Оставьте свой отзыв
Оставить отзыв о Главгосэкспертизе России

В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.

Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно

Экспертный корпус. Особенности нормативного регулирования статуса эксперта и его аттестации

Экспертный корпус. Особенности нормативного регулирования статуса эксперта и его аттестации

Работа экспертных организаций как почти единственного механизма, который стоит на пути у некачественных проектов, который отвечает за надежность и безопасность решений, принятых в проектной документации, всегда будет исключительно важна как для государства и граждан, так и для профессионального сообщества. В этих условиях особенное внимание должно уделяться правовому регулированию деятельности экспертных организаций: в первую очередь, статусу эксперта и определению подходов к формированию экспертного корпуса как базису, на котором возводится все здание института строительной экспертизы.

5 марта 2007 года Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации №145, был установлен порядок проведения государственной экспертизы по принципу «одного окна».

Тем же документом было введено понятие статуса государственного эксперта. Так, пунктом 47 Положения определено, что исключительным правом подготовки заключений государственной экспертизы обладают лица, аттестованные в качестве государственных экспертов в порядке, установленном Министерством регионального развития Российской Федерации. Согласно ранее действующей редакции пункта 47 Положения «при проведении государственной экспертизы государственный эксперт независим и обязан руководствоваться только требованиями законодательства Российской Федерации. Никто не вправе давать государственному эксперту обязательные для исполнения указания в части выводов относительно соответствия или несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, соответствия или несоответствия инженерных изысканий требованиям технических регламентов». К сожалению, столь важный и принципиальный аспект статуса эксперта так и не нашел отражения в последующих нормативных правовых актах. Сегодня этот раздел Постановления правительства утратил силу, и вопросы, связанные с правовым статусом эксперта, определяются уже статьями 49 и 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Часть 4.6 статьи 49 устанавливает, что подготовку заключений государственной и негосударственной экспертизы вправе осуществлять физические лица, аттестованные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, то есть на данный момент - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Эта работа проводится в порядке, определенном Положением об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года № 271 по направлениям деятельности, указанным в квалификационном аттестате. В настоящее время действует Минстроем России утвержден Перечень направлений деятельности экспертов.

Во время разработки этих документов профессиональным сообществом довольно долго обсуждался вопрос того, должен ли государственный эксперт быть штатным сотрудником организации по проведению государственной экспертизы. В 2007 и 2009 годах этот вопрос получал, в основном, положительный ответ. Однако сегодня, как то устанавливает часть 1 статьи 49.1 Градостроительного кодекса, а также пункт 8 Положения об аттестации, любое физическое лицо может быть аттестовано на право подготовки заключений экспертизы при условии его соответствия следующим требованиям:

1) наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта;
2) постоянное проживание в Российской Федерации;
3) наличие стажа работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности не менее пяти лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо в организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, не менее трех лет;
4) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
5) обладание необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

Отдельно необходимо отметить, что первое требование, а именно наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта, довольно нечеткое. Ведь в настоящее время в общепринятой системе российского высшего образования существует разделение выпускников вузов на бакалавров (4 года обучения в вузе), специалистов (5 лет обучения) и магистров (6 лет в вузе). Разумеется, уровень профессиональной подготовки у этих выпускников очень разный, хотя все они формально считаются получившими высшее образование.

Квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий действует на всей территории Российской Федерации. Срок действия аттестата – 5 лет. Физическое лицо вправе обратиться в Минстрой России с заявлением о продлении срока его действия путем переаттестации. Согласно части 7 статьи 49.1 Градостроительного кодекса квалификационный аттестат может быть аннулирован тем же органом, который его выдал, то есть, Минстроем России, до истечения срока его действия. Основанием для аннулирования аттестата являются:

1) установление факта участия эксперта в экспертизе при наличии личной заинтересованности в ее результатах, в том числе, если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали эксперт лично или его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг;
2) установление факта представления для прохождения аттестации документов, содержащих недостоверные сведения;
3) вступление в законную силу решения уполномоченных органов о привлечении лица, которому выдан квалификационный аттестат, к ответственности за правонарушения в сфере его профессиональной деятельности.

Аттестованные эксперты вносятся Минстроем России в соответствующий реестр в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 16 марта 2012 года № 102. Этот реестр открыт для всех заинтересованных лиц и ведется в электронном виде на официальном сайте Минстроя России. В реестре содержатся следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество физического лица, которому выдан квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
2) номер квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
3) дата выдачи и дата окончания срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
4) направления деятельности эксперта, по которым он может осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
5) отметка об аннулировании, приостановлении, выдаче дубликата квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае принятия Министерством регионального развития Российской Федерации соответствующего решения).

Пункт 13 Положения об аттестации определяет, что при наличии действующего квалификационного аттестата эксперт может представить документы для прохождения аттестации на получение права подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по другому направлению деятельности. Данное правило касается лиц, работающих в организации по проведению государственной экспертизы и обладающих необходимым стажем.

В настоящее время в Правительстве Российской Федерации на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации. Эти изменения связаны с необходимостью повысить требования, предъявляемые к аттестации физических лиц на право подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Например, непростым было принятие решения о стаже работы, необходимом для такой аттестации. Сегодня в проектных организациях этот стаж составляет пять лет, однако вносились предложения продлить его до десяти и даже пятнадцати лет. В конечном итоге, в рассматриваемый проект вошел вариант, согласно которому длительность стажа эксперта должна составлять не менее семи лет.

Споры вызывает не только стаж, но и порядок проведения самой аттестации. В настоящее время она проводится в двух формах: устный экзамен и письменное тестирование, где при ответе на вопрос следует выбрать верный вариант из нескольких предложенных. Конечно, устный экзамен раскрывает возможности претендента значительно полнее и нагляднее, чем тестирование. Экзаменационная комиссия состоит из представителей Минстроя и специалистов Главгосэкспертизы России. Экзаменаторы могут лично познакомиться с кандидатом, задать дополнительные вопросы, послушать, как потенциальный эксперт обосновывает свою точку зрения и какие аргументы он подбирает. Но, как считает сообщество, и письменное тестирование имеет право на существование – как дополнительный экзамен. Во время такого тестирования кандидаты могли бы решать практические задачи, которые позволяли бы получить дополнительные данные об уровне их профессиональных знаний и навыков.
Кроме того, в законопроекте установлен перечень оснований для аннулирования квалификационного аттестата. Такими основаниями, например, могут стать:

- установление судом двух и более фактов совершения экспертом нарушений, влекущих за собой создание угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Речь идет о нарушениях, совершенных за последние пять лет профессиональной деятельности в качестве эксперта, либо о нарушениях, которые повлекли причинение указанного вреда вне зависимости от того, когда такие нарушения были совершены. В частности, нарушением является подготовка экспертом положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий, не соответствующих требованиям технических регламентов, или положительного заключения экспертизы проектной документации, не соответствующей требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий;

- установление судом двух и более фактов нарушений эксперта за последние пять лет его профессиональной деятельности. Речь идет о таких нарушениях, как подготовка экспертом отрицательного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий при соответствии их требованиям технических регламентов, или отрицательного заключения экспертизы проектной документации при ее соответствии требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий.
При этом, если причиной аннулирования квалификационного аттестата стали нарушения, которые повлекли за собой причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повторная аттестация эксперта не допускается.

31 августа 2017

Поделиться статьей:
Подписаться на рассылку
Назад