В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
Почему чеченская особая экономическая зона оказалась одной из самых неэффективных в стране
Минэкономразвития оценило эффективность функционирования особых экономических зон в регионах России, коих сегодня насчитывается 34. В том числе была проанализирована деятельность двух ОЭЗ туристско-рекреационного типа - в Чечне и Карачаево-Черкесии. Итоги получились неоднозначными - чеченская ОЭЗ признана одной из самых неэффективных в России, а карачаево-черкесская, наоборот, показала довольно неплохие результаты.
ОЭЗ анализировались по 20 показателям, в том числе таким, как рентабельность вложения федеральных средств и работа резидентов. Надо сказать, что эта оценка делается не для галочки и может иметь далеко идущие последствия. Так, минувшей осенью Правительство РФ досрочно прекратило деятельность восьми неэффективных особых экономических зон, две из них находились на Северном Кавказе - в Ставропольском крае (регион Кавминвод) и Северной Осетии (в Алагирском и Ирафском районах). Обе - туристско-рекреационного типа.
Как показал проведенный Минэкономразвития РФ анализ, за несколько лет здесь не было зарегистрировано ни одного резидента. Кроме того, другим постановлением Правительства РФ оказалась урезана площадь ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Кабардино-Балкарии - из нее исключены участки Черекского и Чегемского районов. Причина та же - отсутствие резидентов. Местные власти не смогли никого привлечь, несмотря на то, что издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ в среднем на 30 процентов ниже средних по России. Резиденты получают налоговые льготы, им снижают арендные земельные ставки, у них есть преференции при подключении к инженерной инфраструктуре, также им субсидируют часть процентных ставок по кредитам.
В соответствии с федеральным законом досрочное прекращение работы таких зон возможно, если в течение трех лет с момента их создания не заключено ни одного соглашения с компаниями, готовыми развивать здесь свой бизнес. В КБР особый режим теперь действует только на территориях Эльбрусского и Зольского районов.
Проект курорта "Ведучи" несколько лет возили на всевозможные форумы, однако инвесторов найти для него оказалось непросто.
Как отметили в Минэкономразвития, есть две основные причины неэффективной работы ОЭЗ - системные ошибки в стратегии развития площадок и неправильный выбор местоположения зон. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, так как ОЭЗ показали абсолютно разную эффективность, было принято решение провести их перезагрузку с учетом выявленных проблем, главные из которых - размывание ответственности и громоздкая система управления. В частности, решено сконцентрировать управление ими на региональном уровне.
Однако в СКФО все же решили сохранить федеральный принцип управления теми ОЭЗ, которые вошли в туристический кластер. Оно по-прежнему остается за госкорпорацией "Курорты Северного Кавказа" ("КСК"). При этом главы регионов также отвечают за эффективность функционирования зон.
- Реализация проектов развития горнолыжного отдыха требует синхронизации инвестиционной политики и технической работы, - отметил министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. - Нужно понимать, что на Кавказ в горнолыжные проекты рубль инвестора идет не параллельно с государственным рублем, а только в том случае, когда создается базовая инфраструктура.
Примечательно, что власти Северной Осетии восприняли новость о закрытии ОЭЗ скорее с оптимизмом, расценив это как возможность сбросить ненужный балласт и создать в дальнейшем реально действующую экономическую зону с функционирующими предприятиями и высокооплачиваемыми рабочими местами.
Ликвидированная в республике зона существовала, по сути, только на бумаге, фактически не действовала и никакой пользы региону не приносила, подтверждают в правительстве РСО - Алания.
- Большие площади горных земель, войдя в эту ОЭЗ, были выведены из экономического оборота, - пояснил после закрытия ОЭЗ премьер-министр республики Таймураз Тускаев. - Ее существование пользы не приносило: когда мы заявляли на федеральном уровне о необходимости создания производственно-промышленной зоны в Осетии, нам говорили, что одна в регионе уже есть. Однако нашей республике нужны работающие особые экономические зоны, а не виртуальные.
На территории чеченской ОЭЗ в Итум-Калинском районе сейчас строится всесезонный горнолыжный курорт "Ведучи". Согласно оценке Минэко, эффективность ОЭЗ в 2016 году составила всего восемь процентов, а за все время ее существования (с 2011-го) - 16 процентов. К 31 декабря здесь оказался зарегистрирован всего лишь один резидент, а объем инвестиций за минувший год равен 8,31 миллиона рублей (за все время 63,31 миллиона рублей, что составляет от плановых значений два и 11 процентов соответственно).
В свою очередь в 2016 году из федерального бюджета на развитие "Ведучи" направили один миллиард рублей. Размер же налоговых отчислений за все время существования особой экономической зоны в республике составил всего 8,33 миллиона рублей (в прошлом году - 940 тысяч). Создано только восемь рабочих мест. По информации Минэкономразвития РФ, в 2016 году здесь не был введен в строй ни один объект инженерной инфраструктуры.
В министерстве экономического, территориального развития и торговли Чечни считают, что всему виной отсутствие кредитных ресурсов, которые должен был предоставить Внешэкономбанк.
"В 2011 году "Ведучи" представили для включения в перечень инвестиционных проектов, претендующих на получение государственных гарантий РФ. Проект прошел конкурсный отбор в Минрегионе России и был включен в распоряжение Правительства РФ о предоставлении государственных гарантий. Проект около двух лет проходил комплексную экспертизу Внешэкономбанка, однако кредитное соглашение заключено не было. В этой связи государственными гарантиями РФ воспользоваться не удалось", - рассказали корреспонденту "РГ" в министерстве.
В 2014-м по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева Внешэкономбанк разработал график действий, позволяющий заключить кредитное соглашение по данному проекту в декабре того же года. Но до настоящего времени этого так и не случилось.
В управлении ОЭЗ в Чечне также принимает участие госкорпорация "Курорты Северного Кавказа". Однако в компании отказались как-либо комментировать отчет Минэкономразвития России.
В 2017 году положение дел в ОЭЗ должно все же улучшиться. Сейчас на будущем курорте полным ходом идет строительство нулевой очереди канатных дорог, а также необходимой инфраструктуры. Проект уже утвержден в Главном управлении государственной экспертизы. Власти заявляют, что первых туристов объект примет в ближайший горнолыжный сезон.
"Изучив представленные материалы, эксперты пришли к выводу, что проектная документация и результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов и другим требованиям, а проектная документация - результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки. По итогам рассмотрения выдано положительное заключение", - сообщили в Главгосэкспертизе России.
Стоимость строительства первоначальной горнолыжной инфраструктуры составит 1,5 миллиарда рублей. В этом году здесь появятся горнолыжная трасса, канатные дороги с операторскими станциями, детский парк, здание сервер-центра активных видов отдыха, гараж для ратраков и некоторые другие вспомогательные строения.
Кроме того, на последнем Петербургском международном экономическом форуме о намерении стать резидентами чеченской ОЭЗ заявили две компании, суммарный объем их инвестиций составит 420 миллионов рублей. Они планируют построить туристическую базу, крупный гостиничный комплекс и организовать прокат горнолыжного инвентаря.
Всего же всесезонный туристическо-рекреационный комплекс займет около 1500 гектаров. По данным "КСК", к 2025-му годовой туристический поток на площадку составит 180 тысяч человек, будет создана одна тысяча мест размещения. Здесь появится 719 вакансий. Полный возврат бюджетных инвестиций произойдет к 2041 году.
А как у соседей В Карачаево-Черкесии показатель эффективности ОЭЗ в 2016 году составил 87 процентов (достаточно эффективное функционирование). Сейчас на территории зоны зарегистрированы 27 резидентов, в том числе в 2016-м - семь и в 2017-м - три. Инвесторы уже создали 405 рабочих мест (81 процент от плана). Объем инвестиций резидентов с начала функционирования ОЭЗ превысил миллиард рублей (46 процентов), а налогов ими уплачено на сумму 65,3 миллиона рублей (18 процентов).
В 2016 году из федерального бюджета на развитие "Ведучи" направили миллиард рублей