В ФАУ «Главгосэкспертиза России» в целях повышения уровня качества обслуживания заявителей, создания эффективной системы обратной связи между заявителями, разработки и реализации мер по улучшению качества обслуживания заявителей, а также в целях улучшения информированности заявителей о деятельности Учреждения, проводится оценка качества обслуживания заявителей.
Объективность, надежность, эффективность - для безопасного будущего
В своей работе Главгосэкспертиза России делает акцент на том, чтобы консолидировать усилия строительного сообщества на пути к снижению сроков инвестиционно-строительного процесса
В последний год по очевидным причинам все больше вызовов встает перед всей строительной отраслью и перед институтом государственной строительной экспертизы в частности. О том, что сейчас происходит в этой сфере, какие прорывы уже сделаны, а что еще только предстоит реализовать, «Вестнику» рассказал начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов.
Игорь Евгеньевич, с 2022 года BIM-методики стали обязательными для госзаказчиков. О каких первых результатах перехода можно говорить сегодня? Все сумели успешно справиться с переходом к BIM-технологиям и позволило ли это уменьшить число ошибок, допущенных при проектировании?
Начну с того, что недавно было принято постановление Правительства N° 962, и теперь необходимость включения в состав информационной модели трехмерной модели объекта определяется самим заказчиком на этапе формирования задания на проектирование. Таким образом, это решение обеспечивает более мягкий, поэтапный переход к обязательному применению ТИМ, не форсируя этот процесс с учетом новых обстоятельств и разного уровня готовности проектировщиков к работе с информационными моделями.
На текущий момент сложно делать выводы о глобальном влиянии информационного моделирования на качество проектирования, так как между заключением договора на подготовку архитектурно-строительного проекта и попаданием документации к нам на экспертизу проходит около полугода рабочего времени. Поэтому мы только готовимся полноценно оценить влияние ТИМ на качество проектной документации и сметных расчетов. К тому же надо иметь в виду, что это просто инструмент, автоматизирующий процесс проектирования.
Сегодня мы находимся в самом начале внедрения ТИМ. За последние годы завершено 20 пилотных проектов, еще четыре в настоящий момент находятся у нас на рассмотрении. Основная задача применения этих технологий, помимо всех прочих преимуществ, в том, чтобы максимально сократить время от замысла проекта до выхода на стройплощадку.
Единая цифровая платформа экспертизы, разработанная Главгосэкспертизой России, была введена в эксплуатацию 1 июня 2020 года. За последние месяцы в ней появилось несколько новых функций, в том числе реализована возможность подготовки контракта в электронном виде, расширен функционал администрирования пользовательского портала и другие. Запланировано ли на ближайшее будущее внедрение новых функций в работу платформы?
ЕЦПЭ – это прежде всего инструмент, который необходим для организации работы экспертных организаций в единой цифровой среде. Поэтому популярность, а точнее было бы сказать, востребованность платформы, растет по мере ее наполнения разнообразными базами данных и функциями, которые позволяют автоматизировать рутинные процессы и за счет этого существенно сокращают сроки проведения государственной экспертизы. Кроме того, благодаря расширенному функционалу работники экспертных организаций получили больше возможностей, в том числе для оперативной помощи в личном кабинете заявителя при работе с проектом.
Сегодня к платформе подключены почти 17 тыс. пользователей, 83 экспертные организации, из них одна – негосударственная. В целом в ЕЦПЭ загружено свыше 27 тыс. проектов и более 1 млн файлов, в том числе в формате XML. Подготовлено более 8 тыс. заключений. Помимо тех новых функций, которые вы уже назвали, в пользовательском меню платформы недавно появились услуги по проведению негосударственной экспертизы. В полном объеме они стали доступны в мае этого года. На данный момент разработана пилотная версия визуализатора цифровой информационной модели (ЦИМ), и уже в июле началась его опытно-промышленная эксплуатация. Думаю, для многих экспертных организаций это решение станет существенным подспорьем в оценке информационных моделей. Оно позволяет работать с трехмерными изображениями объекта и участка его размещения на всех уровнях детализации данных. Причем пользователям не потребуется дополнительное программное обеспечение, что важно с учетом непростой ситуации с поставками и лицензированием зарубежных комплексов. На текущий год также запланирована интеграция платформы с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), внедрение нового функционала для работы с локальными замечаниями.
Что касается будущих планов, то в прошлом году мы создали рабочую группу по развитию платформы, в нее вошли представители всех подключенных региональных экспертных организаций. По результатам заседаний, а они проводятся ежеквартально, формируется дорожная карта с учетом всех замечаний, рекомендаций и запросов по доработке и развитию функционала ЕЦПЭ.
Мы продолжаем получать обратную связь от пользователей системы. На сегодня поступило около 500 предложений, более 120 заявок после рассмотрения уже включены в дорожную карту дальнейшего развития ЕЦПЭ на ближайшие 2-3 года.
За первое полугодие 2022 года наблюдается устойчивый, не менее чем двукратный рост по всем основным показателям активности пользователей Единой цифровой платформы по сравнению с показателями начала 2022 года.
Какие новшества были внедрены в работу Главгосэкспертизы России за последнее время? Расскажите о самых важных результатах, которых удалось достичь.
В мае 2021 года мы создали Инжиниринговый центр, который по сути стал воплощением идеи перехода от традиционной экспертизы проектов к строительному инжинирингу и управлению стоимостью на всех этапах жизненного цикла. Центр начал с отработки процедур инжинирингового сопровождения пилотных проектов по развитию производственных мощностей отдельных предприятий. Сегодня он проводит комплексный анализ технических и стоимостных решений инвестпроектов, в том числе выявляет на ранних стадиях недостатки или уязвимости решений и предлагает заказчику более обоснованные и выгодные альтернативные подходы.
В прошлом году у нас была создана служба анализа данных и ведения ЕГРЗ. Потребность в ней возникла в связи с активным внедрением технологий информационного моделирования и возросшим количеством данных, требующих оперативного контроля и системной обработки. В свою очередь развитие информационных систем и цифровых сервисов вызвали необходимость в усилении информационной безопасности. Для этого мы создали собственный Центр кибербезопасности.
Пожалуй, самым значимым шагом в части цифровизации в прошлом году стал переход к формированию заключений экспертизы в машиночитаемом формате XML. Переход осуществлялся поэтапно, одновременно был запущен в эксплуатацию общедоступный веб-сервис по формированию XML-заключений в ЕЦПЭ. В целом за счет автоматизации всех процедур загрузки документации в ГИС ЕГРЗ время на получение номера заключения государственной экспертизы сократилось почти в 40 раз. При этом внедрение XML-формата, который с 1 января 2022 года стал обязательным, позволило повысить качество подготовки заключений за счет автоматизированного форматно-логического контроля загружаемых документов. В прошлом году также началась загрузка в машиночитаемом формате локальных сметных расчетов. Следующим шагом станет внедрение в XML-cхемы пояснительной записки. Она уже разработана нашими специалистами и находится на утверждении в Минстрое РФ.
В конце мая состоялся запуск Центра взаимодействия и коммуникаций в строительстве, в основе которого – принцип интеграции «снизу» и идея о привлечении к проектной работе максимального количества представителей инвестиционно-строительного процесса. Каких результатов планируется достичь с его помощью и на его площадке?
Замечу, что это была не только наша идея. Центр взаимодействия и коммуникаций в строительстве – это совместная инициатива с Минстроем РФ, и назревала она довольно давно. Предпосылками создания ЦВК можно считать целый ряд поручений президента и Правительства Российской Федерации в части трансформации строительной отрасли, начиная с 2018 года, а также все последующие задачи в рамках выполнения таких поручений. Например, в числе самых последних инициатив – проект создания суперсервиса «Цифровое строительство – стройка в 1 клик»: ставится задача к 2024 году сократить инвестиционно-строительный цикл не менее чем на 18 месяцев для 5-летних проектов, в том числе за счет внедрения электронного документооборота и реестрового принципа оказания государственных и муниципальных услуг. А федеральный проект «Новый ритм строительства» и новая стратегия Правительства РФ «Агрессивное развитие инфраструктуры» ставят задачу до 2030 года сформировать «умную» цифровую экосистему строительной отрасли, а также добиться снижения административных барьеров и сокращения сроков инвестиционно-строительного цикла, в том числе на стадии экспертизы проектной документации.
Весной этого года, чтобы поддержать застройщиков, правительство приняло новые меры по совершенствованию технического регулирования и оптимизации разрешительно-согласовательных процедур в строительстве.
Для выполнения всех этих задач как никогда требуется консолидация всего строительного сообщества. В одиночку с этим не управиться, поэтому мы и создали Центр взаимодействия и коммуникаций в строительстве. По сути это формат интеллектуального ситуационного центра со множеством технических и методических возможностей на одной площадке.
С сентября текущего года проведение госэкспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации будут происходить по принципу «одного окна». Заниматься этим будет Главгосэкспертиза России. Как будет строиться данная работа, на что повлияет изменение формата и какие задачи предстоит решить?
Эта мера, как и ряд других решений правительства в ходе последних регуляторных преобразований, направлена на снижение административных барьеров, сокращение сроков строительства и, соответственно, на снижение конечных затрат застройщиков. Но при этом хочу особо подчеркнуть: это делается не за счет каких бы то ни было послаблений в части требований экологической безопасности объектов и природоохранных мероприятий.
Как устроен принцип «одного окна» в данном случае? Полномочия по приему заявлений на проведение экологической экспертизы с 1 сентября будут возложены на Главгосэкспертизу. Мы, в свою очередь, должны будем направлять поступившие документы в Росприроднадзор. Таким образом, процессы экологической экспертизы станут проводиться параллельно, а участие заявителя больше не потребуется. При этом на всех этапах проведения экспертиз мы будем взаимодействовать с экспертами Росприроднадзора, информируя друг друга о принятых решениях и результатах оценки документации.
Более того, в каждом ведомстве действует свой порядок рассмотрения объектов, по которым требуется проведение экологической экспертизы, и с 1 сентября он не изменится. Еще одно важное преимущество принципа «одного окна» – он позволит снизить риски проведения повторной государственной экологической экспертизы, если в рамках государственной экспертизы проектной документации потребуется корректировка проектных решений.