В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
Повышение эффективности капитальных вложений в строительство объектов капитального строительства является одной из основных задач Правительства Российской Федерации. В настоящее время Правительством принят ряд мер, направленных на повышение качества принятия решений о капитальных вложениях в строительство.
31 августа 2016 г. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Николаевич Козак утвердил План мероприятий по совершенствованию механизма принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства № 6495п-П9 (далее – План), целью реализации которого является модернизация механизмов принятия решений о капитальных вложениях в строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее – государственные компании и корпорации). План предусматривает переход к новому двухэтапному порядку принятия решений о капитальных вложениях с одновременным уточнением действующих механизмов проверки эффективности инвестиций в объекты капитального строительства за счет бюджетных средств, средств государственных компаний и корпораций, который будет предусматривать:
На стадии обоснования инвестиций должен быть получен принципиальный ответ на вопрос о том, целесообразна ли реализация инвестиционного проекта с учетом выбранных застройщиком основных решений (в отношении места размещения объекта, сроков и этапов строительства, вариантов архитектурных, конструктивных, объемно-планировочных и технических решений и иных), в том числе с учетом оценки стоимостных показателей строительства, соответствия принятых решений современному уровню развития техники и технологии, воздействия на окружающую среду.
В состав обоснования инвестиций будет входить документация, включающая проект задания на проектирование, информацию об основных характеристиках, сроках и этапах строительства, о месте размещения объекта, об основных решениях по объекту, а также сведения об основном технологическом оборудовании, предполагаемую (предельную) стоимость, сведения о возможности (невозможности) использования экономически эффективной проектной документации. Результатом аудита обоснования инвестиций будет являться заключение, содержащее экспертную оценку обоснования инвестиций и выводы о возможности оптимизации выбранных основных решений, технологического оборудования, а также планируемых к применению строительных и отделочных материалов, сокращения сроков и этапов строительства, стоимости строительства в целом и отдельных его этапов.
Наличие заключения, выданного по результатам оценки обоснования инвестиций, будет являться основанием для принятия решения о включении проекта в федеральную адресную инвестиционную программу и предоставлении средств федерального бюджета на разработку проектной документации. После разработки проектной документации в отношении объектов, строительство или реконструкцию которых планируется осуществить в рамках реализации инвестиционного проекта, будет проводиться экспертиза проектной документации на предмет соответствия требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, а также на соответствие утвержденному заданию на проектирования, являющемуся частью обоснования инвестиций, в отношении которого проведен аудит.
В целях реализации Плана Минэкономразвития России Минстроем России и Минфином России подготовлены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» и в ряд подзаконных нормативных правовых актов. Разработанные проекты нормативных правовых актов находятся в высокой степени готовности, в связи с чем внедрение института обоснования инвестиций планируется осуществить в 2018 году.
Минстроем России и Минфином России подготовлены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» и в ряд подзаконных нормативных правовых актов. Разработанные проекты нормативных правовых актов находятся в высокой степени готовности, в связи с чем внедрение института обоснования инвестиций планируется осуществить в 2018 году. В последующем предполагается развитие данного института путем внедрения в сфере градостроительной деятельности технологий информационного моделирования, позволяющего управлять жизненным циклом объекта капитального строительства начиная с подготовки обоснования инвестиций и заканчивая его сносом. В указанных целях Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Николаевич Козак 11 апреля 2017 года утвердил План мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства № 2468п-П9 (далее – План 2), который является вторым этапом развития института обоснования инвестиций. Основной идеей вводимого механизма является переход к оценке экономической эффективности капитальных вложений на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства с применением технологий информационного моделирования. Прежде всего, План 2 предусматривает переход к оценке эксплуатационных затрат и затрат на снос объектов капитального строительства. На первом этапе развития института обоснования инвестиций в состав обоснования инвестиций будет включаться только предполагаемая (предельная) стоимость строительства объекта капитального строительства. Из-за отсутствия сметных нормативов на выполнение работ (оказание услуг), необходимых для обеспечения эксплуатации объектов капитального строительства, и укрупненных нормативов цены эксплуатации отразить в обосновании инвестиций предполагаемую (предельную) стоимость эксплуатации, а в последующем в проектной документации – стоимость эксплуатации не представляется возможным
Между тем, как показала практика, зачастую «дешевое» строительство, предполагающее использование максимально доступных материалов, изделий и конструкций, влечет за собой необходимость значительных вложений на содержание и ремонт объекта капитального строительства в последующем. Увеличение стоимости строительства за счет использования качественных материалов, технологического и инженерного оборудования может значительно снизить стоимость эксплуатационных затрат и увеличить срок «жизни» объекта капитального строительства.
В связи с чем Планом 2 предусмотрено внесение изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на обеспечение возможности оценки стоимости не только строительства, но и эксплуатации и сноса объекта капитального строительства. Таким образом, в состав обоснования инвестиций будет включаться предполагаемая (предельная) стоимость строительства и выполнения работ (оказания услуг), необходимых для обеспечения эксплуатации и сноса объекта капитального строительства, которая будет оцениваться в рамках аудита обоснования инвестиций.
Для нормативного закрепления такой возможности Планом 2 предусматривается утверждение Минстроем России следующих документов:
Данная работа является сложной и трудоемкой, принятию отдельных документов предшествуют определенные регламентные процедуры, участие в которых будут принимать значительное количество заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, в связи с чем реализацию предусмотренных Планом 2 мероприятий предполагается завершить в 2020 году. Помимо этого, для обеспечения возможности подготовки обоснования предполагаемой (предельной) стоимости эксплуатации и сноса объекта капитального строительства требуется определить перечень работ (услуг), необходимых для обеспечения эксплуатации объектов капитального строительства, и порядок их выполнения, а также нормативные сроки эксплуатации объектов капитального строительства, с учетом сроков использования примененных строительных материалов, изделий и конструкций. Указанные документы планируется разработать и утвердить уже к концу 2018 года.
На этапе подготовки обоснования инвестиций либо на этапе подготовки проектной документации в случае, когда подготовка обоснования инвестиций не осуществляется, будет создаваться информационная модель объекта капитального строительства (далее – информационная модель). Формирование информационной модели предполагается с применением информационных технологий и технических средств, в связи с чем информационная модель будет представлять собой базу данных об объекте капитального строительства, включающую в себя сведения, документы, материалы об объекте, формируемые при проведении инженерных изысканий, подготовке обоснования инвестиций, проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте и выводе из эксплуатации объекта капитального строительства. До ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию и регистрации права собственности на такой объект, право на информационную модель будет принадлежать застройщику. После ввода объекта в эксплуатацию и регистрации права собственности на объект капитального строительства право на информационную модель объекта капитального строительства будет следовать судьбе права собственности на такой объект. В целях обеспечения надлежащей эксплуатации здания, сооружения планируется, что информационная модель будет передаваться для использования и хранения эксплуатационной компании. При подготовке и реализации Плана 2 возникали споры о том, требуется ли законодательно устанавливать единые правила (требования) для технических средств, используемых для создания и ведения информационной модели. По результатам проведенных согласительных мероприятий принято консолидированное решение, что собственник информационной модели самостоятельно будет выбирать информационные технологии и технические средства, с применением которых будет создаваться и использоваться информационная модель.
Следует отметить, что на этапе внедрения информационного моделирования подготовка проектной документации и проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий будут осуществляться в соответствии с действующим в настоящее время порядком. Застройщику будет дано право при подготовке проектной документации использовать информационные технологии в рамках создания и обработки информационной модели объекта капитального строительства. Но изменения порядка проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не планируется – на экспертизу информационная модель предоставляться не будет. Однако в последующем после реализации Плана 2 и апробации такого механизма и подготовки соответствующей аналитической информации, основанной на результатах правоприменительной практики, возможно будет его развитие в части предоставления на экспертизу не проектной документации в существующем понимании, а информационной модели.
В целом можно отметить, что введение механизма информационного моделирования позволит упростить и, следовательно, удешевить как строительство (реконструкцию, капитальный ремонт), так и осуществление строительных контроля и надзора, обеспечит возможность управления жизненным циклом объекта капитального строительства вплоть до сноса такого объекта и повысит прозрачность капитальных вложений.
Опубликовано в журнале «Вестник государственной экспертизы» № 4 2017 (5) 20 ноября 2016 года