Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Пожарная безопасность торговых комплексов

Пожарная безопасность торговых комплексов

Современные торговые комплексы, проектируемые сегодня, по сути, являются многофункциональными зданиями, включающими множество помещений различного функционального назначения, среди которых могут быть помещения торговли, общественного питания, досугово-развлекательные, спортивно-оздоровительные, офисные, складские, производственные и другие.

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проектировании торговых комплексов разрабатываются в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и перечнями национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной и добровольной основе обеспечивается соблюдение требований указанных технических регламентов. Выбор используемых при проектировании национальных стандартов и сводов правил основывается на классе функциональной пожарной опасности помещений, размещение которых планируется в торговом комплексе. Наиболее востребованными при проектировании многофункциональных торговых комплексов являются своды правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», СП 160.1325800.2014 «Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования», а также своды правил, утвержденные МЧС России, которые устанавливают требования пожарной безопасности к объемно-планировочным, конструктивным и инженерно-техническим решениям объектов капитального строительства. Таким образом, система стандартизации в области проектирования торговых комплексов является достаточно развитой. Однако, как показывает практика, запроектировать многофункциональный торговый комплекс в рамках существующей нормативной базы в области пожарной безопасности, как правило, не удается. Ответ на вопрос, почему это происходит, лежит на поверхности.

Дело в том, что проектирование торговых комплексов по действующим требованиям пожарной безопасности накладывает большое количество ограничений на предусматриваемые решения, с которыми собственники, как правило, не соглашаются. Недавно, выступая на конференции, я обращал внимание коллег, что количество нестандартных, технически сложных и уникальных проектов с каждым годом увеличивается.

Подобное положение вещей связано, в первую очередь, с возрастающими потребностями и желаниями инвесторов к повышенным технико-экономическим показателям многофункциональных торговых комплексов и их функциональному наполнению. Специалисты, участвующие в их реализации и работающие над воплощением задуманного, решают крайне сложную задачу. С одной стороны, коллектив инженеров и архитекторов должен работать над гармоничностью, внутренним комфортом, оригинальностью, экономической эффективностью проектируемого объекта, а с другой – обеспечить его безопасность, в том числе пожарную.


Заказчики справедливо хотят, чтобы при проектировании и строительстве были заложены такие решения, которые исключали бы возможность возникновения пожара. И в то же время, если требования пожарной безопасности не вписываются в их пожелания или архитектурную концепцию, что случается достаточно часто, приоритет отдается последним. Именно этим чаще всего объясняется то, что не выполняются требования пожарной безопасности, установленные в национальных стандартах и сводах правил. Принимаемые в проектной документации объемно-планировочные, конструктивные и инженерно-технические решения по ряду вопросов зачастую идут в разрез с действующими требованиями законодательства в области пожарной безопасности. Как следствие, в зданиях предусматриваются многоуровневые атриумы, стеклянные фасады, протяженные пути эвакуации и другие нежелательные с точки зрения пожарной безопасности решения, приемлемость которых обосновывается различными видами расчетов и согласований.

В связи с этим представляемая в органы государственной или негосударственной экспертизы проектная документация на подавляющее большинство многофункциональных торговых комплексов разрабатывается на основании требований специальных технических условий (СТУ), которые содержат дополнительные мероприятия, компенсирующие допущенные в проекте отступления от требований пожарной безопасности. Таким образом, специальные технические условия являются своеобразным механизмом, позволяющим узаконить нестандартные проектные решения, которые не соответствуют требованиям, установленным в нормативных документах. Предусмотренная при этом и подвергаемая критике профессионального сообщества сложная процедура двойного согласования СТУ – в МЧС России и Минстрое России, – по всей видимости, должна обеспечивать обоснованность содержащихся в них требований.

Однако при экспертизе проектной документации торговых комплексов по направлению пожарной безопасности специалисты нередко сталкиваются с серьезными недостатками, к которым наиболее часто относятся несоответствие или недостаточная обоснованность вопросов, связанных с ограничением распространения опасных факторов пожара в здании, эвакуацией людей, сохранением огнестойкости строительных конструкций в течение необходимого времени. Много замечаний возникает в отношении правильности принятых параметров автоматической пожарной сигнализации, противодымной защиты, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, эффективностью работы автоматических установок пожаротушения и возможностью проведения мероприятий по спасению людей. Если говорить о конкретных решениях, недостаточно обоснованных в проектной документации, то среди них встречаются, например, такие:

  • превышение установленной площади пожарного отсека в пределах этажа здания;
  • встраивание помещений различных классов функциональной пожарной опасности без нормативного отделения их друг от друга противопожарными преградами с нормируемым пределом огнестойкости;
  • превышение установленной высоты здания;
  • защита стальных конструкций с приведенной толщиной металла менее 5,8 мм тонкослойными огнезащитными покрытиями в торговых комплексах I–II степени огнестойкости;
  • размещение пожарных извещателей автоматической пожарной сигнализации в помещениях с высотой более 20 метров;
  • нарушение требований к проектированию системы противодымной защиты в части разделения площадей торгового комплекса на зоны дымоудаления, превышающие 3000 м2;
  • размещение оросителей системы автоматического пожаротушения на высоте, превышающей 20 метров;
  • устройство системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре без разделения здания торгового комплекса на зоны пожарного оповещения;
  • размещение лифтов для пожарных без обеспечения доступа на каждый этаж, в каждый пожарный отсек здания в нарушение требований ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности»;
  • устройство эвакуационных путей по «условно» защищенным путям (атриумное пространство, коридоры без- опасности и пр.);
  • встраивание взрывопожароопасных помещений в здание торгового комплекса, среди которых может быть хлебопекарное производство с полным циклом обработки, зарядные аккумуляторов, дизельные электростанции с запасом дизельного топлива, котельные и т. д.

Кроме того, большое количество вопросов при проведении экспертизы возникает из-за несоответствия проектных решений, представленных в разделе «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», решениям, предусмотренным в других разделах проектной документации. Появлению подобных недостатков, как правило, способствует несколько причин, основными из которых являются участие в проектировании большого количества субподрядных организаций, недостаточная согласованность их действий, отсутствие надлежащего контроля со стороны главного инженера проекта генеральной проектной организации и т. п.

Еще одна серьезная причина возникающих сложностей с проектированием заключается в противоречивости требований нормативных документов в строительной отрасли. Существующая нормативная база по вопросам пожарной безопасности в целом нуждается в совершенствовании, актуализации и единоначалии. Целесообразно рассмотреть возможность коллегиальной переработки действующих нормативных документов на межведомственном уровне. В ходе такой работы в нормативные документы, возможно, будут включены в том числе требования, согласованные в СТУ с вариантами дополнительных компенсирующих мероприятий. Это позволит, не ухудшая параметры безопасности проектируемых объектов, сократить административные барьеры, отказавшись от необходимости разработки и согласования на каждый вновь проектируемый много- функциональный торговый комплекса специальных технических условий.

Еще один вопрос, который волнует многих, связан с существующей сегодня практикой неконтролируемых перепланировок торговых комплексов в процессе их эксплуатации. Но здесь на самом деле законодательством в области пожарной безопасности все уже предусмотрено и нужно лишь выполнять соответствующие требования. Так, утвержденный Минстроем России в 2017 году свод правил СП 306.1325800.2017 «Многофункциональные торговые комплексы. Правила эксплуатации» достаточно полно устанавливает требования пожарной безопасности, которые необходимо выполнять, чтобы предотвратить пожар в торговом комплексе, а также защитить людей и имущество в случае его возникновения.

К примеру, в состав технической эксплуатационной документации на МТК, согласно данному своду правил, входит целый комплекс документов, необходимых для поддержания требуемого уровня пожарной безопасности объекта, среди которых – положение «Об организации работ по обеспечению пожарной безопасности многофункционального торгового комплекса»; общая инструкция о мерах пожарной безопасности: инструкция о мерах пожарной безопасности пожароопасных помещений; положение о противопожарной подготовке персонала; инструкция о мерах пожарной безопасности в случае проведения электрогазосварочных, огневых и других видов пожароопасных работ; положение о пожарно-технической комиссии; программы пожарно- технического минимума и инструктажей по пожарной безопасности и т. д.

Если данную документацию вести должным образом, с выполнением установленных в ней требований, то и недопустимые в «пожарном» отношении неконтролируемые перепланировки прекратятся, и системы противопожарной защиты будут находиться в работоспособном состоянии, и уровень пожарной безопасности многофункциональных торговых комплексов в целом существенно повысится.

Кроме того, свод правил СП 306.1325800.2017 «Много- функциональные торговые комплексы. Правила эксплуатации» в части пожарной безопасности дополнительно устанавливает необходимость ежегодного прохождения внутреннего и внешнего аудита и инспектирования торгового комплекса на соответствие требованиям законодательства в области пожарной безопасности. Также установлена обязательность проведения мониторинга состояния пожарной безопасности в помещениях арендаторов и многое другое.

Многие обыватели полагают, что в проектах торговых комплексов не применяются запорные устройства, исключающие запирание входных дверей изнутри. Но это совершенно не так. Напротив, при проектировании МТК как раз, как правило, предусматриваются современные системы контроля и управления доступом с оборудованием дверей электромагнитными замками, электронными считывателями посетителей и персонала. Эти устройства интегрированы в общую систему автоматизации и обеспечения безопасности объекта. При пожаре все двери, оборудованные электромагнитными замками, согласно установленному в проектной документации алгоритму работы систем противопожарной защиты, должны быть разблокированы и открыты для эвакуации.

Использование же на дверях с электромагнитными замками в торговых комплексах дополнительных запорных устройств, не позволяющих беспрепятственно открывать их изнутри (замки, противоугонные тросы и пр.), является грубейшим нарушением требований пожарной безопасности при эксплуатации объекта.

Если затронуть проблемы с использованием в торговых комплексах современных облицовочных материалов, то следует отметить, что на стадии проектирования и экспертизы проектной документации МТК каких-то особых сложностей с данными вопросам обычно не возникает. Все предусматриваемые в проектной документации материалы, как правило, имеют необходимые сертификаты пожарной безопасности, подтверждающие их соответствие установленным требованиям. При этом следует отметить, что показатели пожарной опасности декоративно-отделочных и облицовочных материалов, а также покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях определены не на уровне нормативно-технического документа, от которого при желании можно отступить, а на уровне закона, в статье 134 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Кроме этого, установленная в законе пожарная опасность материалов нередко дополнительно ужесточается требованиями специальных технических условий и, таким образом, выступает в качестве мероприятия, компенсирующего имеющиеся отступления от требований нормативных документов для определенных функциональных зон (атриум, пассажи) торговых комплексов.

Проблемы с использованием современных облицовочных материалов могут возникать позднее, на стадии строительства, когда из желания сэкономить приобретаются более дешевые материалы с недопустимыми характеристиками пожарной опасности, появляются «подложные» сертификаты, не соблюдается технология производства работ и т. д.

Здесь следует обратить внимание, что для многофункциональных торговых комплексов еще большую опасность представляют размещаемые в общем объеме и ничем не выгораживаемые хорошо известные всем торговые и развлекательные объекты, среди которых, как правило, имеются:

  • детские развлекательные площадки, где установлены аттракционы с облицовочным декоративным покрытием из пластика, городки и горки с использованием деревянных и пластиковых конструкций, сухие бассейны с наполнением пластиковыми шариками;
  • батутные центры, в которых присутствует значительная пожарная нагрузка в виде поролонового или иного синтетического наполнения матов, трюковых ям, обивки стен, оборудования и покрытия пола;
  • объекты островковой торговли, которые в целях увеличения прибыли размещают в атриумах и пассажах, – то есть непосредственно на горизонтальных участках эвакуации. Каждый такой островок торговли имеет площадь не более 10 м² и не подлежит выделению ограждающими конструкциями. Но в торговых центрах данные островки торговли, содержащие значительное количество пожарной нагрузки, зачастую размещены сплошной линией по центру эвакуационного прохода, между основными магазинами – и в итоге площадь торговли может достигать нескольких сотен квадратных метров.

Пожарная нагрузка на этих объектах, размещенных на путях эвакуации и в местах массового скопления людей, зачастую представлена сильногорючими, легковоспламеняемыми материалами, имеющими высокую дымообразующую способность и чрезвычайную опасность по токсичности продуктов горения.

Из перспективных решений, имеющихся сегодня в нашем распоряжении, следует выделить инновационные разработки в части предупреждения, а не обнаружения возгораний. В качестве примера можно привести термоактивируемые газовыделяющие наклейки, устанавливаемые на элементы электрооборудования и электропроводку в местах контакта. Такие наклейки реагируют на повышение температуры нагрева электрических кабелей и приборов, выделяя сигнальный газ, концентрацию которого контролируют специализированные газовые датчики.

Также возможно внедрение персональных устройств оповещения людей о пожаре, в том числе позволяющих отследить их местонахождение на объекте при помощи беспроводного радиосигнала.

Для традиционных систем противопожарной защиты, в числе которых – автоматические установки пожарной сигнализации и пожаротушения, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, система противодымной защиты, актуальным является повышение надежности и безотказности их работы, а также обеспечение малой инерционности при срабатывании. Для исключения преднамеренного отключения данных систем при эксплуатации они должны иметь высокий уровень защиты от ложных срабатываний.

Помимо этого, если речь вести о перспективных решениях, можно было бы, не прибегая к высокозатратным мероприятиям, сделать еще больше для повышения пожарной безопасности торговых комплексов. Сегодня все шире внедряются технологии информационного моделирования, происходит активный пере- ход на цифровое проектирование объектов. В этой связи, наверное, было бы правильным внедрить для объектов капитального строительства что-то вроде «идентификационного электронного паспорта» и обеспечить к нему доступ в режиме реального времени для контролирующих органов. Основные архитектурные и конструктивные параметры объекта, исправность инженерно-технических систем противопожарной защиты и других систем безопасности, состояние эвакуационных путей и выходов, изменение объемно- планировочных решений – все это могло бы быть отражено в таком документе. Еще одним большим плюсом в случае реализации данного подхода стало бы наличие у подразделений пожарной охраны реальной информации об объекте защиты для составления, корректировки и отработки оперативного плана пожаротушения. Сегодня службы пожаротушения зачастую не имеют необходимых актуальных сведений о зданиях и сооружениях. А то, что подобное положение вещей недопустимо и чревато серьезными последствиями, объяснять, наверное, никому не нужно.

Поделиться статьей:
Подписаться на рассылку
Назад