Оставьте свой отзыв
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг Главгосэкспертизы России
Выберите из списка:
Размер шрифта:ААА
Цветовая схема:ААААА
Изображения:Выкл.|Вкл.
8 (495) 625-95-95 Телефон в Москве
8 (800) 775-95-95 Бесплатный звонок по России Круглосуточно
Версия для слабовидящих

Богомолова Наталья Викторовна

Богомолова Наталья Викторовна
Богомолова Наталья Викторовна
Заместитель начальника Главгосэкспертизы России


Наталья Викторовна Богомолова, заместитель начальника Главгосэкспертизы России, курирует Управление проверки сметной документации и экспертизы проектов организации строительства, Управление правового обеспечения деятельности и закупок и Управление сопровождения проектов.

«Экспертиза – это институт, которым никогда не бывают довольны все в обществе. Экспертная организация стоит на пути некачественного проектирования, является фильтром, поэтому она всегда будет иметь большое количество противников». Родилась в Ленинграде. В 1996 году окончила Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «Юриспруденция». До прихода в 2007 году в Главгосэкспертизу России работала на руководящих должностях в банковских организациях, а также в Северо-западной дирекции Госстроя России. Вот уже десять лет является заместителем начальника Главгосэкспертизы России.

Наталья Викторовна награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и Почетной грамотой Министерства регионального развития Российской Федерации.


«ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ СТАТУСА ЭКСПЕРТА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОЛЖНО УДЕЛЯТЬСЯ ОСОБЕННОЕ ВНИМАНИЕ»

От работы экспертных организаций зависит безопасность решений, принятых в проектной документации. В этих условиях особенное внимание должно уделяться правовому регулированию деятельности экспертных организаций: в первую очередь, статусу эксперта и определению подходов к формированию экспертного корпуса. Это – базис, на котором возводится здание института строительной экспертизы.

5 марта 2007 года Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 145, введено понятие статуса государственного эксперта. Положение устанавливает, что исключительным правом подготовки заключений государственной экспертизы обладают лица, аттестованные в качестве государственных экспертов.

В предыдущей редакции пункта 47 Положения говорилось, что «при проведении государственной экспертизы государственный эксперт независим и обязан руководствоваться только требованиями законодательства Российской Федерации. Никто не вправе давать государственному эксперту обязательные для исполнения указания в части выводов относительно соответствия или несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, соответствия или несоответствия инженерных изысканий требованиям технических регламентов». К сожалению, столь важный аспект статуса эксперта не нашел отражения в последующих нормативных правовых актах.

Сегодня вопросы, связанные с правовым статусом эксперта, определяются уже статьями 49 и 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Часть 4.6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что подготовку заключений государственной и негосударственной экспертизы вправе осуществлять физические лица, аттестованные Минстроем России. В настоящее время приказом Минстроя России от 29.06.2017 № 941/пр утвержден Перечень направлений деятельности экспертов.

Во время разработки этих документов профессиональным сообществом обсуждался вопрос, должен ли государственный эксперт быть штатным сотрудником организации госэкспертизы. В 2007 и 2009 годах этот вопрос получал, в основном, положительный ответ. Однако сегодня,  согласно части 1 статьи 49.1 Градостроительного кодекса РФ, а также пункт 8 Положения об аттестации, любое физическое лицо может быть аттестовано на право подготовки заключений экспертизы при условии его соответствия следующим требованиям:

  1. наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта;
  2. постоянное проживание в Российской Федерации;
  3. наличие стажа работы в сфере выполнения инженерных изысканий по заявленному направлению деятельности не менее пяти лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо в организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, не менее трех лет;
  4. отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
  5. обладание необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и о техническом регулировании.

«Аттестованные эксперты вносятся в соответствующий реестр. Он открыт для всех заинтересованных лиц и ведется в электронном виде на официальном сайте Минстроя России».

Квалификационный аттестат эксперта действует на всей территории страны. Срок его действия – 5 лет. Эксперт вправе обратиться в Минстрой России с заявлением о продлении путем переаттестации. Согласно части 7 статьи 49.1 Градостроительного кодекса РФ квалификационный аттестат может быть аннулирован Минстроем России до истечения срока его действия.

Пункт 13 Положения об аттестации определяет, что при наличии действующего квалификационного аттестата эксперт может представить документы для прохождения аттестации на получение права подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по другому направлению деятельности.

В настоящее время в Правительстве России на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс. Эти изменения связаны с необходимостью повысить требования, предъявляемые к аттестации экспертов.

Непростым было принятие решения о стаже работы, необходимом для такой аттестации: в рассматриваемый проект вошел вариант, согласно которому длительность стажа эксперта должна составлять не менее семи лет.

Споры вызывает не только стаж, но и порядок проведения самой аттестации.

В настоящее время она проводится в двух формах: устный экзамен или письменное тестирование, где при ответе на вопрос следует выбрать верный вариант из нескольких предложенных. Конечно, устный экзамен раскрывает возможности претендента значительно полнее и нагляднее, чем тестирование. Но, как считает сообщество, и тестирование – как дополнительный экзамен – позволяет получить данные об уровне кандидата. Кроме того, в законопроекте установлен перечень оснований для аннулирования квалификационного аттестата. Такими основаниями, например, могут стать:

  • установление судом двух и более фактов совершения экспертом нарушений, влекущих за собой создание угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Речь идет о нарушениях, совершенных за последние пять лет профессиональной деятельности в качестве эксперта, либо о нарушениях, которые повлекли причинение указанного вреда вне зависимости от того, когда такие нарушения были совершены. В частности, нарушением является подготовка экспертом положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий, не соответствующих требованиям технических регламентов, или положительного заключения экспертизы проектной документации, не соответствующей требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий;
  • установление судом двух и более фактов нарушений эксперта за последние пять лет его профессиональной деятельности. Речь идет о таких нарушениях, как подготовка экспертом отрицательного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий при соответствии их требованиям технических регламентов, или отрицательно- го заключения экспертизы проектной доку- ментации при ее соответствии требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий.

При этом, если причиной аннулирования квалификационного аттестата стали нарушения, которые повлекли за собой причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повторная аттестация эксперта не допускается.