В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
С 1 января 2017 года все экспертные организации регионов России должны были перейти на прием проектной документации полностью в электронном виде. Первопроходцем в этом процессе стало ФАУ «Главгосэкспертиза России», где прием обращений в электронном формате фактически начался задолго до официальной даты внедрения цифровых услуг.
По словам начальника ФАУ «Главгосэкспертизы России» Игоря Манылова, переход на электронный документооборот стал для всего экспертного сообщества серьезным вызовом, требующим большой перестройки его работы. Этот переходный период в организациях государственной и негосударственной экспертизы еще продолжается и, по оценкам экспертов, может затянуться не на один год. Вместе с тем на 1 июля текущего года намечен официальный запуск еще одного информационного ресурса строительной отрасли - ГИС «Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства». Подготовкой и запуском реестра также занимается Главгосэкспертиза.
Специалисты ФАУ начали заниматься приемом проектной документации в цифровом формате еще до того, как к этому приступили в регионах. Поэтому сегодня Главгосэкспертиза имеет значительный опыт в организации и техническом сопровождении этих услуг. Об особенностях этого процесса цифровой модернизации рассказывает Виктория Эркенова, заместитель начальника Управления информационных технологий Главгосэкспертизы России.
- Какие основные результаты перехода Главгосэкспертизы на работу с документами в электронном виде вы могли бы отметить?
- Подводя итоги перехода Главгосэкспертизы России к работе с документами в электронном виде, полагаем, что можно оценить его на «отлично». Сегодня более 90 % заявлений принимаются на экспертизу в электронном виде. В 2017 году выданных по ним заключений было 5 414. С целью повышения доступности услуг государственной экспертизы, в том числе для обеспечения возможности подачи проектной документации в Главгосэкспертизу вне зависимости от территориального места расположения заявителя, полностью завершена вся техническая разработка электронной услуги по государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий. Обеспечена возможность интерактивной работы заявителя в виртуальном личном кабинете.
Уже в апреле 2015 года интерактивные формы для электронной услуги Главгосэкспертизы были выведены в продуктивную среду Единого портала государственных услуг. Соответствующий подраздел был наполнен необходимой информацией, в том числе представлены сведения о порядке подачи документов для получения услуги, заключении договора с Главгосэкспертизой, стоимости и т. д.
Информационная система интерактивного взаимодействия Главгосэкспертизы и его филиалов с заявителем (иными словами - личный кабинет заявителя) при представлении электронных услуг включена в регистр информационных систем Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Тем самым обеспечен доступ к нашему личному кабинету заявителя с учетной записью ЕПГУ (ЕСИА).
- Цифровой документооборот диктует свои особенности работы с заказчиками. Какие дополнительные мероприятия сопровождали внедрение этих новаций?
- Помимо обеспечения технической возможности представления документов на госэкспертизу мы провели десятки семинаров для наших заявителей о порядке работы в новом формате. Проводились и технические сессии, на которых представители организаций обучались порядку работы в личном кабинете заявителя. В настоящее время в Главгосэкспертизе действует круглосуточный контактный центр и служба поддержки пользователей.
Отдельно стоит отметить, что помимо услуг по проведению экспертизы в электронном виде реализована дополнительная услуга. В настоящее время с использованием электронного сервиса системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) Главгосэкспертиза выдает в электронном виде заинтересованным органам власти и учреждениям выписки из реестра заключений по итогам проведения экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости.
- С какими сложностями пришлось столкнуться? Какие задачи еще предстоит решить?
- Когда все сложности позади, воспоминания о них меркнут Но если говорить о задачах на будущее, то стоило бы выделить необходимость усовершенствования нормативно-правовой базы. Наш опыт 2015-2017 годов по работе с проектными документами в электронном формате показал, что пришло время вносить изменения в порядок организации и проведения государственной экспертизы, а также актуализировать требования к формату электронных документов, представляемых для ее проведения.
- Что можно сказать о преимуществах перехода на работу с проектами в электронном виде?
- Преимуществ много, как для наших заявителей и экспертных организаций, так и в целом для строительной отрасли страны.
Прежде всего, это оптимизация сроков и расходов. Еще в 2015 году нашим заявителям требовался срок до одной недели для представления документации по проекту, разработанному, к примеру, в Хабаровске. Им приходилось отправлять в командировку своих сотрудников, чтобы обеспечить доставку документации и ее подачу. Сейчас этот процесс занимает не более часа.
Стоит также отметить, что переход к работе в электронной форме открыл для экспертов новые технические возможности, оптимизирующие саму процедуру экспертизы. Сейчас ознакомление с изменениями в представленной документации занимает считанные минуты, ведь применение функции сравнения версий электронных документов со стопроцентной точностью определяет измененные участки документов.
Что касается строительной отрасли, то хорошим примером является представление сведений из реестра выданных заключений государственной экспертизы. Существовавшие ранее запросы на бумажном носителе заменены запросами в электронном виде через систему межведомственного электронного взаимодействия, где ответ формируется в автоматическом режиме за считанные минуты.
Продолжая разговор о преимуществах, я бы также хотела обратить внимание на экологическую составляющую: экономию бумажных носителей, сохранение лесов. Ведь сколько бумаги раньше тратилось на подготовку проектной документации, сколько версий этой проектной документации выпускалось: по некоторым проектам, представленным на государственную экспертизу в 2015 году, объем документации измерялся в сотнях коробок, которые к нам привозили на грузовиках! Сейчас бумага практически не используется. По-моему, оптимизация, экономия и забота о будущем здесь налицо.
Татьяна Мишина