
В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
До марта 2007 года государственная экспертиза проектной документации проводилась только при условии представления заявителем положительных заключений многочисленных специализированных экспертиз, что приводило к увеличению сроков и стоимости прохождения экспертизы, увеличению административных барьеров и отсутствию четких и понятных правил. Принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 изменило это положение.
Снижение административных барьеров является одним из важнейших условий ускорения социально-экономического развития страны. Президент Российской Федерации основным препятствием на пути экономических реформ назвал недостаточную эффективность государственного аппарата и несоответствие количества его полномочий качеству власти. Приоритетными задачами развития являются радикальное сокращение функций, осуществляемых государственными органами, и формирование эффективно работающего механизма. Во многом, те же вопросы было необходимо решить и институту государственной экспертизы.
10 лет назад
Даже при самом оптимальном положении дел на проведение специализированных экспертиз по пожарной и промышленной безопасности, предупреждению чрезвычайных ситуаций, охране окружающей среды, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и работающих в различных экспертных организациях заказчику необходимо было потратить от трех до девяти, а иногда и более, месяцев. Еще три месяца, а при необходимости и полгода уходили на собственно государственную экспертизу. Таким образом, срок проведения государственной экспертизы с учетом получения заключений специализированных экспертиз составлял от девяти месяцев до полутора лет. И временные издержки компаний были далеко не единственными: стоимость проведения специализированных экспертиз, определяемая на договорной основе, в совокупности со стоимостью государственной экспертизы была значительно выше и не прозрачны. Постановление от 5 марта 2007 года № 145 установило не только работу государственной экспертизы проектной документации по принципу «одного окна», но и формулы расчета стоимости экспертных услуг.
При этом получение положительного заключения в Главгосэкспертизе России также не давало гарантии окончания работы по согласованию проекта, так как выводы специализированных экспертиз, как правило, содержали рекомендации разработать дополнительные мероприятия в проектной документации или с учетом разработанных решений внести изменения в те или иные разделы.
До принятия постановления разработчикам приходилось готовить три блока материалов – непосредственно проектная документация, утверждаемая часть рабочего проекта и рабочая документация, в состав которой входили технологические карты, основные комплекты рабочих чертежей, спецификации оборудования, изделий и материалов, сметы, другие прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта. Оставалось неизвестным, куда именно вносились исправления по рекомендациям специализированных экспертиз и реализовывались ли они. Все это, неизбежно, приводило к снижению качества проекта.
До принятия постановления разработчикам приходилось готовить три блока материалов – непосредственно проектная документация, утверждаемая часть рабочего проекта и рабочая документация, в состав которой входили технологические карты, основные комплекты рабочих чертежей, спецификации оборудования, изделий и материалов, сметы, другие прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта. Оставалось неизвестным, куда именно вносились исправления по рекомендациям специализированных экспертиз и реализовывались ли они. Все это, неизбежно, приводило к снижению качества проекта.
Существовали сложности и с сохранением коммерческой, служебной и иных видов тайн: сохранение конфиденциальности служебной информации в условиях прохождения многочисленных специализированных экспертиз становилось крайне сложной задачей. Возникали случаи утечки информации к конкурентам – и не только по таким показателям, как стоимость или сроки, но даже и по принятым технологическим решениям. Это вызывало обоснованное недовольство заказчиков и требовало неотложных перемен.
Одно окно
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» фундаментально изменило жизнь как государственной экспертизы, так и строительного комплекса страны.
Организованная по принципу «одного окна», единая экспертиза заменила собой сложную и многоступенчатую систему специализированных экспертиз. Теперь в едином органе (организации) государственной экспертизы были сосредоточены практически все, в том числе, специализированные экспертизы, рассматривающие вопросы:
Государственным учреждением, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации федерального уровня, в том числе на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, указанных в пунктах 51 статьи 6 и статьи 481 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является Главгосэкспертиза России. Создание «одного окна» в Главгосэкспертизе России потребовало значительной работы по формированию уникального коллектива высококвалифицированных специалистов, опыт работы которых в профильных областях составляет двадцать, тридцать и более лет, а многие эксперты учреждения является обладателями ученых степеней.
В связи с переходом на принцип «одного окна» Главгосэкспертиза России провела оптимизацию своей структуры. Кроме центрального аппарата, расположенного в Москве, Главгосэкспертиза России располагает широкой сетью филиалов, работающих на территории всей страны: Екатеринбургский, Казанский, Красноярский, Омский, Ростовский, Саратовский, Санкт-Петербургский, Хабаровский, Ханты-Мансийский, Самарский, Северо-Кавказский и Севастопольский филиалы входят в структуру учреждения и повышают доступность его услуг для заявителей и заказчиков строительства из разных регионов.
В Главгосэкспертизе России проведение государственной экспертизы проектной документации осуществляется в строгом соответствии с Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В Главгосэкспертизе России проведение государственной экспертизы проектной документации осуществляется в строгом соответствии с Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Неукоснительно соблюдаются сроки проведения государственной экспертизы проектной документации, которые не превышают трех месяцев. В некоторых случаях, например, для объектов, которые были включены в программу подготовки проведения Олимпийских игр, сроки составили два месяца.
В течение не более 60 дней проводится государственная экспертиза проектной документации и/или результатов инженерных изысканий одновременно с проверкой достоверности определения сметной стоимости.
В течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза:
В течение 30 дней проводится проверка достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
За десять лет, прошедших с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145, многое в государственной экспертизе изменилось в лучшую сторону: сократились стоимость и сроки проведения государственной экспертизы, повысилось качество выдаваемых заключений, улучшились условия прохождения экспертизы для заказчиков, даже формат проведения рабочих совещаний экспертов с заказчиками - нашим заявителям не нужно тратить часы, дни и месяцы на обсуждение вопросов по разделам проектной документации в многочисленных специализированных экспертизах.
За десять лет, прошедших с момента принятия постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145, многое в государственной экспертизе изменилось в лучшую сторону: сократились стоимость и сроки проведения государственной экспертизы, повысилось качество выдаваемых заключений, улучшились условия прохождения экспертизы для заказчиков, даже формат проведения рабочих совещаний экспертов с заказчиками - нашим заявителям не нужно тратить часы, дни и месяцы на обсуждение вопросов по разделам проектной документации в многочисленных специализированных экспертизах.
Теперь на рабочих совещаниях в Главгосэкспертизе России в обсуждении недостатков проектных решений одновременно участвуют все эксперты по всем необходимым направлениям. В итоге заказчики и проектировщики получают исчерпывающие замечания и ответы на свои вопросы.
Единая экспертиза как барьер для аварийно-опасных проектов
Качественная проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненные для ее подготовки, - основа для обеспечения безаварийного и высокоэффективного строительства, а также последующей эксплуатации объектов, в том числе особо опасных, технически сложных и уникальных.
Наша цель – недопущение ошибок при проектировании объектов капитального строительства и предотвращение аварий техногенного характера, которые могут повлечь за собой гибель тысяч людей. В Главгосэкспертизе России работают профессионалы высочайшего уровня, и вероятность того, что они не увидят аварийно-опасное решение, ничтожно мала. Подтверждением тому служит тот факт, что за десять лет, прошедшие с принятия нашего главного постановления и начала работы государственной экспертизы по принципу «одного окна», ни на одном объекте, проектная документация по которому прошла Главгосэкспертизу России, не произошло ни одной аварии.
Одной из важнейших задач Главгосэкспертизы России в процессе рассмотрения проектной документации является проверка принятых решений на соответствие требованиям действующих нормативных правовых актов и технических документов, гарантирующим безопасность и надежность как в процессе строительства, так и при последующей эксплуатации зданий и сооружений.
Положительные заключения государственной экспертизы выдаются только после полного устранения всех замечаний экспертов.
Однако, к сожалению, говорить о высоком качестве самих проектов пока еще рано. Анализ проектной документации и результатов инженерных изысканий, прошедших государственную экспертизу в Главгосэкспертизе России, приводит к выводу, что нарушения, выявленные при проведении государственной экспертизы, связанные с несоответствием установленным требованиям законодательства Российской Федерации, носят систематический характер.
Однако, к сожалению, говорить о высоком качестве самих проектов пока еще рано. Анализ проектной документации и результатов инженерных изысканий, прошедших государственную экспертизу в Главгосэкспертизе России, приводит к выводу, что нарушения, выявленные при проведении государственной экспертизы, связанные с несоответствием установленным требованиям законодательства Российской Федерации, носят систематический характер.
Динамика количества выданных Главгосэкспертизой России отрицательных заключений показывает, что за последние шесть лет улучшения качества проектных материалов и результатов инженерных изысканий, представляемых на государственную экспертизу, не произошло. Доля отрицательных заключений в общем объеме заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не снижается.
Проектные организации не учитывают в полной мере требования, предъявляемые техническими регламентами, другими действующими нормативными документами, включая требования к составу и содержанию проектной документации и результатов инженерных изысканий, что создает предпосылки для принятия неправомерных проектных решений в части обеспечения надежности зданий и сооружений.
Основной причиной низкого качества проектной документации и результатов инженерных изысканий является нехватка высококвалифицированных специалистов в штате проектной организации. Генеральные подрядные проектные организации зачастую располагают ограниченным штатом специалистов и при работе над сложными проектами привлекают многочисленные специализированные субподрядные организации. При этом их действия недостаточно скоординированы генеральной проектной организацией, что приводит к отсутствию согласованности и связанности проектных решений. Работа по таким объектам затруднена еще и по той причине, что зачастую проектные организации находятся в разных регионах и городах Российской Федерации. Как следствие, отработка замечаний экспертов - несмотря на высокий уровень развития современных средств коммуникации - не укладывается в отведенное законодательством время.
Следует подчеркнуть, что практически вся документация, получившая положительные заключения, доработана в процессе проведения государственной экспертизы с целью приведения ее в соответствие с требованиями действующих нормативных правовых актов и технических регламентов. Анализ выданных заключений показывает, что в процессе проведения государственной экспертизы в каждом четвертом комплекте документации выявлены существенные нарушения в части обеспечения конструктивной надежности и безопасности объектов капитального строительства, то есть ошибки в разработке проектных решений, в результате реализации которых могли бы произойти техногенные аварии, нанесшие ущерб окружающей среде и материальной инфраструктуре и ставшие причиной гибели и страданий людей.
Кроме того, практика показывает, что в представляемой на повторную экспертизу проектной документации устраняются не все замечания экспертов, что, по существу, является наглядным подтверждением недостаточной квалификации проектировщиков и отсутствия должного контроля со стороны генеральной проектной организации и технического заказчика. При этом изменения, вносимые одними специализированными организациями, не находят отражения в иных разделах проектной документации и результатов инженерных изысканий, разрабатываемых другими субподрядными организациями.
Проектные организации, имеющие многолетний опыт проектирования и соответствующий профилю работы штат квалифицированных сотрудников, постоянно повышают качество выпускаемой документации, своевременно устраняют выявленные недостатки, а также учитывают ранее полученные замечания по аналогичным объектам. Кроме того, такие проектные организации способны предлагать новые прогрессивные проектные решения.
На качество проектной документации также отрицательно влияет отсутствие у ряда проектных организаций опыта проектирования тех или иных объектов капитального строительства, что приводит к разработке заведомо ошибочных решений.
Проектные организации, имеющие многолетний опыт проектирования и соответствующий профилю работы штат квалифицированных сотрудников, постоянно повышают качество выпускаемой документации, своевременно устраняют выявленные недостатки, а также учитывают ранее полученные замечания по аналогичным объектам. Кроме того, такие проектные организации способны предлагать новые прогрессивные проектные решения.
На качестве принятых проектных решений сказывается текущее состояние нормативно-технической и нормативно-правовой базы в строительстве. Противоречия нормативных документов и постоянное внесение изменений в действующее или принятие нового законодательства приводят к их неоднозначному толкованию, и, как следствие, ведут к возникновению ошибок и противоречий при подготовке проектной документации и результатов инженерных изысканий.
У многих застройщиков, технических заказчиков и проектных организаций возникают трудности с идентификацией объектов капитального строительства, в том числе с определением технико-экономических показателей объекта. Практика показывает, в дальнейшем это во многом негативно сказывается на принимаемых проектных решениях, которые в результате неверной идентификации не соответствуют требованиям, установленным законодательством применительно к конкретным видам и параметрам объектов капитального строительства.
Проектная документация и результаты инженерных изысканий, представленные для проведения государственной экспертизы, проверяются, в том числе на предмет соответствия идентификационным сведениям об объекте капитального строительства, указанным в заявлении о проведении государственной экспертизы, сведениям об объекте капитального строительства, содержащимся в представленной исходно-разрешительной и проектной документации и результатах инженерных изысканий. При этом идентификационные сведения об объекте капитального строительства, указанные в исходно-разрешительных документах, должны полностью соответствовать идентификационным сведениям о нем в проектной документации и результатах инженерных изысканий, а также наименованию объекта капитального строительства.
При анализе проектных решений, представленных на государственную экспертизу, и систематизации ошибок застройщиков, заказчиков и проектных организаций, выявленных при проведении государственной экспертизы, специалисты Главгосэкспертизы России составили перечень наиболее характерных групп недостатков:
До настоящего времени для многих проектировщиков представляет серьезные сложности обеспечение соответствия разделов проектной документации, как в текстовой, так и в графической частях, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию».
Качество проектной документации во многом зависит и от полноты и достоверности исходных данных, содержащихся в исходно-разрешительных документах: задании на проектирование, технических условиях на подключение объектов строительства к коммуникациям инженерного обеспечения, документации по планировке территории и иных данных.
Проектировщики допускают нарушения нормативных требований и в части применяемых методов, полноты выполнения и качества оформления результатов инженерных изысканий. В ряде случаев на государственную экспертизу поступает проектная документация, разработанная на основе технических отчетов по инженерно-геологическим изысканиям, выполненным не в полном объеме, в проекте допускаются неточности в определении вида и степени агрессивности грунтов и подземных вод, не всегда указывается категория сложности инженерно-геологических изысканий.
Отсутствие материалов предпроектного обследования технического состояния зданий и сооружений, подлежащих реконструкции, приводит к принятию ошибочных технических решений, влияющих на безопасность и надежность эксплуатации реконструируемых комплексов в местах их интеграции в существующие технологические и конструктивные системы.
Отмечаются нарушения строительных норм и правил, связанных с обеспечением конструктивной надежности и эксплуатационной безопасности объектов капитального строительства.
Кроме того, обобщение выводов отрицательных заключений по проектам различного назначения выявило серьезные недоработки в проектных решениях по обеспечению охраны окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности.
Значительная часть замечаний по проектной документации связана как с недостаточными обоснованиями принимаемых проектных решений, или их отсутствием, так и с несоответствием принятых решений требованиям нормативных документов в области промышленной безопасности.
Сделать выводы
В целях исключения возникновения аварий с тяжелыми последствиями и гибелью людей на особо опасных технически сложных объектах, заказчикам и проектным организациям необходимо сделать соответствующие выводы, как при разработке заданий на проектирование, так и при разработке проектной документации.
Известно, что качество разрабатываемой проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт особо опасных, технически сложных уникальных и объектов напрямую зависит от соблюдения требований законодательных актов, нормативных технических документов и укомплектованности проектных организаций опытными специалистами.
Следует отметить, что в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации специалисты проектных организаций приобретают необходимый опыт, который в дальнейшем может положительно сказаться на качестве разрабатываемой ими проектной документации, поскольку позволит провести работу над своими же ошибками, допущенными при проектировании.
Электронная реальность Главгосэкспертизы России
Конечно, все эти годы постановление и введенное им Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не оставались неизменными: документ постоянно – с учетом требований и реалий этапов развития строительной отрасли – обновлялся и корректировался.
Последнее обновление постановления было направлено, прежде всего, на внедрение электронных услуг в сфере проведения государственной экспертизы. В частности, Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1330 установило обязанность представления с 1 сентября 2016 года проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, подготовленных в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, а также иных документов, необходимых для проведения государственной экспертизы, только в электронной форме. Исключение составляют случаи, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Главгосэкспертиза России провела комплекс работ, необходимых для перехода к проведению государственной экспертизы в электронном виде. В рамках данных мероприятий в 2016 году:
То же постановление № 1330 обязало с 1 января 2017 года представлять проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в Главгосэкспертизу России и во все уполномоченные на проведение такой государственной экспертизы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственные этим органам государственные учреждения только в электронной форме – вне зависимости от источника финансирования строительства. Исключение составляют случаи, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Значимость этих изменений сопоставима с той реформой, которая фактически произошла в системе государственной экспертизы в результате принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145.
Предоставление услуг в электронном виде позволяет заявителю сократить временные, финансовые, а также иные издержки на прохождение государственной экспертизы. Электронные услуги решают проблему доступности самих услуг государственной экспертизы, так как позволяют подавать документы на экспертизу и отслеживать процессы, связанные с их рассмотрением, без личного присутствия, из любой точки страны, где есть подключение к сети «Интернет».
Предоставление услуг в электронном виде позволяет заявителю сократить временные, финансовые, а также иные издержки на прохождение государственной экспертизы. Электронные услуги решают проблему доступности самих услуг государственной экспертизы, так как позволяют подавать документы на экспертизу и отслеживать процессы, связанные с их рассмотрением, без личного присутствия, из любой точки страны, где есть подключение к сети «Интернет».
Фактически эти изменения дали новый мощный импульс для развития государственной экспертизы в целом и Главгосэкспертизы России, в частности.
Теперь перед нами стоят новые задачи, в том числе переход к BIM-технологиям, которые обещают стать новой эрой в проектировании, строительстве и эксплуатации зданий. «Дорожная карта» по внедрению технологий информационного моделирования, принятая правительством, предусматривает разработку национальных стандартов в процессах проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта), эксплуатации и сноса объектов капитального строительства, приведение нормативно-технических документов и сметных нормативов, применяемых в строительстве, в соответствие с классификатором строительных ресурсов. Кроме того, карта предусматривает и расширение функционального назначения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве в направлении эксплуатации и сноса объектов капитального строительства.
По оценкам экспертов, применение технологий информационного моделирования только в процессе проектирования и строительства позволит достичь существенной – до 20% - экономии финансирования, выделяемого на возведение объекта, снизить административные барьеры и сократить сроки проектирования, экспертизы и строительства.
Главгосэкспертиза России технически уже готова к работе с технологиями информационного моделирования. Но этого недостаточно. Для полномасштабной работы необходимо, чтобы на протяжении всего жизненного цикла объекта - разработки проекта, экспертизы, строительства, обслуживания и эксплуатации – все участники работали в едином нормативном и информационном пространстве. Принятая Правительством «дорожная карта» позволит строительной отрасли и институту государственной экспертизы справиться с новыми вызовами.
1 февраля 2017