Управления государственной экспертизы и разрешительной деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Елена Иванова, руководитель Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза» Анна Яковлева, директор Санкт Петербургского государственного автономного учреждения «Центр государственной экспертизы» Ирина Косова.
Прошлогодний этап проекта, «Экспертиза будущего 3.0», охватил 21 российский город, в нем были задействованы представители десяти региональных государственных экспертиз. В процессе совместной работы над проектами удалось проработать и решить многие проблемные для института государственной экспертизы вопросы. Но строительная отрасль не ограничивается экспертизой. Это только малая ее часть, а проблемы у нас общие, - и часто они возникают из-за того, что участники инвестиционно-строительного процесса разговаривают на разных языках, не понимают мотивацию друг друга, не видят процесса в целом.
Поэтому в 2021 году цели нашего проекта выросли: теперь мы работаем над созданием образовательной и инновационной среды для анализа, обобщения и распространения лучших отраслевых практик, разработки и внедрения инновационных проектов, направленных на развитие строительной отрасли.
Вот почему в «Экспертизу будущего 4.0» мы пригласили заказчиков, застройщиков, проектные, изыскательские и экспертные организации, - и многие из них, отправляя заявки на участие в проекте, уже сформировали объединенные проектные команды.
Понимание общих задач и готовность работать вместе - это очень важно. А наша задача - дать участникам процесса единую платформу для обучения, проектной работы и обмена лучшими практиками.
Как заметил научный руководитель нашего проекта, советник руководителя Федеральной антимонопольной службы России Михаил Федоренко, «Экспертиза будущего» решает важнейшую задачу: она помогает вывести мышление на кардинально новый уровень, перейдя к кросс-дисциплинарному и дивергентному подходу - когда во время умственного процесса человек оперирует категориями из разных областей и может переходить за грань того, что ему известно.
Так что «Экспертиза будущего» становится наглядным примером того, как в современных условиях можно выстроить эффективные обучающие программы, которые станут питательной средой для трансформации и динамичных изменений самой организации. Мы рассматриваем обучение не просто как сателлит основных процессов, но как стратегический усилитель, проектный процесс, который позволяет вытаскивать сотрудников из профессиональных «шахт», мобилизовать их силы и потенциал, вовлекать в другие процессы, заставляет их переосмысливать свой опыт и инициировать инновационные решения.
Александр Шалаев