Оставьте свой отзыв
Опрос
Что Вам понравилось в новой версии сайта?
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Государственная экспертиза: соответствие проектной документации требованиям по антитеррористической защищенности

Государственная экспертиза: соответствие проектной документации требованиям по антитеррористической защищенности

Базовую роль в сложившейся ситуации играют государственные меры, направленные на антитеррористическую защищенность  объектов и территорий и обеспечение безопасности людей. Законодателем уже создана правовая основа, позволяющая разрабатывать в проектной документации мероприятия по антитеррористической защищенности различных категорий объектов.

Согласно принятому в марте 2006 года Федеральному закону № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» общим принципом при разработке мероприятий по антитеррористической защищенности является принцип соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности. То есть, исходя из анализа возможных террористических угроз и уязвимости объектов, должен определяться объем разработки инженерно-технических мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.

В развитие части 2 пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительством Российской Федерации было принято постановление от 25 декабря 2013 года № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)», предусматривающее меры по созданию защиты объектов (территорий) от совершения на них террористического акта. Также этим документом определены требования к паспортам безопасности объектов.

В «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, были внесены – постановлениями правительства от 15 февраля 2011 года № 73 и от 23 января 2016 года № 29 – следующие изменения. Подраздел «Технологические решения» – пункт 22, добавлены подпункты «п (1)», «п (2)», «п (3)», «у» и «ф» – дополнен требованиями в части:

  • обоснования проектных решений по предотвращению несанкционированного доступа на объект физических лиц и транспортных средств;
  • обоснования проектных решений по обнаружению взрывных устройств, оружия и боеприпасов – для зданий и сооружений социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в много- квартирных домах, в которых предполагается единовременное нахождение более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима;
  • обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Раздел 6 «Проект организации строительства» – пункт 23, добавлен подпункт «т (1)» – дополнен требованиями по охране объектов в период строительства.

Раздел 3 «Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения» – пункт 36, добавлены подпункты «м (1)» и «х (1)» – дополнен требованиями в части обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры на этапе их проектирования и строительства.

Кроме того, в 2011 году приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 320 от 05 июля 2011 года введен в действие Свод правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (СП 132.13330.2011). Его разделы 1, 7 и 8 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил обязательного применения, утвержденный постановлением Правительства России № 1521 от 26 декабря 2014 года. В соответствии с данным Сводом правил проектная документация, в части антитеррористической защищенности должна содержать сведения о классификации объекта по значимости в зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть причинен в результате акта незаконного вмешательства.

Классификация объекта указывается заказчиком в задании на проектирование и определяется на основе анализа возможных террористических угроз и уязвимости объекта. При этом данный анализ должен выполняться организациями, обладающими научно-техническим потенциалом и опытом работы в соответствующей области, с учетом требований по защите сведений, составляющих государственную тайну.

Опыт работы Главгосэкспертизы России по изучению проектных решений в части разработки мероприятий по антитеррористической защищенности объектов показывает, что многим проектам свойственны следующие недостатки:

  • отсутствие системного подхода в применении нормативных правовых актов, ведомственных норм и правил, которых на данный момент насчитывается более 100;
  • отсутствие требований заказчика в задании на проектирование к разработке «Инженерно-технических мероприятий по антитеррористической защищенности объектов»;
  • отсутствие в проектной документации сведений о категории объекта и об отнесении объекта к тому или иному классу значимости в зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту;
  • отсутствие в проектной документации мер по охране объекта в период строительства и другие – наличие в проектной документации большого объема декларативной информации.

отсутствие системного подхода в применении нормативных правовых актов, ведомственных норм и правил, которых на данный момент насчитывается более 100;
отсутствие требований заказчика в задании на проектирование к разработке «Инженерно-технических мероприятий по антитеррористической защищенности объектов»;
отсутствие в проектной документации сведений о категории объекта и об отнесении объекта к тому или иному классу значимости в зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту;
отсутствие в проектной документации мер по охране объекта в период строительства и другие – наличие в проектной документации большого объема декларативной информации.
Кроме того, зачастую проектная документация предполагает оснащение объекта инженерно-техническими средствами как для режимных объектов, без учета специфики террористических угроз.

Существующая сегодня нормативная правовая база, по нашему мнению, не в полной мере соответствует актуальным вопросам разработки мероприятий по антитеррористической защищенности объектов. В соответствии с действующими нормативными документами решения об охране объектов и антитеррористической защищенности должны быть представлены в пяти разделах и подразделах проектной документации.

Полагаем, что в дальнейшем, в развитие части 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходимо внести в «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» полноценный раздел или подраздел «Мероприятия по антитеррористической защищенности». По всей видимости, необходима корректировка и Свода правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» в части обобщения требований по антитеррористической защищенности. Изменения законодательных и нормативно-правовых актов предопределяют разработку и нового направления экспертной деятельности – «Антитеррористическая защищенность объектов капитального строительства».

Автор: заместитель начальника Главгосэкспертизы России Владимир Вернигор
Журнал «Безопасность зданий и сооружений», №1, май 2017 г.

1 мая 2017

Поделиться статьей:
Подписаться на рассылку
Назад